Что является примером нормы конституционного права

Виды конституционно-правовых норм

1. По предмету правового регулирования различают нормы, закрепляющие:

· основы конституционного строя;

· основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

· федеративное устройство РФ;

· основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

2. По юридической силе (в зависимости от того, в каких нормативных актах они закреплены и какое место они занимают в иерархии нормативных актов):

· нормы права, закрепленные Конституцией РФ (наивысшую юридическую силу имеют правовые нормы, закрепленные в главе 1 Конституции РФ и составляющие основы конституционного строя);

· нормы конституционного права, закрепленные в федеральных конституционных законах и в федеральных законах РФ;

· закрепленные в подзаконных актах – указах Президента, постановлениях Правительства РФ и в иных источниках конституционного права.

3. По функциональной роли в механизме правового регулирования:

· исходные (базовые) нормы: чаще содержатся в Конституции и регулируют отправные, основополагающие общественные отношения. К этому виду правовых норм относятся нормы-начала, или базовые нормы, закрепляющие основы гражданского общества и государственного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, служащие исходным началом для других отраслей права. Исходной нормой можно, например, считать норму, закрепленную в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ, которая гласит: "Президент РФ является главой государства". Эта норма лежит в основе других норм, определяющих правовой статус Президента РФ.

· обычные (конкретные) нормы:закрепляет частный случай, конкретные общественные отношения. Примером тому может служить норма, установленная той же Конституцией РФ: "Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд" (ч. 3 ст. 81).

4. По характеру (цели) правового предписания, которое содержится в диспозиции нормы:

· обязывающие:относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

· Запрещающие:может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию".

· Управомочивающие:можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ ( ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или"Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).

5. По степени определенности:

· конкретно-регулятивные:в них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц". К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

· общерегулятивные (дефинитивные):устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

6. По территории действия различаются нормы конституционного права, действующие:

· на территории РФ;

· на территории субъектов Федерации;

· в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (это одно или несколько поселений).

7. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

· материальные:определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы – рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

· процессуальные.

Особенностями конституционно-правовых норм являются:а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б)широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Читать еще:  Обязанности уборщицы служебных помещений в больнице

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9129 – | 7232 – или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Под нормами конституционного права понимаются правила пм дения, содержащиеся в актах — источниках конституционного про и регулирующие входящие в его предмет общественные отношения.

Обладая общими, присущими всем без исключения правовь нормам признаками, нормы конституционного права имеют вто з время и свои специфические особенности.

В числе таковых выделяются следующие.

Во-первых, обладание нормами конституционного права по отн шению к нормам других отраслей права несомненным приоритете Последний обусловливается наличием высшей юридической ею правовых актов, содержание которых составляют конституционн! нормы, по отношению ко всем другим правовым актам.

Обладание несомненным приоритетом конституционных нор в особенности тех, что содержатся в конституциях и уставах, в пра тическом плане означает их верховенство и соответственно нед пущение каких бы то ни было противоречий им со стороны друг норм. 4

Во-вторых, многообразие внешних форм выражения конституцио ных норм по сравнению с другими нормами. Помимо традиционм для всех без исключения норм права форм их выражения в виде но мативно-правовых актов, конституционные нормы содержатся так в таких нетрадиционных формах, как декларации, внутригосуда ственные договоры, акты, принимающиеся в результате проведен референдумов, и др.

общая характеристика конституционного права Российской Федерации219 ‘

п-третьих, учредительный характер значительной части норм кон-

„vuHOHHoro права, выражающийся в том, что они по своей ПрИрО-rTt* • /-

содержанию являются базовыми, исходными для норм и право- д к актов, возникающих на их основе и регулирующих общественные ? дщения, относящиеся к другим отраслям права.

Например, на основе и в развитие положений, содержащихся дт. 37 Конституции РФ, провозглашающей, что «труд свободен» „ что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требо­ваниям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без ка­кой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного феде­ральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы», было принято значительное число норма­тивно-правовых актов, включая Трудовой кодекс РФ, нормы которых формируют целую отрасль — трудовое право.

Аналогично обстоит дело и со многими иными статьями и поло­жениями КонституцииРФ, конституций республик и уставов краев, областей и других субъектов Российской Федерации, которые явля­ются базовыми, исходными для принятия и реализации самых раз­нообразных по своему характеру, содержанию и целевым установкам нормативно-правовым актам.

В-четвертых, общерегулятивный характер многих норм конститу­ционного права по сравнению с нормами других отраслей права. В от­личие от норм гражданского, уголовного и иных отраслей права, уста­навливающих конкретные права и обязанности сторон — участников соответствующих правоотношений, многие нормы конституционно­го права выступают в виде весьма общих положений, а именно в виде норм-деклараций, норм-принципов, норм-дефиниций и других им подобных норм.

В качестве примеров такого рода конституционных норм может служить положение ст. 1 Конституции РФ, провозглашающей, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федератив­ное правовое государство с республиканской формой правления»;

положения ст. 3 этого же Основного Закона, закрепляющей, что «но-^телем суверенитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации является ее многонациональный народ» и что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы го-оударственной власти и органы местного самоуправления»; и др.

Помимо названных особенностей норм конституционного права C УЩecтвyют и другие их специфические черты и особенности. Некото-Рые из них заключаются не только в особенностях характера и содер­жания конституционных норм, но и механизма их реализации. При

220 Основные отрасли современного российского материальной

этом, в частности, имеется в виду тот факт, что в отличие от пров реализации норм других отраслей права, который по общему пр лу связан с возникновением конкретных правоотношений, меха! реализации конституционных норм ассоциируется с отношевд общего характера.

Нормы конституционного права, обладая общеродовыми при ками и особенностями, тем не менее отличаются друг от друга га мым разным основаниям. В научной литературе их классифици] по следующим критериям:

1) в зависимости от выполняемой ими функциональной j По этому критерию все нормы конституционного права подраэд ются на регулятивные и охранительные; и

Читать еще:  Справка об отсутствии судимости в новосибирске быстро

2) в зависимости от метода правового регулирования. На этом о вании все нормы конституционного права подразделяются наи;

3) в зависимости от характера общественных отношений, cw ляющих содержание предмета регулирования конституционного ва. На основе данного критерия выделяются нормы материаль и процессуального характера; .;

4) в зависимости от времени действия конституционных н По данному критерию они подразделяются на временные и пс янные; 1

5) в зависимости от характера предписаний, содержащихся в ституционных нормах. По данному основанию все конституцио! нормы подразделяются на дозволяющие, управомочивающие, го рительные, обязывающие и запрещающие.

В качестве одного из примеров дозволяющих конституцио норм могут служить нормы, содержащиеся в КонституцииРФ, i ответствии с которыми «каждый вправе на конкурсной основе платно получить образование в государственном или муниципал] образовательном учреждении и на предприятии» (ч. 3 ст. 43).

Примером управомочивающих конституционных норм могут жить нормы, содержащиеся в ряде статей Конституции России гласно которым Президент РФ «при обстоятельствах и в пор> предусмотренных федеральным конституционным законом, вв на территории Российской Федерации и в отдельных ее местнс чрезвычайное положение» (ст. 88); решает вопросы гражданства сийской Федерации и предоставления политического убежища, ществляет помилование (п. «а», «в» ст. 89); издает указы и распор ния, обязательные для исполнения на всей территории России Федерации (п. 1,2 ст. 90); и др.

l общая характеристика конституционного права Российской Федерации221

Одним из примеров поощрительных конституционных норм явля-тся нормы, составляющие содержание ч. 2, 3 ст. 39, посвященной циальным вопросам, в которой говорится, что «государственные рисии и социальные пособия устанавливаются законом» и что «по-щряются добровольное социальное страхование, создание дополни­тельных форм социального обеспечения и благотворительность».

В качестве примера обязывающих конституционных норм мо­жет служить норма, закрепленная в ст. 88 Конституции РФ, в соот­ветствии с которой Президент РФ при введении на территории всей страны или же «в отдельных ее местностях» чрезвычайного положе­ния обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

В качестве подобного примера может выступать также норма, содержащаяся в ст. 15 (ч. 2) Конституции России, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения «обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Существует множе­ство и других примеров обязывающих конституционных норм.

Наконец, примером существования конституционных запрещаю­щих норм является норма, составляющая содержание ст. 13 (ч. 5) Кон­ституции РФ, в соответствии с которой запрещается создание и де­ятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв бе­зопасности государства, создание вооруженных формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Существуют разные критерии классификации конституционно-правовых норм.

1.7.1. В зависимости от объема нормативности:

исходные (отправные) нормы — это те нормы, из которых вытекают все другие юридические нормы, т.е. самые главные.

Их специфика выражена в диспозиции, например: «Президент Российской Федерации является главой государства» (ст.80 Конституции РФ). Это нормы начала, в них закрепляются основные права и свободы человека.

а) нормы дефиниции закрепляют в обобщенном виде юридические терми­ны, в данном случае признаки того или иного конституционного понятия, например: «избирательное объединение», «политическая партия» и др. В крупных законодательных актах такие нормы группируются в специальном разделе (главе, статье), как правило, имеющем название «Общие положения»;

б) нормы-принципы — в них сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм. Нормы-принципы широко распространены в конституционном праве, получают закрепление непосредственно в законе. К примеру, принципы гражданства непосредственно отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о гражданстве);

в) определительно-установленные нормы содержатся в преамбулах Конституции и законодательных актов. Они, в частности, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в Конституцию или в законодательный акт;

— нормы правила поведения (нормы-предписания):

а) регулятивные нормы — это нормы, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия;

б) охранительные нормы — это нормы, определяющие условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержания этих мер.

1.7.2. По содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений):

нормы, регулирующие основы конституционного строя;

нормы о правах и свободах;

нормы о федеративном устройстве России;

нормы об организации законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти;

нормы о местном самоуправлении.

1.7.3. По юридической силе, т.е. в зависимости от вида правового акта, в котором сформулирована та или иная норма конституционного права:

Читать еще:  Узнать водителя по номеру водительского удостоверения

нормы, изложенные в главах 1,2 и 9 Конституции РФ.

Эти нормы имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ;

нормы, зафиксированные в главах 3-8 Конституции РФ

Эти нормы имеют высшую юридическую силу в сравнении с нормами конституционного права, содержащимися в конституционных и иных законах, в иных нормативных актах Российской Федерации и субъектов Федерации;

нормы конституционного права, закрепленные в подзаконных нормативных актах – источниках конституционного права.

1.7.4. По территории:

общефедеральные (действующие на всей территории РФ);

действующие на территории отдельного субъекта РФ;

локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования).

1.7.5. По назначению в механизме правового регулирования:

материальные нормы — отвечают на вопрос, что регулируется, и закрепляют меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права.

Примерами норм этой разновидности являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц публичной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях Российской Федерации и ее субъектов (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения).

процессуальные нормы — отвечают на вопрос, как регулируется, и устанавливают форму, последовательность (порядок) реализации норм материального права.

В качестве примеров можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе. Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ заседают раздельно (ч.1 ст.100 Конституции РФ).

1.7.6. По характеру обязательства содержащегося предписания в норме права:

императивные (директивные) нормы, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием.

Например, норма части 1 ст. 50 Конституции РФ запрещает повторное осуждение за одно и то же преступление;

диспозитивные нормы, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом выбора одного из действий, предусмотренных в данной норме.

Например, норма части 3 ст. 59 Конституции РФ предусматривает возможность прохождения альтернативной гражданской службы вместо несения военной службы.

1.7.7. По форме выражения предписания нормы:

управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений право совершать действия в целях удовлетворения своих интересов.

Это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и др.; права и свободы человека и гражданина. Например, норма части 2 ст. 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Таким образом, в этих нормах используются следующие слова: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т.п.

обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами.

К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права. Например: норма ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; норма части 3 ст.107 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации обязан подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции». Таким образом, в предписаниях такого рода используются слова «обязан», «необходимо», «должен» и т.п.

запрещающие нормы запрещают совершать определенные действия.

В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Так, согласно Конституции, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (ч.4 ст.3); «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч.3 ст.6).

1.7.8. По времени действия нормы права:

а) постоянные нормы (действуют в течение неопределенного времени);

нормы конституционного права, выраженные в актах временного действия, в переходных положениях конституций.

Например, пункт 6 заключительных и переходных положений Конституции РФ: «Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел»; В Федеральном законе от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» были определены сроки введения судов присяжных во всех субъектах Федерации. С 2007 года во всех субъектах Федерации введены суды присяжных.

действующие лишь в определенные периоды времени

Например, при чрезвычайном или военном положении.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *