Специализированные транспортные средства применяют в соответствии с их назначением и видом груза: для перевозки грунта, сыпучих грузов, бетонов и растворов, битума, топлива (автомобили-самосвалы, керамзитовозы, автобетоносмесители, авторастворовозы, автобитумовозы, топливовозы), порошкообразных грузов (автоцементовозы, известковозы), строительных конструкций (панелевозы, фермовозы, плитовозы, сантехкабиновозы), длинномерных грузов (трубовозы, плетевозы, металловозы), строительных грузов в контейнерах (контейнеровозы), технологического оборудования и строительных машин (тяжеловозы).
Специализированные транспортные средства представляют собой прицепы и полуприцепы к базовым автомобилям и седельным тягачам средней и большой грузоподъемности с разрешенной нагрузкой на одиночную ось 60 и 100 кН. Конструкция таких транспортных средств учитывает особенности перевозки и физические свойства грузов, сохранение качества грузов, комплексную механизацию погрузки и выгрузки. Главным параметром специализированных транспортных средств принята полная масса транспортного средства с грузом. Использование специализированного транспорта способствует дальнейшему развитию индустриальных методов строительства, снижению себестоимости перевозок, росту производительности транспортных средств.
Автомобили-самосвалы и автопоезда.Различают автомобили-самосвалы общего назначения и специальные карьерные самосвалы. Автомобили-самосвалы общего назначения изготовляют на базе серийных грузовых автомобилей (иногда с укороченной базой). Их используют для перевозки грунта из котлованов, нерудных строительных материалов от карьеров, причалов и железнодорожных станций на предприятия строительной индустрии и на сооружаемые дороги. Кроме того, автомобили-самосвалы используют для перевозки асфальтовой массы, строительного мусора и других навалочных грузов. Загрузка автомобилей-самосвалов производится обычно экскаватором, погрузчиком или из бункера. Кузов самосвалов прямоугольной, трапециевидной или корытообразной формы делается опрокидным с углом наклона до 60°. Различают самосвалы с задней разгрузкой, т.е. опрокидыванием только назад, с боковой разгрузкой на одну или обе стороны и с трехсторонней разгрузкой. Опрокидывание кузова осуществляется с помощью гидравлического подъемника, состоящего из одного или двух гидроцилиндров одностороннего действия, питаемых насосной установкой, приводимой от двигателя через коробку отбора мощности автомобиля карданными валами.
![]() |
![]() |
Управление опрокидыванием кузова осуществляется из кабины. При этом положения гидрораспределителя обеспечивают принудительный подъем кузова, фиксирование его на любом уровне и плавное опускание кузова под действием собственной массы, при котором происходит слив масла в бак через клапан с определенным проходным сечением. Грузоподъемность серийно выпускаемых отечественной промышленностью самосвалов составляет 10. 12 т при полной массе автомобиля с грузом 19. 23 т. Грузоподъемность специальных карьерных самосвалов достигает 300 т, так как они предназначены для работы вне дорог общей дорожной сети и их осевые нагрузки могут превышать действующие весовые ограничения.
При перевозке массовых грузов применяют автопоезда. Использование автопоездов вместо одиночных автомобилей-самосвалов позволяет повысить выработку на среднесписочную машину, снизить расход топлива, уменьшить число водителей. Автопоезда создают на базе автомобилей-самосвалов и унифицированных автомобильных прицепов-самосвалов и полуприцепов-самосвалов к седельным тягачам, имеющим общие конструктивные признаки. Гидроцилиндры прицепов действуют от гидравлической системы базового автомобиля. Автомобили-самосвалы, предназначенные для использования в качестве тягачей, оснащаются стандартными буксирными устройствами, а также гидро-, пневмо- и электровыводами для подключения соответствующих систем прицепов. Разгрузка кузовов самосвала и промежуточных прицепов ведется на две (боковые), а заднего — на три (боковые и заднюю) стороны. Грузоподъемность автопоезда, выполненного, например, на базе автомобиля типа КамАЗ, составляет 11 т (полная масса 19т), прицепа полной массой 16 т и полуприцепа полной массой 25 т.
Полуприцепы-панелевозы. Они предназначены для перевозки панелей, плит перекрытий на полуприцепах к седельным автомобильным тягачам. Передняя часть панелевоза опирается на седельное сцепное устройство тягача, а задняя — на одно- или двухосную тележку. В некоторых конструкциях панелевозов задняя тележка имеет поворотные оси, что способствует уменьшению габаритной полосы движения, повышению маневренности автопоезда в естественных условиях. Полуприцепы снабжают гидравлическими опорами для устойчивости их при погрузочно-разгрузочных операциях, а также автоматической сцепкой и тягачом, позволяющей работать одному тягачу с несколькими сменными полуприцепами и вести монтаж панелей «с колес», т. е. без складирования на строительной площадке. По конструкции несущего каркаса полуприцепа их разделяют на хребтовые и рамные кассетного типа.
Хребтовые панелевозы имеют каркас в виде фермы трапециевидного поперечного сечения, а панели устанавливаются в наклонном положении по обеим сторонам каркаса под углом 8. 10° к вертикали. Преимущество таких панелевозов — малая погрузочная высота, удобство проведения погрузочно-разгрузочных работ. Однако эти панелевозы требуют симметричной загрузки их грузовых площадок, что трудно выполнимо при перевозке нечетного числа панелей или панелей различной массы. Кроме того, наклонное положение панелей часто приводит к возникновению трещин, сколов и других повреждений.
![]() |
Рамные полуприцепы представляют собой кассету, образованную двумя продольными вертикальными плоскими фермами и поперечными связями или несущую раму с кассетой, в которой размещаются перевозимые изделия. Изделия устанавливают в вертикальном положении и удерживаются с помощью разделителей, перемещаемых вдоль кассеты, и боковых держателей. Иногда их дооборудуют дополнительными боковыми кассетами. Система крепления дает возможность перевозить панели различных размеров и конфигурации, исключает их взаимное перемещение и повреждение выступающих частей и офактуренного слоя.
ТРАНСПОРТИРУЮЩИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Классификация транспортных средств (ТС) по категориям ТР ТС 018/2011
Категория L – Мототранспортные средства , в том числе:
Мопеды, мотовелосипеды, мокики , в том числе:
Категория L1 – Двухколесные транспортные средства , максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч , и характеризующиеся:
– в случае двигателя внутреннего сгорания – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
– в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L2 – Трехколесные транспортные средства с любым расположением колес , максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч , и характеризующиеся:
– в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
– в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
– в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы , в том числе:
Категория L3 – Двухколесные транспортные средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 – Трехколесные транспортные средства с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 – Трехколесные транспортные средства с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которых (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Квадрициклы , в том числе:
Категория L6 – Четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся:
– в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
– в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или
– в случае электродвигателя – номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
Категория L7 – Четырехколесные транспортные средства, иные, чем транспортные средства категории L6 , масса которых без нагрузки не превышает 400 кг (550 кг для транспортных средств,
предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Категория M – Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
Категория M1 – Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и меющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения – легковые автомобили.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория М2 – Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения , технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т .
Категория М3 – Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения , технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
Транспортные средства категорий М2 и М3 вместимостью не более 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс А, предназначенные для перевозки стоящих и сидящих пассажиров, и класс В, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Транспортные средства категорий М2 и М3 вместимостью свыше 22 пассажиров помимо водителя, подразделяются на класс I, имеющие выделенную площадь для стоящих пассажиров и обеспечивающие быструю смену пассажиров, класс II, предназначенные для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеющие возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе и (или) на площади, не превышающей площадь двойного пассажирского сидения, и класс III, предназначенные для перевозки исключительно сидящих пассажиров.
Категория N – Транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси , в том числе:
Категория N1 – Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т .
Категория N2 – Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т .
Категория N3 – Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т .
Категория O – Прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам категорий L, M, N, в том числе:
Категория O1 – Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т .
Категория O2 – Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т .
Категория O3 – Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т .
Категория O4 – Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т .
Примечание (используется для определения категории ТС в зависимости от общего количества пассажиров относительно допустимой массы перевозимого груза):
1. Транспортное средство, имеющее не более восьми мест для сидения, не считая места водителя, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, относится к категории:
М1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
N, если это условие не выполняется.
Транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, имеющее, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, относится к категории М.
2. В случае полуприцепов и прицепов с центрально расположенной осью (осями) под технически допустимой максимальной массой принимается статическая вертикальная нагрузка, передаваемая на грунт осью или осями максимально загруженного сцепленного с тягачом полуприцепа и прицепа с центрально расположенной осью (осями).
К атегория G – транспортные средства повышенной проходимости.
К транспортным средствам повышенной проходимости (категории G), могут быть отнесены транспортные средства категорий М и N, если они удовлетворяют следующим требованиям:
Транспортные средства категории N1, технически допустимая максимальная масса которых не более 2 т, а также транспортные средства категории М1 считают транспортными средствами повышенной проходимости, если они имеют:
Хотя бы одну переднюю и одну заднюю оси, конструкция которых обеспечивает их одновременный привод, включая и транспортные средства, в которых привод одной оси может отключаться;
Хотя бы один механизм блокировки дифференциала или один механизм аналогичного действия, и если они (в случае одиночного транспортного средства) могут преодолевать подъем 30%.
Специальные и специализированные транспортные средства (ТС)
– Автокраны и ТС, оснащенные кранами- манипуляторами
– Автомобили скорой медицинской помощи
– Автосамосвалы и прицепы (полуприцепы) – самосвалы
– Медицинские комплексы на шасси ТС
– ТС для аварийно-спасательных служб и полиции
– ТС для коммунального хозяйства и содержания дорог
– ТС для обслуживания нефтяных и газовых скважин
– ТС для перевозки денежной выручки и ценных грузов
– ТС для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет
– ТС для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска
– ТС для перевозки нефтепродуктов
– ТС для перевозки пищевых жидкостей
– ТС для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 Мпа
– ТС оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей
– ТС, оснащенные подъемниками с рабочими платформами
– ТС – фургоны для перевозки пищевых продуктов
Мирошин Геннадий Святославович Эксперт
Эксперт Ассоциации организаций в сфере развития тахографического контроля «Рустахоконтроль»
Приказ Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36 устанавливает перечень видов автотранспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами. Под исключение из оснащения попадают специализированные и специальные транспортные средства:
Специализированный транспорт — это автомобили, предназначенные для перевозки определенных видов грузов. Например, молоковозы, машины для перевозки нефтепродуктов, пищевых продуктов и т.п. Исчерпывающий перечень специализированных транспортных средств конкретизирован Приложением № 2 Приказа Минтранса № 36.
Важно понимать, что статус «специализированного» транспортного средства автомобиль приобретает не за счет характера перевозимого груза, а за счет конструктивных особенностей, обеспечивающих надлежащие условия перевозки того или иного груза.
Специальный транспорт — это автомобили, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование. Такие как автокраны, пожарные автомобили и т.п.
Перечень специальных транспортных средств является открытым. Специальное оборудование должно быть предусмотрено заводской конструкцией автомобиля либо быть зарегистрировано как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Нужно помнить о том, что переоборудование автомобиля подлежит регистрации и внесению соответствующих отметок в паспорт транспортного средства и свидетельство о его регистрации.
Мирошин Геннадий Святославович Эксперт
Эксперт Ассоциации организаций в сфере развития тахографического контроля «Рустахоконтроль»