Что понимается под административной ответственностью

Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки (см. схему 14).

Схема 14. Понятие и особенности административной ответственности

1. Административная ответственность регулируется КоАП, Таможенным и Налоговым кодексами РФ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, рядом федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения, а также некоторыми подзаконными актами. В целях полной кодификации нормативно-правовой базы в этой области подготовлен проект нового КоАП.

Согласно действующему законодательству, устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции — органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства и администрация субъектов Федерации), а при стихийных бедствиях и эпидемиях — также и органы местного самоуправления. Путем издания правовых норм ими определяются основания ответственности, процедура рассмотрения дел о правонарушениях, меры, которые могут применяться к нарушителям, и порядок реализации этих мер. Совокупность таких материальных и процессуальных норм и регулируемых ими отношений образует правовой институт административной ответственности, который представляет собой важнейшую часть административного права, подобно тому значению, которое имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях права.

Согласно ст. 72 Конституции, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не разрешен.

Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

2. Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т. е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.

3. Субъектами административной ответственности являются не только физические, но и юридические лица — предприятия, учреждения, организации. Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами России.

4. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях — иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).

5. В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.

6. Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.

7. Имеются также особенности наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Вопрос о возможности привлечения юридических лиц (государственных и негосударственных организаций) к административной ответственности регулируется законами, принятыми после введения в действие КоАП (т. е. после 1 января 1985 г.) и не включенными в него.

1. Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» установлено, что предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений (загрязнение окружающей среды, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и др.), подвергаются штрафу с учетом размера причиненного экологии ущерба.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена административная ответственность не только граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, но и юридических лиц в виде штрафа в размере до 400 минимальных размеров оплаты труда за различные правонарушения в этой области, в частности за нарушение требований, предъявляемых к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок.

2. В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет административную ответственность в виде:

а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же, а в определенных случаях и большей суммы;

б) штрафа за отсутствие или нарушение порядка учета объектов налогообложения — в размере 10% причитающихся к уплате сумм налога.

3. Закон РФ от 17 декабря 1992 г. «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» предусматривает наложение штрафов за нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущих снижение параметров прочности, устойчивости, надежности зданий, строений и другие нарушения в области строительства.

4. Согласно Таможенному кодексу, к юридическим лицам за нарушение таможенных правил могут применяться такие виды административных взысканий, как: предупреждение; штраф в сумме до 500-кратного минимального размера месячной оплаты труда; конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары; взыскание стоимости незаконно перемещаемых товаров через таможенную границу; отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

5. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» установлена административная ответственность предприятий за различные нарушения требований пожарной безопасности. Они уплачивают штраф в размере до двух процентов соответствующих фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности — в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

6. Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 25 мая 1995 г. и 6 мая 1998 г) предусмотрено, что коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность за неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа) в виде штрафа в размере до 8 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Согласно Федеральному закону от 18 июля 1995 г. «О рекламе», на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за нарушение законодательства о рекламе может быть наложен штраф в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

7. На субъектов естественных монополий, согласно Федеральному закону о них от 17 августа 1995 г., может быть наложен штраф в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда за непредставление в срок требуемых документов или иной информации, необходимой для регулирования деятельности естественных монополий.

8. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» предусматривает административную ответственность за осуществление без лицензии банковской деятельности. Такое нарушение влечет за собой взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления банковских операций без лицензии, а также штрафа в двукратном размере этой суммы.

9. 8 июля 1999 г. принят Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Деятельность юридического лица в этой области без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа в размере до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции, оборудования и сырья.

10. Федеральным законом от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» установлена административная ответственность организаций за нарушение законодательства РФ в области экспортного контроля. Например, за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности без лицензий или разрешений предусмотрено наложение штрафа в размере стократного минимального размера оплаты труда, а в случае правонарушения, повлекшего за собой причинение существенного ущерба интересам государства, организация может быть лишена права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет.

Хотя субъектом административной ответственности официально обозначается юридическое лицо, но разумеется, что фактически виновны в совершении административного правонарушения должностные лица либо представители организации. Поэтому наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от ответственности виновных должностных лиц либо представителей организации.

Административные взыскания и порядок их наложения

Административное взыскание — реакция на совершение административного правонарушения, мера ответственности за него. Оно применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правопорядку, а также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); исправительные работы; административный арест. Как видим, система («лестница») административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Имеется и еще одна мера — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 1 КоАП). Она заключается в принудительном и контролируемом перемещении выдворяемых через Государственную границу за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — их контролируемом самостоятельном выезде из страны.

Федеральным законом от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ-инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из РФ в порядке, установленном ее законодательством.

Иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

При определении размера административного штрафа следует руководствоваться Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РСФСР».

Читать еще:  Сколько времени судебные приставы могут взыскать долг

КоАП (ст. 33 — 40) содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица).

Прежде всего следует учитывать, что не подлежат административной ответственности лица, действовавшие в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или находившиеся в состоянии невменяемости при совершении административного правонарушения.

Взыскания налагаются в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное административное правонарушение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: раскаяние; предотвращение вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной, а также под влиянием тяжелых личных или семейных обстоятельств (ст. 34 КоАП).

В числе обстоятельств, отягчающих ответственность, — совершение правонарушения группой лиц; в условиях стихийного бедствия; в состоянии опьянения; повторное в течение года совершение однородного правонарушения и т. п. (ст. 35 КоАП).

Взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Исключение составляют случаи, когда дела о совершенных правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом).

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение тем же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного. Давностные сроки необходимо учитывать при решении вопроса о наложении административного взыскания при повторном, неоднократном, систематическом совершении административного правонарушения.

Статья 247 Таможенного кодекса предусматривает, что на организации и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии, могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения.

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания

Для обеспечения законности при решении вопросов, касающихся привлечения правонарушителей к административной ответственности, важное значение имеет правильное определение круга государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания. К числу таких органов (должностных лиц) КоАП относит: административные комиссии при местной администрации; местную администрацию (в случае, если не создана административная комиссия); комиссии по делам несовершеннолетних при местной администрации; районные (городские) суды, судей общих и военных судов, мировых судей; органы внутренних дел; органы государственных инспекций; другие органы (должностных лиц), уполномоченных на то законодательством РФ.

При этом четко определен и круг правонарушений, которые рассматривает и за которые каждый орган (должностное лицо) правомочен налагать административные взыскания, а также который исполняет их. Например, установлено, что исправительные работы и административный арест могут применяться только районным (городским) судом (судьей).

Применение мер административной ответственности к юридическим лицам осуществляется органами и должностными лицами, указанными в соответствующих федеральных законах. Это — органы исполнительной власти по охране окружающей среды, природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического надзора, должностные лица государственной противопожарной службы, налоговые органы, таможенные и другие органы (должностные лица).

В связи с неоднократными реорганизациями федеральных органов исполнительной власти изменилось количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименования некоторых из них. Появились федеральные надзоры России — Госгортехнадзор и Госатомнадзор, федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления, инспекция государственного архитектурного надзора и другие органы, наделенные широкими полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях.

Учитывая необходимость усиления борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, 10 мая 1999 г. Правительством утвержден план мероприятий федеральных органов исполнительной власти по преодолению детской безнадзорности на 1999—2000 годы. Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве, образованной Указом Президента от 6 сентября 1993 г., предложено усилить оказание организационно-методической помощи комиссиям по делам несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Федерации и регулярно рассматривать на своих заседаниях ход выполнения намеченных мероприятий. Органам исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления рекомендовано осуществить комплекс мер по преодолению детской безнадзорности. Особо подчеркнута необходимость активизации деятельности (создание) комиссий по делам несовершеннолетних для координации действий органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, по делам молодежи, внутренних дел, общественных объединений, иных органов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

Статья 40 КоАП предусматривает возложение на нарушителя обязанности возместить причиненный ущерб. Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию или организации, то административная комиссия, местная администрация, комиссия по делам несовершеннолетних, а также суд (судья) при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, а районный (городской) суд — независимо от размера ущерба.

В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.

Понятие административной ответственности и ее виды. Принципы и особенности административной ответственности. Необходимость и проблемы государственного управления органами исполнительной власти. Административные правонарушения и наказания, их признаки.

Рубрика Астрономия и космонавтика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.07.2008
Размер файла 13,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие административной ответственности

2. Виды административной ответственности

3. Принципы и особенности административной ответственности

Список используемой литературы

По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы.

Термин «административное» происходит от латинского слова administration, означающего «руководство», управление.

В современных условиях государственное управление, имеющие своей главной задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей, составляющих общественную организацию, представляет собой механизм исполнительной власти – одной из отраслей (ветвей) единой государственной власти. Этот механизм есть государственная администрация, практически реализующая исполнительную власть в масштабе всей Российской Федерации и ее субъектов. Органы исполнительной власти, или исполнительные органы, практически администрируют, то есть управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом исполнение, то есть приведение в жизнь требований российского законодательства. Их деятельность носит административный или управленческий, исполнительный характер.

Трудно найти такой участок нашей жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а следовательно, с административным правом.

Именно в силу того, что управление чаще всего воздействует на повседневные жизненные интересы всех, кто является законопослушным членом общества, а также для того, чтобы воздействие носило цивилизованный, то есть основанный на строгом соблюдении действующего законодательства характер, объективным является требование придания управленческой деятельности юридической формы. И такой формой является административное право.

Как отрасль правовой системы, оно призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, то есть в сфере государственного управления. Оно по своей изначальной сути является правом управления, или управленческим правом. Во-первых, потому что «административное» тождественно «управленческому». Во-вторых, потому, что содержанием деятельности органов исполнительной власти и её представителей – должностных лиц является именно государственное или публичное управление.

Административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

1. Понятие административной ответственности.

Административная ответственность – разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности. Которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще.

Административная ответственность, форма юридической ответственности физических и юридических лиц, установленная законодательством для защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, а также порядка осуществления государственной власти.

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Органы исполнительной власти и их должностные лица управомочены законом применять меры административной ответственности. В отличие от уголовной ответственности, административная ответственность распространяется и на юридических лиц. Она имеет публичный характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель в служебном отношении не подчинен.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

– Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконным актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами.

– Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

– Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и так далее. Но этот момент не представляет особенности административной ответственности.

– За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

– Административные взыскания поменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи).

– Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

– Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

– Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во времени и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

2. Виды административной ответственности.

КоАП устанавливает общие принципы административной ответственности, ее виды и порядок применения взысканий к физическим и юридическим лицам (ст. 2.1., ст. 2.10.), должностным лицам (ст. 2.4.), военнослужащих (ст.2.5.), иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц (ст. 2.6.).

Основания административной ответственности часто подразделяют на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное взыскание.

Выделение нормативного основания в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в виду правовые нормы, устанавливающие административную ответственность, при отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

Фактическое основание немыслимо вне противоправного деяния и в этом смысле оно является прежде всего нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными.

Читать еще:  Обращение в прокуратуру по факту невыплаты зарплаты

Признаками административного правонарушения являются:

Исходным в характеристике признаков является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета.

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием.

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права.

Административная ответственность наступает в отношении граждан, достигших к моменту совершения проступка 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам о несовершеннолетних и защите их прав (принести публичное извинение, предупреждения, выговор), штраф может быть наложен если подросток имеет самостоятельный заработок. К несовершеннолетним запрещено применять административный арест.

Специальным субъектом административной ответственности являются должностные лица. Административная ответственность таких лиц применяется в виде предупреждения и штрафа.

Наложение взысканий на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Административное взыскание – мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения совершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Административные взыскания выполняют в известной мере функцию

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

– возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

– конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

– лишение специального права, предоставленного гражданину;

– административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

3. Принципы и особенности административной ответственности.

Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления.

С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства, на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений.

Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок ее реализации. Своей относительной простотой, оперативностью и экономичностью он отличается от уголовного и гражданского порядка рассмотрения соответствующих дел и принятия по ним тех или иных решений.

Особенность административной ответственности заключается в том, что нередко при ее реализации материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое.

Также особенностью является:

– регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях;

– предусмотрена нормами не только административного права, но и ряда других отраслей права;

– субъекты – как физические, так и юридические лица;

– за совершение административного правонарушения применяются административные наказания;

– административные наказания налагают судьи. Органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

– отсутствуют отношения подчиненности;

– присущ особый процессуальный порядок применения ответственности;

– особенности наложения и действия административных наказаний и так далее.

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения, в которых находит свое выражение административно-правовой метод правового регулирования общественных отношений.

Административное право – самостоятельная, фундаментальная, огромная по объему и сложная отрасль российского права. Предмет административного права – это круг общественных отношений, его ядро -система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями.

Предмет административного права труднообозрим потому, что существует огромное множество источников административно-правовых норм.

Основная задача административного права – правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан.

Принципами административного права является:

– социальная ориентация деятельности органов и должностных лиц;

– стабилизация управления и обеспечение эффективного общественного развития;

– детальная регуляция юридических процедур взаимоотношений граждан с субъектами исполнительной власти и защиты прав человека от произвола администрации; судебный контроль за деятельностью всех без исключения субъектов исполнительной власти;

– разграничение политической и административной составляющей публичной власти.

Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения имеют свои особенности: в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенная государственно-властными полномочиями); обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации; в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством; разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Важнейшим институтом административного права является административная ответственность.

Список использованной литературы:

1. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М: Юристъ, 1999.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник . – М.: ЗЕРЦАЛО, 2000.

3. Бахрах Д.Н. О предмете административного права России. // Государство и право, 2003, № 10, с. 31 – 38.

4. Князев С.Д. Принципы административного права Российской Федерации: отраслевой формат и юридическое значение. // Государство и право, 2003, № 10, с. 39 – 47.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

6. Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? – М.: Сов. Россия, 1990.

Подобные документы

Классификация спутников Земли, виды космических кораблей и станций. Порядок вычисления круговой орбитальной скорости. Особенности движения спутников вблизи Земли. Характеристика электромагнитных волн. Принципы работы аппаратуры оптических спутников.

презентация [10,9 M], добавлен 02.10.2013

Понятие и виды двойных звезд, измерение их массы с помощью законов Кеплера. Возникновение вспышки в результате встречи потоков вещества, устремляющихся от звезд. Влияние сил тяготения на двойные звезды, характерные особенности рентгеновских пульсаров.

презентация [773,3 K], добавлен 21.03.2012

История возникновения и развития беспилотных летательных аппаратов. Состав бортового оборудования современных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Бортовой комплекс навигации и управления. Особенности работы и устройства ряда систем управления БЛА.

реферат [7,4 M], добавлен 17.01.2010

Предмет и задачи астрономии. Особенности астрономических наблюдений. Принцип действия телескопа. Видимое суточное движение звезд. Что такое созвездие, его виды. Эклиптика и "блуждающие" светила-планеты. Звездные карты, небесные координаты и время.

реферат [40,5 K], добавлен 13.12.2009

Особенности легенд о созвездиях. Строение и расположение звезд. Движение звезд в созвездиях. Интересные факты о жизни звезд и созвездий. Жизнь на "кислородных" звездах. Сущность и виды черных дыр. Польза или вред звезд и созвездий для нашей планеты.

доклад [272,7 K], добавлен 23.02.2015

История проблемы выхода на орбиту. Расчет возможности вывода тела на орбиту одним толчком. Признаки тела переменной массы. Моделирование обстоятельств наблюдения искусственных спутников земли. Математическое моделирование движения ракеты-носителя.

реферат [120,6 K], добавлен 14.10.2015

Угрозы данным. Безопасность в Интернет. Проблема защиты радиоэлектронных средств передачи информации. Проблемы защиты информации в компьютерной технике. Криптография. Стеганография.

реферат [18,9 K], добавлен 15.07.2007

Дистанционное (аэрокосмическое) зондирование – система сбора, переработки и регистрации данных, ориентированных на решение конкретных геологических и метеорологических задач. Виды и технические характеристики аппаратуры для аэрокосмических исследований.

курсовая работа [728,2 K], добавлен 07.01.2010

Теория образования Вселенной, гипотеза о цикличности ее состояния. Первые модели мира, описание процессов на разных этапах космологического расширения. Пересмотр теории ранней Вселенной. Строение Галактик и их виды. Движение звезд и туманностей.

реферат [31,3 K], добавлен 01.12.2010

Галактики – гигантские звездные скопления, находящиеся за пределами Солнечной системы; история открытия, виды, размеры, состав, условия формирования, эволюция. Общие свойства галактик, морфологическая классификация и структура, кинематика и системы.

презентация [2,8 M], добавлен 06.03.2013

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае совершения правонарушения, применение наказания в отношении правонарушителя

Различают следующие виды юридической ответственности:

Остановимся подробнее на понятии административной ответственности

Относительно понятия административной ответственности в теории административного права есть разные точки зрения. Наиболее известной среди ученых-административистов является концепция административной ответственности. О. М. Я куба дает определение этому понятию как ответственности граждан и должностных лиц перед органами исполнительной власти, а в случаях, определенных законом, перед судом, а также перед общественными организация мы за виновное нарушение административно-правовых норм, проявляется в применении к нарушителям административных санкциицій.

Административная ответственность и административная санкция – это разные правовые категории, хотя и тесно взаимосвязаны

Реализация санкций – является характерным признаком административной ответственности, которая наносит виновному лицу морального или материального ущерба

Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут быть и применены к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения указанных мероприятий. Она требует оформления соответствующими процессуальными документами и осуществляется государством через упо вноважени органы путем наказания лица в соответствии с действующим законодательства.

В административном праве функции наказания правонарушителей и, соответственно, мер наказания выполняют административные взыскания

Таким образом, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение административных взысканий

Суть административной ответственности заключается в воздействии, оказывающих уполномоченные органы или должностные лица на гражданина, совершившего административное правонарушение и влечет негативные для прав вопорушника последствия морального (предупреждение), материального (штраф) или личного характера (административный арест.

Целью этого воздействия является воспитание лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как собственное право опорушником, так и иным лицам.

Административная ответственность характеризуется рядом признаков:

1. Административная ответственность имеет публичный государственно-обязательный характер

Проявляется это в том, что проступок любых условиях, даже когда он направлен против лица (физического или юридического), является нарушением правового порядка, охрана которого – цель и функция государства. Будучи п производным от политической воли, административное преследование, осуждение и наказание (когда есть для того достаточные фактические и юридические основания), не только право, но и обязанность государства, осуществляется в. РГАНИ административной юрисдикции от имени государства и независимо от воли и желания заинтересованных в деле лиц (например, потерпевшего). Государственные органы не могут занимать стороннюю позицию, или вперед гонит отношении конкретного лица отношение. Соответствующие действия квалифицируют как служебные преступления, бездействие, превышение власти и и ін.

Читать еще:  Самые необычные подвиги великой отечественной войны

2. Наличие юридических полномочий у органов, наделенных правом административного наказания

Право наказания состоит из:

выявления в действиях полного внешнего состав проступка, закреплено в нормах. КоАП (речь идет об установлении фактических и юридических оснований применения ответственности) наличие виновного и достижения им возраста, который позволяет применить административную ответственность, возможность применения наказания в конкретном случае, то есть отсутствие причин, его невозможным (стр ок давности, смерть, несовершеннолетие, крайняя необходимость, необходимая оборона, помилование, отмена акта, установившего административную ответственность)

отсутствие в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления о применении административного взыскания за тот же проступок или уголовного преследования за то же е деяния – наличие процессуальных условий, к которым относятся: компетентность должностного лица, нарушает административное преследование, компетентность органа административной юрисдикции, выполнения уста новленных законом для административного преследования формальных тре.

3. Административная ответственность имеет репрессивный характер

Это положение заключается в том, что руководствуясь собственным самосознанием, компетентная организация накладывает на виновного определенные ограничения материального или физически-нравственного характера, в виде и объеме, определенным мы санкцией статьи. КУоАП, по которой и происходит квалификация деяния. Такие ограничения являются негативными для субъекта, который их испытывает, а следовательно такой дискомфорт детерминирует личностное аксиологическая репозиция рования и способствует превентуванню потенциально возможных актов деликвенциї.

4. В административной ответственности находят отражение оба аспекта правовой ответственности положительная (абсолютная) и ретроспективная

Первая, которая является безличной, регламентируется административно-правовыми нормами вообще как обязанность (правовой, социальный) выполнять нормы права, их предписания, нести ответственность за нарушение таких, п подлежать (добровольно или принудительно) действия административных санкций. Это инициативное направление ответственности воспитывает чувство права, морального долга, внутренней потребности выполнять правовые. Предписание и, запретови.

Ретроспективная ответственность является ответственностью за административный проступок, то есть за уже совершенное деяние

5. Нормы, устанавливающие административную ответственность имеют вспомогательное значение для многих других отраслей

Нормы административной ответственности"обслуживают"нормы других отраслей права (гражданского, трудового, кооперативного, земельного, финансового, транспортного и др.) своим правоохранительным, запрещающим, карательным воздействием, гарантируя юридическую обязательность предписаниям многих юридических отраслей. Отсюда и их отсылочный характер к многочисленным общеобязательных правил"закрепленных в нормах различных гал узей правних галузей права.

6. Значительное количество норм. КоАП содержат дискреционные полномочия органам, уполномоченным рассмотрением дела о конкретных правонарушениях

Это особым признаком административно-правовой ответственности. Она означает, что уполномоченные государственные органы (должностные лица) имеют право действовать по собственному усмотрению при установлении административных с запретов или вида наказания, при применении альтернативных взысканий, при признании обстоятельств совершения проступков такими, смягчающие ответственность, при избрании места рассмотрения административного спра вы, формы обжалования, отмены, изменения постановления по административному делу. Только по усмотрению суда, определяют такие оценочные понятия, как"существенный вред","значительный ущерб","тяжкие последствия","значительные раз меры"тощдки", "значні розміри" тощо.

Именно право действовать по своему усмотрению (конечно, в пределах юридических предписаний) является гарантией стабильности административно-правовых норм и одновременно гибкости в применении мер административной. ОТВЕТС льность.

7. Административная ответственность допускает замену видов ответственности, а также замену субъектов ответственности

Институт замены взысканий, применяемых к субъектам административной ответственности (например, исправительных работ на штраф или административный арест, меры административной ответственности – на меры общественного воздействия) и даже замены субъектов ответственности (когда привлекаются к ответственности должностные лица за несоблюдение административно-правовых норм другими лицами, или батьк и – за проступки несовершеннолетних детей согласно ч. 1-4 ст 184. КУоАПАП).

8. Признаки, характеризующие административную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности

собственный объект правоохранительные

собственный метод охраны порядка (административный и административно-судебный);

юридическая целостность отрасли проявляется в наличии как материальных, так и процессуальных норм;

способность к саморазвитию, систематизации нормативного фонда области

Законодательную основу для принятия актов, регулирующих вопросы установления административной ответственности составляет. Конституция Украины. В статьях, которые обязывают граждан выполнять конституционные но ормы, предписания законодательных и подзаконных актов по защите. Родины, охране общественного порядка, природы, собственности и тп, содержатся требования и обязанности, которые реализуются путем установления и с астосування юридической, в частности административной ответственностисті.

Основным источником правоохранительных норм является. Кодекс Украины об административных правонарушениях (принят 07121984 р). Параллельно с этим. Кодексом действуют нормы, устанавливающие административную ответственность ь, но содержатся в законодательных межотраслевых актах (Таможенный кодекс,. Воздушный кодекс, законы Украины"Об охране государственной границы","О чрезвычайном положении"и др.), которые по разным причинам не внести в указанного. Кодекси до зазначеного. Кодексу.

совершение административного проступка и момент привлечения к ответственности расходятся во времени то же время, законодательство об административной ответственности может претерпеть изменения. Вот почему законодатель пе ередбачив, что правонарушитель привлекается к ответственности на основании законодательства, действующего на время и по месту совершения проступка. При этом акты, смягчающие или отменяющие ответственность, мают ь обратную силу, а те акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, – обратной силы не маютють.

О процедуре рассмотрения административных дел, то она осуществляется на основании процессуальных норм, которые действуют на время и по месту рассмотрения дела

Административная ответственность является эффективным средством борьбы с правонарушениями же время, законодательство Украины предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от того или иного вида ответственностиі.

Здесь следует различать обстоятельства, исключающие административную ответственность, а таковыми в соответствии со ст 17. КоАП, является крайняя необходимость, необходимая оборона, состояние невменяемости и основания освобождения от админ нистративного ответственности лиц, совершивших правонарушения. Такими обстоятельствами являются малозначительности правонарушения (ст. 22. КУоАП) и передачи материалов о правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива по месту работы, учебы нарушительика.

Крайняя необходимость имеет место, когда действие, предусмотренное нормой. КоАП, или другим нормативным актом, содержит признаки правонарушения, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку

собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Такое действие н не является административным правонарушенияхм.

Не являются административным правонарушением действие, которое имеет признаки правонарушения, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, ес что при этом не было допущено превышения пределов необходимой оборон.

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время оказания противоправного действия или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать свои действия или руководить ими вследствие х хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Основаниями освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, являются:

1. Согласно ст 21КУпАП, лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной органе изации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного влияниеиву.

2. При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться усни им замечанием. При этом очевидно, что устные замечания, сделанные правонарушителю, не влекут никаких юридических последствий (ст. 22. КоАПАП).

Согласно ст 15. КоАП, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства, таможенных правил и контрабанду, совершение коррупционных деяний и ряда других эти лица несут адм инистративну ответственность на общих основаниеах.

Долгое время в административном праве не было общих норм, которые бы вмещали характеристику обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность настоящее время перечень таких обстоятельств помещены в ст ст 34-35 купают. АпАП.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение:

– чистосердечное раскаяние виновного;

– предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

– совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение правонарушения несовершеннолетним; совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года

Перечень обстоятельств, смягчающих вину может быть расширен органом (должностным лицом), который рассматривает конкретное дело

Обстоятельства, отягчающие ответственность за административное правонарушение:

– продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

– повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

– вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

– совершение правонарушения группой лиц;

– совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

– совершение правонарушения в состоянии опьянения

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит

Рассмотрим виды административных взысканий. Административное взыскание можно определить как необходимое следствие нарушения (невыполнение) административных запретов (предписаний), заключающийся в осуждении поведения пор полотенца и ограничении его личных благ, материальных и иных правовых интересев.

В ст 24. КоАП дается перечень административных взысканий, которые могут применяться за совершение административных правонарушений:

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, денег, полученных вследствие совершения административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного определенном гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест

В статьях 25-32. КоАП дается характеристика каждого из видов административных взысканий

Все взыскания, связанные между собой, образуют единую систему системообразующим фактором является цель, которая предполагается взысканием. Эту цель составляют:

прекращения противоправного поступка;

восстановления правоотношений, нарушенных проступком;

исправления, воспитания нарушителя;

предупреждения возможных новых проступков;

возмещения причиненных правонарушением ущерба

Для системы взысканий характерны: последовательность размещения их по тяжести наказания, защитный характер: они предусматривают не месть за вину или искупления ее, а являются вынужденными правозащитными средствами

Административные взыскания можно разделить на основные и дополнительные

Большинство взысканий относится к основным, непосредственно и в полном объеме применяются к правонарушителям (штраф, исправительные работы, административный арест)

Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться как дополнительные взыскания, то есть вместе с основными, но могут применяться и как основные взыскания

В случае уклонения лица, совершившего мелкое хулиганство (ст. 173) от исправительных работ (ст. 325. КУоАП), законодательством предусмотрена возможность замены их на другой вид взыскания в порядке дискреционных повноваж жень судьейді.

Субъектом права наказания за административные правонарушения является государство в лице уполномоченных органов, которые объединяются понятием"органы административной юрисдикции"

Различают три группы таких органов:

1) административно – юрисдикционные органы: административные комиссии, суды;

2) органы, наряду с другими осуществляют и юрисдикционные полномочия: милиция, военкоматы, исполкомы местных советов;

3) общественные формирования, которым переданы административно-юрисдикционные полномочия: товарищеские суды, комиссии по борьбе с пьянством. В третьем разделе. КоАП (ст. 213-244-8) перечисляются органы, в полном номоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и приводится их компетенция по рассмотрению конкретных правонарушений и принятия соответствующих решений. –

В в 222. КУоАП определяется, рассмотрение которых административных правонарушений относится к компетенции органов внутренних дел и полномочия конкретных должностных лиц. ОВД по рассмотрению материалов об адм министративни правонарушения и применения административных взысканийь.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *