Цель государственной политики в области охраны труда

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Положения комментируемой статьи основаны на Конституции РФ, на ратифицированных Российской Федерацией международных договорах.

Согласно Конвенции МОТ N 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981 г.), ратифицированной Российской Федерацией*(4), государство в соответствии с национальными условиями и практикой и по консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику в области безопасности труда, гигиены труда и производственной среды.

Цель такой политики – предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

В Конституции РФ Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), государство определило в комментируемой статье основные направления своей политики в области охраны труда.

Все указанные в ст. 210 направления государственной политики в области охраны труда условно можно объединить в три следующие группы.

Во-первых, это направления, связанные с формированием и совершенствованием единой нормативной базы регулирования отношений в области охраны труда:

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Во-вторых, направления, непосредственно связанные с обеспечением и защитой прав работников в области охраны труда:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

– профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

– расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

В-третьих, это направления государственной политики, связанные с организацией охраны труда, международным сотрудничеством:

– государственное управление охраной труда;

– государственная экспертиза условий труда;

– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

– координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

– подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;

– организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

– обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

– международное сотрудничество в области охраны труда;

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В формировании законодательства об охране труда, в разработке федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, в управлении охраной труда и осуществлении надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда, в защите законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей важнейшая роль принадлежит государственным органам.

О повышении внимания государства к проблемам улучшения условий и охраны труда свидетельствует включение в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р*(5), направлений деятельности, связанных с охраны труда работников. В частности, в числе приоритетных направлений государственной демографической политики указано снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Приоритетное направление по повышению уровня рождаемости включает поэтапную ликвидацию рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда (§ 1 разд. 3 Концепции).

В названной Концепции подчеркнуто, что создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, имеет важное значение, поскольку это является важнейшим фактором для дальнейшего развития экономики и эффективного функционирования рынка труда. Для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается:

– разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний, совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства;

Читать еще:  Сколько понятых должно быть при составлении протокола

– развитие системы оценки условий труда с точки зрения выявления вредных или опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека;

– разработка и реализация мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также на создание эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда; переход от выплаты компенсаций за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда, основанной на статусном (списочном) подходе, к выплате компенсаций за фактические условия труда по результатам аттестации рабочих мест (§ 6 разд. 3 Концепции).

Внимание государства к проблемам в области охраны труда нашло отражение также в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351*(6), в которой в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда (п. 3).

Положение ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающее сотрудничество органов государственной власти и иных органов, является отражением принципа социального партнерства. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В качестве примера таких согласованных действий можно назвать заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011-2013 годы*(7), в котором вопросы обеспечения безопасности рабочих мест рассматриваются в качестве приоритетных целей Соглашения. Стороны Генерального соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из приоритетных направлений сотрудничества и рассматривают его в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности. Участники Соглашения обязались:

– совершенствовать законодательную и нормативную правовую базу, обеспечивающую внедрение системы управления профессиональными рисками и экономических методов управления охраной труда, в том числе путем совершенствования системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также повышения роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий;

– провести консультации по вопросам, связанным с финансированием превентивных мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных на малых, средних предприятиях и в бюджетных учреждениях за счет средств страховых взносов.

Стороны договорились провести работу:

– по совершенствованию нормативной правовой базы обеспечения бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных спецодежды и спецобуви, а также смывающих, обезвреживающих и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами;

– по уточнению введения норм, позволяющих более четко оценивать влияние средств индивидуальной защиты на снижение уровня профессионального риска.

Участники Генерального соглашения сочли необходимым:

– подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний;

– развивать систему мониторинга состояния условий и охраны труда, включая совершенствование государственной статистической отчетности;

– совершенствовать комплексную подготовку персонала по охране труда с использованием современных технологий;

– провести консультации по совершенствованию нормативных правовых актов в области обеспечения промышленной безопасности.

Осуществление этих мероприятий будет способствовать улучшению условий и охраны труда, а также дальнейшему развитию системы социального партнерства и повышению его эффективности в реализации государственной политики в области охраны труда.

Изложенные в ст. 210 основные направления государственной политики в сфере охраны труда находят воплощение не только в разделе "Охрана труда", но и в разделах "Трудовой договор", "Рабочее время", "Время отдыха", "Оплата и нормирование труда", "Защита трудовых прав и свобод", а также в других разделах ТК.

Государственная политика в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда – одно из основных направлений государственной внутренней политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов всех групп общества.

Обязанность государства защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, определена в Основном законе страны (п. 3 ст. 37 Конституции РФ). Обеспечение приоритета сохранения здоровья и жизни работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности — один из главных общечеловеческих принципов, соответствующий:

  • Всеобщей декларации прав человека;
  • Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах;
  • декларациям и конвенциям Международной организации труда;
  • международным обязательствам Российской Федерации, принятым в рамках ОБСЕ (СБСЕ);
  • Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека;
  • Конституции РФ (ст. 7 и 37).

Правовое регулирование охраны труда реализуется путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда. В частности, в ст. 210 ТК РФ закреплен метод решения задач в области охраны труда путем разработки и реализации целевых (федеральных, отраслевых и территориальных) программ улучшения условий и охраны труда. Эти программы позволяют координировать работу субъектов

РФ и федеральных органов исполнительной власти, что способствует повышению эффективности государственной политики в области охраны труда.

Читать еще:  Ходатайство перед судом об истребовании доказательств

Осуществляя управление охраной труда, органы государственной власти устанавливают правила, процедуры и критерии, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности . Государственный надзор и контроль за соблюдением нормативных требований охраны труда строится на принципах соответствующих положений конвенций МОТ, ратифицированных нашей страной.

Основные направления государственной политики в области охраны труда сформулированы в ст. 210 ТК РФ. Их реализация обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

К числу основных направлений государственной политики в области охраны труда относится приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Реализация этого принципа обязывает организаторов производства, иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и здоровые условия труда его участникам.

Однако, несмотря на все принимаемые меры по охране здоровья и обеспечению безопасности человека в процессе его производственной деятельности, работники заболевают, получают травмы, гибнут. Тем самым с социально-экономических позиций рынка труда наемные работники теряют возможность продать свою рабочую силу работодателю для выполнения необходимой последнему трудовой функции за заработанную честным трудом плату. Невозможность работать по найму лишает работника и его иждивенцев средств к существованию. Разрешение указанной социальной проблемы основывается на нескольких принципах.

Первый принцип состоит в том, что вред, причиненный жизни или здоровью, должен быть компенсирован причинителем вреда (для наемного работника причинителем вреда выступает работодатель). Этот принцип лежит в основе гражданского права подавляющего большинства стран и детализируется в нашей стране нормами ГК РФ.

Второй принцип развивает первый и говорит об оптимальных для пострадавшего работника, его работодателя и общества в целом механизмах компенсации, в качестве которых принимается страхование профессиональных рисков. Основы страхования в нашей стране установлены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Третий принцип развивает первые два и говорит о том, что страхование профессиональных рисков должно осуществляться в виде обязательного социального страхования. В нашей стране этот принцип закреплен федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Определяя другие основные направления государственной политики в области охраны труда, законодатель особо выделил:

  1. государственное управление охраной труда;
  2. государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  3. государственную экспертизу условий труда.

Государство содействует общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников. В соответствии со ст. 370 ТК РФ такой контроль могут проводить профессиональные союзы. Основные права профсоюзов, в том числе право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, закреплены также в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в частности, ст. 20). Профсоюзы имеют право контролировать состояние охраны труда в организациях, в которых работают члены данного профсоюза; взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; образовывать собственные инспекции труда .

Разумно сочетая административные возможности органов власти с рыночными методами управления, законодатель определил как основные направления государственной политики:

– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда (как правило, через федеральные, ведомственные и территориальные программы по охране труда и через финансирование бюджетных организаций, учреждений, казенных предприятий);

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Так, в соответствии с и. 1 ст. 252 и и. 1 ст. 264 НК РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий и охраны труда, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Как самостоятельное направление государственной политики законодатель особо выделил профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников, важность которой несомненна. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения этих негативных явлений и выступает частью государственной политики в области охраны труда. Принципы и порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в ст. 227-231 ТК РФ, а также в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

В рамках реализации профилактических мер законодатель счел нужным особо выделить такие важнейшие направления государственной политики в области охраны труда профилактического характера, как:

  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей;
  • установление порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Непосредственное проведение профилактических мероприятий возложено на работодателя, который является организатором производства и должен так организовать производственную и трудовую деятельность, чтобы исключить или свести к минимуму возможные отрицательные воздействия факторов производственной среды или трудового процесса на организм работников.

В условиях современного общества быстрое получение и оперативное внедрение информации — залог устойчивого и динамичного развития производства, поэтому законодатель определил в качестве основных направлений государственной политики обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда. В нашей стране создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет.

Читать еще:  Получение земельного участка для инвалидов в москве

Не остались без внимания законодателя и проблемы защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, немыслимые без расследования и учета указанных негативных явлений. Возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется нормами ГК РФ и Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

За тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда положениями ТК РФ гарантируется: повышенная оплата; льготное пенсионное обеспечение, сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска; бесплатная выдача (по установленным нормам) молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания.

Чтобы разрабатывать государственную политику и проводить ее в жизнь, нужно знать реальную обстановку. Для этого в качестве одного из направлений государственной политики определена организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях. Такого рода отчетность осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Статистический инструментарий для организации статистического наблюдения в сфере охраны труда состоит из двух годовых форм:

  • формы № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда»;
  • формы № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях».

К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится международное сотрудничество в этой области, которое происходит в основном в рамках деятельности МОТ, членом которой является Российская Федерация, а также на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений.

Постановлением Советом Министров Республики Беларусь 16.08.2005 № 904 утверждена Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь. В данном документе определены цели и задачи государственного управления охраной труда, основные принципы, направления и уровни в области охраны труда, а также основ­ные функции органов государственного управления.

Цель государственной политики в области охраны труда– сохра­нение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

1) приоритет жизни и здоровья работников по отношению к резуль­татам производственной деятельности;

2) обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

3) установление обязанностей всех субъектов правоотношений в об­ласти охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

4) совершенствование правоотношений и управления в сфере, вклю­чая внешнеэкономический механизм обеспечения охраны труда.

Государственное управление охраной труда– деятельность субъ­ектов государственного управления охраной труда, направленная на реа­лизацию конституционных прав граждан на здоровые и безопасные усло­вия труда.

Субъекты государственного управления охраной труда– прави­тельство Республики Беларусь; республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные правитель­ству Республики Беларусь; местные исполнительные и распорядительные органы.

Для достижения цели государственного управления охраной тру­да необходимо решение следующих задач:

· уточнение функций и ответственности субъектов государственно­
го управления охраной труда;

· усиление профилактической направленности решений субъектов
государственного управления охраной труда на всех уровнях;

· совершенствование государственного управления охраной труда,
внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой
сфере;

· сертификация систем управления охраной труда в организациях;

· включение системы управления охраной труда в общую систему
управления производством;

· совершенствование нормативного правового обеспечения охраны
труда.

Основные направления государственной политики в области ох­раны труда:

1) государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением зако­нодательства по этим вопросам;

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов, направ­ленных на совершенствование правоотношений в этой сфере, установле­ние единых нормативных требований в области безопасности и гигиены труда;

3) комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда с учетом других направлений социальной и экономической политики, достижений в области науки, техники, технологий и охраны ок­ружающей среды;

4) организация научно-исследовательских работ по вопросам безо­пасности и гигиены труда, участие государства в финансировании респуб­ликанских программ по улучшению условий и охраны труда;

5) использование экономического механизма в управлении охраной труда, проведении налоговой политики, стимулирующей создание здоро­вых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных тех­нологий, эффективных средств защиты;

6) взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профессиональными союзами в разработке и реализации государственной политики в области охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и интересов в области ох­раны труда;

7) обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда, в том числе потерпевших на производстве, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных слу­чаев на производстве, профессиональных заболеваний, установление ком­пенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными усло­виями труда;

8) подготовка специалистов, обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда;

9) организация государственной статистической отчетности, созда­ние системы информации и мониторинга состояния условий труда и охра­ны труда;

10) международное сотрудничество, создание условий для ратифи­
кации конвенций Международной организации труда, документов других
международных организаций, межгосударственных договоров и соглаше­
ний в области охраны труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9574 – | 7560 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *