Чем отличается учитель от преподавателя и педагога

Ставить знак равенства между педагогом и учителем неверно. В современной системе образования роль учителя связывают преимущественно с практической деятельностью, главная задача которой – эффективная организация учебно-воспитательного процесса. Педагогика – понятие более широкое. Оно отражает общие принципы национальных образовательных доктрин и научный подход к решению проблем воспитания. Педагог призван творчески претворять теорию в практику.

Определение

Педагог – воспитатель, учитель, следующий в работе с детским коллективом гуманистическим идеям и осуществляющий просветительские, образовательные и воспитательные задачи в соответствии с передовыми педагогическими методами.

Учитель – специалист, имеющий педагогическое образование и сочетающий в профессиональной деятельности преподавание учебного предмета и наставничество, воспитательную работу.

Сравнение

Учитель проводит уроки и воспитательные мероприятия по утвержденным в соответствии с образовательными программами планам. Он может использовать в работе различные методики, повышающие результативность обучения предмету. Основные инструменты управления учебным процессом для учителя – эффективные технологии преподавания и контроль за усвоением изучаемого материала.

Педагог владеет глубокими гуманитарными знаниями в области возрастной психологии, социологии, философии, педагогической науки и применяет эти знания во всех видах непосредственной работы с детскими коллективами. Он постоянно совершенствует преподавательское мастерство, занимается научно-методической и общественно-воспитательной работой.

От научно-теоретической деятельности выдающихся педагогов зависит разработка образовательных доктрин и формирование тенденций культурного развития общества. Теория «естественного воспитания» Жан-Жака Руссо, «демократическая педагогика» известного швейцарского гуманиста И.Г. Песталоцци, принцип систематического обучения К.Д. Ушинского стали основой современных педагогических методик и практик.

В деятельности учителя конкретизируется педагогическая теория. Кроме того, учительская специализация связана с предметом преподавания. Можно говорить о работе учителя математики или физики, но трудно представить себе педагога литературы или истории.

Процесс обучения строится на получении определенных теоретических знаний и приобретении навыков их использования в обычной жизни и профессиональной деятельности. Организацию этого процесса трудно представить без участия преподавателей и учителей, работа которых и заключается в том, чтобы обеспечить учащихся необходимой информацией, а также проконтролировать качество ее усвоения. Они выполняют настолько близкие функции, что не многие видят разницу между учителем и преподавателем. Тем не менее, она существует и отражает конкретные профессиональные цели.

Определение

Учитель – специальность, которую приобретают выпускники педагогических институтов и средних специальных учебных заведений, готовящих педагогические кадры для работы в начальных классах общеобразовательной школы. Получая диплом, они становятся основным звеном учебно-воспитательной системы, которая в современных условиях ориентирована на то, чтобы научить школьников учиться – самостоятельно добывать необходимые знания.

Преподаватель – квалификация выпускников университетов, реже – академий, которая дает право лицу, получившему соответствующий диплом, заниматься научно-преподавательской деятельностью в области своей специализации.

Читать еще:  Платят ли пенсионеры транспортный налог в новосибирске

Сравнение

Прежде всего, в том, что перед ними стоят разные задачи. Для учителей они заключаются в необходимости развить у младших школьников навыки обучения и предоставить ученикам средних и старших классов возможность использовать их для усвоения учебного материала, предусмотренного государственными общеобразовательными программами.

В учительской практике используются специально разработанные педагогические методы, технологии и приемы, позволяющие добиться высокой эффективности базового обучения. Его теоретическая основа обеспечивает выпускникам перспективу обучения в высших учебных заведениях, а приобретенные ими умения пользоваться информацией как инструментом для совершенствования своих знаний в той или иной сфере позволяют легко адаптироваться в системе высшей школы.

Задача преподавателя – в полном объеме предоставить учащимся необходимую научную и методическую информацию по конкретному предмету и организовать контроль над качеством ее усвоения. В обязанности преподавателя не входит обучение студентов или курсантов в том виде, как оно осуществляется в школе. Взамен школьных методик преподаватель применяет лекционно-зачетную систему, в которой основная работа по изучению предмета выполняется самими учащимися. Они пользуются лекциями как одним из источников, но должны самостоятельно находить около 80 % информации, чтобы освоить программу курса, обязательную для зачета или сдачи экзамена.

Цель урока, который проводит учитель по своему предмету, — обучать, развивать и воспитывать. Воспитание – неотъемлемая часть учительской работы. Она состоит в общении с учениками, их родителями, в постоянном контакте с детскими общественными организациями и государственными службами, занимающимися вопросами защиты прав ребенка.

Преподаватель не занимается вопросами воспитания. Цель его деятельности – информировать, контролировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе.

Слово «учитель» имеет и более широкое значение. Учителем называют духовного наставника, человека, обладающего особыми знаниями, постижение которых – долгий путь нравственного совершенствования. В роли учителя в этом смысле слова может выступать и преподаватель, если его личность настолько значима, что заслуживает преклонения и почитания со стороны учеников.

Множество людей трудятся над выполнением нелёгкой задачи – дать человеку знания и сформировать всесторонне развитую личность. Представители каждой образовательной профессии решают свои задачи. Ошибочное суждение, что учитель и преподаватель – одно и то же. Где-то они совпадают, а в чём-то имеют кардинальное отличие. В чём именно? Давайте разбираться.

Стандартизация среднего образования: особенности работы школьного учителя.

Чаще всего выпускники педагогических ВУЗов получают квалификацию учителя, проходят практику и идут работать по направлению в школу, гимназию или лицей. У них в голове множество правил и нормативных документов, а главное – страх, порождённый чувством ответственности за чужих детей. Поэтому нередки случаи, когда педагоги предпочитают выстроить вокруг себя стену отчуждения, что бы пресечь просьбы по типу: «Отпустите с урока, голова болит», «Можно я не буду отвечать, не успел подготовиться», «Поставьте мне хорошую оценку, а то меня дома убьют».

Читать еще:  Отчетные документы за проживание в квартире посуточно

Современная система образования стремится всё больше формализовать школьный учебный процесс. Функции учителя – отмечать на уроках присутствующих, объяснять предусмотренные программой темы, а главное – контролировать выполнение домашних заданий. Если в классе учится более 35 человек, а урок длится всего 45 минут, письменная проверка в начале урока — единственный вариант контроля знаний. Хороший ученик очень скоро научится выполнять задание в любом объёме и любой сложности, но научится ли он иметь собственное мнение – это вопрос.

В плане свободы передвижения права ученика в школе в Украине достаточно ограничены. Администрация и учителя несут уголовную ответственность, в случае пропажи (смерти, увечья) своих несовершеннолетних подопечных, о чём подписывают соответствующие документы. Поэтому недопустимо выходить за пределы школы, самовольно покидать уроки или отставать от экскурсионной группы во время проведения внеклассных мероприятий.

Профессия учителя — престижная и уважаемая, но все же накладывает много обязательств шаблонного характера. Отношение «учитель-ученик» подразумевает, что ученик всегда должен слушать учителя, и не имеет права с ним спорить. Выпускники школ свидетельствуют, что многие учителя придерживаются точки зрения: «Вы еще столько не выучили, что бы меня поправлять». А если подобная ситуация всё-таки происходит, адекватная реакция следует в очень редких случаях.

Подобную «закостенелость» можно понять, работа учителем подразумевает наличие авторитета, без которого невозможно установить в классе железную дисциплину. Однако многие подростки в период взросления начинают «выростать» из школьной системы, как мальчишки из коротких штанишек, и лишать их возможности высказать собственное мнение, по меньшей мере, неправильно.

Как должен вести себя учитель с учениками, если нужно обеспечить хорошую дисциплину и высокий уровень успеваемости? Ответ прост – быть строгим, но справедливым, излагать материал интересно, но по стандарту, а также чётко выполнять заранее составленный план урока.

Обязанности ученика в школе – учиться, учиться, и ещё раз учиться, в основном, посредством выполнения домашних заданий. Хороший учитель научит своего ученика быть прилежным, ответственным, дорожить своим временем и подчиняться требованиям дисциплины. Если предел человеческих мечтаний — стать отличным исполнителем, школьного образования вполне достаточно. Система стандартов всегда способствовала формированию «шаблонных» сотрудников, которые нужны всегда и везде, значит, каждый школьный выпускник всегда найдёт своё место в жизни.

Работа преподавателем – «вкладывание» знаний или развитие компетенций?

В высшее или среднее специальное учебное заведение попадают люди, которые чётко знают, зачем они пришли, и какие знания и навыки хотят получить на выходе. Студентов не заставишь учить то, что им не надо, опираясь исключительно на свой авторитет – невозможно оставить в голове студента хоть какие-то знания без пробуждения искреннего интереса к предмету. Педагогическая деятельность преподавателя достаточно разноплановая, и заставляет искать различные методы преподавания, что бы заинтересовать студента – интересные примеры, творческие практические задания, проведение выездных занятий и т.д.

Читать еще:  Окончательный расчет при увольнении и перечисление ндфл

Должностные обязанности преподавателя не предполагают контроля посещаемости студентов, проведения «внеклассных» мероприятий и «воспитательных бесед», однако предполагают качественное изложение материала, а также развитие у студента способностей к самообучению.

Карьера преподавателя подразумевает постоянное самосовершенствование и самостоятельный поиск новых способов донесения учебного материала до студентов. Один из них – налаживание контакта с аудиторией и формирования системы «обратной связи», когда студент может сам научить преподавателя, открыв ему глаза на неизвестную ранее информацию, или предложив дополнительный вариант решения практических заданий. Также права преподавателей отличаются от учительских возможностью некоторого отступления от учебной программы, если этого требует изучаемая тема.

Во все времена у школы было одно задание – воспитывать подростков и формировать их базовый кругозор. Школьный учитель не имеет права отступать от программы, утверждённой Министерством Образования и Науки, а вдруг школьник узнает что-то лишнее, или непроверенное. Преподаватель сам выступает в некотором роде учеником по отношению к студенту, ведь для формирования настоящих профессионалов нужно ориентироваться на потребности и способности современной молодёжи.

Многие сотрудники колледжа Киевского института бизнеса и технологий перед тем, как найти работу преподавателя, достаточно долго проработали в сфере бизнеса, и как никто другой, отдают себе отчёт о степени интенсивности развития экономических и управленческих процессов. Помимо того, что преподаватели КИБиТ стараются во время занятий по максимуму передать свой опыт, главной задачей они видят развить у студента способность обучаться и развиваться самому, «впитывая» в себя новые достижения в сфере бизнеса и технологий. Решению данной задачи способствуют инновационные методики преподавания – проведение тренингов и мастер-классов, организация групповых проектов, визуализация лекционного материала с помощью презентаций.

Если понятие «учитель» означает наставничество и воспитание, понятие «преподаватель» — развитие индивидуальных способностей и профессиональных компетенций. Для формирования личности важно пройти оба перечисленных этапа, однако всегда нужно знать, когда пришло время расстаться с общепринятыми стандартами и ступить на путь самостоятельного развития.

Развитие творческого мышления своих подопечных – неотъемлемое право для учителей, и святая обязанность для преподавателей. Уважаемые сотрудники сферы образования, кем бы вы ни были, помните – от вас зависит судьба будущего профессионала!

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *