Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

Дата размещения статьи: 31.03.2015

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях учредителем бюджетного или казенного учреждения является:
– Российская Федерация – в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;
– субъект РФ – в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта РФ;
– муниципальное образование – в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.
——————————–
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

О полномочиях учредителя в отношении бюджетного учреждения мы поговорим в данной статье.

Некоммерческая организация в силу ч. 1 ст. 13 Закона о некоммерческих организациях может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.
Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:
1) Правительством РФ – для федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;
3) местной администрацией муниципального образования – для муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Утверждение устава

Бюджетное учреждение, как и любая другая организация, осуществляет свою деятельность на основании учредительных документов. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества).
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях в учредительных документах бюджетного учреждения должны содержаться: наименование учреждения с указанием на характер его деятельности, организационно-правовую форму и тип, его местонахождение, сведения о собственнике имущества, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах; источники формирования имущества; порядок внесения изменений в учредительные документы и использования имущества в случае ликвидации; исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов, а также иные положения, предусмотренные законодательством. Кроме того, учредительные документы бюджетного учреждения могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Утверждение устава бюджетного учреждения, а также внесение в него изменений осуществляются в порядке, установленном (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях):
– Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
– местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Государственное (муниципальное) задание

В соответствии с п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Основная деятельность бюджетного учреждения, то есть ради осуществления которой оно и было создано, осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, которое формируется и утверждается учредителем учреждения.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются (п. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
– Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
– местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
В соответствии с ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (п. 10 Положения N 671). Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным услугам устанавливается учредителем по согласованию с Минфином и Минэкономразвития.

План финансово-хозяйственной деятельности

Государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридических лиц, наделенные полномочиями по ведению бухгалтерского учета, составляют планы финансово-хозяйственной деятельности. План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.
Общие Требования к плану установлены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее – Требования). Именно указанным нормативным актом и должны руководствоваться учредители бюджетных учреждений при установлении для подведомственных им учреждений порядка составления, утверждения, формы плана.
Учредитель, руководствуясь Требованиями, разрабатывает и утверждает нормативный акт, регулирующий правила составления плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственными учреждениями. В данном документе он может предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно) (п. 3 Требований).

Перечень особо ценного движимого имущества и согласование распоряжения имуществом

Под особо ценным понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях). Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ. Виды такого имущества могут определяться:
– федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
– в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
– в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" (далее – Постановление Правительства РФ N 538) при определении перечней особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений включению в состав такого имущества подлежит:
1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
2) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ N 538;
3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления в соответствии с требованиями ГК РФ. Собственником имущества учреждения признается соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. То есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений является государственной или муниципальной собственностью. Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, и недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).
Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником. Например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537.

Согласование крупных сделок и сделок с заинтересованностью

Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Под крупной сделкой понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей данного имущества в пользование или залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Порядок предварительного согласования совершения федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения").
Помимо ограничений на совершение крупных сделок, Закон о некоммерческих организациях содержит ограничение на совершение сделок с заинтересованностью. Согласно п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях лицами, заинтересованными в совершении бюджетным учреждением тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) учреждения и лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за его деятельностью (далее – заинтересованные лица), если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан.
В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки:
– оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, до момента принятия решения о заключении сделки;
– сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Порядок согласования таких сделок также устанавливается учредителем бюджетного учреждения.

Читать еще:  Что относится к гражданско правовой ответственности

Контроль за деятельностью учреждения

В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях контроль за деятельностью бюджетных учреждений осуществляется:
– федеральными государственными органами, выполняющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных учреждений;
– в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
– в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Приведенный выше перечень полномочий учредителя не является исчерпывающим. В полномочия учредителя в том числе входят:
– назначение (утверждение) руководителя учреждения и прекращение его полномочий;
– заключение и прекращение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения;
– установление порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания;
– определение порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества;
– определение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом;
– согласование внесения бюджетным учреждением в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления), иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника;
– согласование в случаях, предусмотренных федеральными законами, передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением собственником или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

  • Новинский Д.Ю. | налоговый консультант, аттестованный аудитор

Г осударственные (муниципальные) казенные учреждения являются специфической формой некоммерческих организаций. Учитывая тот факт, что переходный период для казенных учреждений продлится весь 2011 год и они имеют право в переходный период получать доход от коммерческой деятельности, при одновременном бюджетном финансировании, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью таких подведомственных учреждений со стороны собственника должен быть усилен. В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений.

Правовые особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений – казенные учреждения. Одновременно внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Закон № 83-ФЗ вступает в действие с 01.01.2011. В то же время законодатель пока не внес изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ все государственные (муниципальные) учреждения разделяются на бюджетные и автономные. То есть на 01.01.2011 гражданское законодательство приведено в соответствие с бюджетным. По своей правовой основе казенное учреждение является некоммерческой организацией.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления. Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение имеет следующие правовые особенности:

    Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Все иные виды деятельности (не указанные в учредительных документах) будут считаться незаконными.

В уставе казенного учреждения, занимающегося аварийно-спасательными вопросами, записано, что оно может осуществлять виды деятельности, приносящей доходы. К таким видам относится поверка датчиков и приборов, обеспечивающих пожарную безопасность, и издание соответствующей справочной литературы. Если же казенное заведение за плату будет издавать художественную литературу, печатать визитки, ремонтировать приборы и т.п., то такая деятельность будет считаться незаконной, даже если она и будет приносить доходы, не сопоставимые с разрешенной.

Согласно постановлению ФАС МО от 08.04.2009 № КГ-А40/1448-09 договор кредита (займа), заключенный бюджетным учреждением в нарушение нормы абз. 2 п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, является ничтожной сделкой.

И хотя в настоящее время арбитражные суды еще не успели «наработать» практику по спорам с участием казенных предприятий, вышеуказанное постановление ФАС Московского округа продолжает действовать, так как эта норма, ранее распространяемая на ФГУ, распространяется и на казенные учреждения.

К казенным учреждениям будут относиться не всякие федеральные государственные (муниципальные), а только те, которые указаны в ст. 31 Закона № 83-ФЗ. К ним относятся:

  • управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • учреждения исполнения наказаний и следственные изоляторы ФСИН, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исправительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения МВД РФ, ГУСП Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ РФ, СВР РФ, ФСО РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС РФ, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

То есть к казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет бюджетов всех уровней и не могут заниматься приносящей доход деятельностью. Их цель – оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.

Все казенные учреждения, согласно Приказу № 92н, подлежат внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса.

Ликвидация казенных учреждений имеет особенности, указанные в ст. 19.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), согласно которому решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимает Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя; решение о ликвидации казенного учреждения субъекта РФ принимает исполнительный орган субъекта РФ; решение о ликвидации муниципального казенного учреждения принимает администрация муниципального образования.

Особенностью ликвидации казенных учреждений является то, что в процессе ликвидации кредитор не имеет права требовать досрочного исполнения обязательств перед ним, а также прекращения обязательств и возмещения убытков.

Перевод государственных учреждений в казенные не будет осуществляться одномоментно. Согласно п. 9 ст. 21 Закона № 83-ФЗ до 01.01.2012 будет действовать переходный период. В течение переходного периода все федеральные законы и иные нормативные акты, а также нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований будут действовать для казенных учреждений в части, не противоречащей норме Закона № 83-ФЗ. Также в части, не противоречащей Закону № 83-ФЗ, для казенных учреждений будут действовать и нормативные акты, регулирующие вопросы размещения заказов для государственных нужд.

В переходный период казенные учреждения не имеют права переоткрывать лицевые счета по зачислению доходов, а все внебюджетные доходы, полученные казенными учреждениями, в доход бюджета не зачисляются. Согласно ст. 30 Закона № 83-ФЗ в 2011 году федеральные казенные учреждения имеют право использовать денежные средства, поступившие от приносящей доход деятельности, в качестве дополнительного источника финансирования выполнения ими своих функций, сверх доведенных ЛБО и бюджетных ассигнований. Последнее потребует от органов государственного (муниципального) управления усиления и расширения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных казенных учреждений и за направлениями расходования ими полученных доходов.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» казенные учреждения обязаны проводить тендеры при любых видах закупок.

К 01.01.2012 г. в оперативном управлении казенных учреждений остается имущество, ранее закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями, и процедуры перерегистрации уже не потребуются. Также в связи с нормой ст. 31 Закона № 83-ФЗ не потребуется переназначать руководителей учреждений. Казенным учреждением не потребуется проводить процедуру перерегистрации или повторного получения лицензий на отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию. К казенным учреждениям перейдут уже имеющиеся лицензии. Кроме того, в переходном периоде не производится перерегистрация казенного учреждения, так как требуется только внести соответствующие изменения в его учредительные документы.

Вообще, отличительная черта процесса возникновения в Российской Федерации нового типа бюджетных учреждений состоит в том, что процесс их создания не является реорганизацией. В основном казенные учреждения будут решать государственные задачи в сфере обеспечения безопасности, правопорядка и обороноспособности государства.

Права и обязанности учредителей государственных (муниципальных) казенных учреждений

Согласно ст. 15 Закона № 7-ФЗ учредителями казенных учреждений (для определенного типа таких учреждений) выступают: Правительство РФ, исполнительный орган власти субъекта РФ, администрация муниципального образования. На вышеперечисленные органы возложены и вопросы утверждения и регистрации уставов казенных учреждений.

Устав казенного учреждения должен содержать следующие сведения:

  • наименование казенного учреждения;
  • сведения о собственнике имущества и сведения об органе государственной власти, осуществляющем функции оперативного управления казенным учреждением;
  • сведения о том, какая сделка для данного казенного учреждения является крупной;
  • перечень видов деятельности, которые казенное учреждение может осуществлять в соответствии с задачами своего создания и функционирования;
  • сведения о руководителе казенного учреждения и его полномочия. Обязательно должен быть пункт о возможности расторжения контракта с руководителем в одностороннем порядке по инициативе собственника.

Также в уставе могут быть зафиксированы сведения о структуре казенного учреждения, порядке назначения и освобождения от должности ряда должностных лиц и пр.

В целях эффективного руководства подведомственными организациями Правительством РФ было опубликовано постановление от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее – Постановление № 537). Постановление № 537 дает федеральным органам исполнительной власти широкие полномочия в части создания, реорганизации, ликвидации казенного учреждения. В компетенцию федерального органа исполнительной власти входит назначение руководителя, формирование и финансирование госзаданий на оказание госуслуг, а также согласование участия казенного учреждения в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, распоряжение любым имуществом, как движимым, так и недвижимым, находящимся в хозяйственном ведении казенного учреждения.

Постановление № 537 указывает, что заключение сделок с недвижимым имуществом и участие в хозяйственных обществах должны в обязательном порядке получить одобрение Росимущества. Казенные учреждения могут заключать крупные сделки и/или сделки с заинтересованностью только с одобрения и по согласованию с учредителями (то есть с федеральными органами исполнительной власти).

Читать еще:  Штрафы гибдд по исполнительному производству узнать

Наибольший интерес представляют крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Как известно, ранее это требование распространялось только на ФГУПы. Казенное учреждение может совершать крупные сделки только с согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.

Согласно п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, которым казенное учреждение имеет право распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или залог при условии, что цена сделки или стоимость отчуждаемого/передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов казенного учреждения на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Таким образом, законодатель передал право определения размера крупной сделки в ведение федерального органа исполнительной власти, который должен установить ее размер, одинаковый для всей отрасли.

Размер балансовой стоимости активов казенного учреждения на отчетную дату составил 37 000 000 руб. Если крупной сделкой будет считаться сделка, превышающая 10% от балансовой стоимости активов, то ее размер составит 3 700 000 руб.

Если же в уставе казенного учреждения будет указана фиксированная сумма крупной сделки, например, «крупной считается сделка, превышающая 1 млн руб.», то для совершения операций с денежными средствами или имуществом необходимо получить согласие собственника.

Ответственность за убытки, понесенные в результате совершения крупной сделки, несет руководитель казенного учреждения. Причем ответственность руководитель казенного учреждения несет вне зависимости от того, была данная сделка признана недействительной или нет. Недействительной признается такая крупная сделка, которая была совершена без согласия учредителя казенного учреждения (т.е. федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта РФ или муниципального органа власти). Сделка признается недействительной по искам либо учредителя, либо собственно казенного учреждения в том случае, если будет доказано, что контрагент по сделке знал или должен был знать об отсутствии предварительного согласия учредителя на совершение такой сделки.

Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности своих подведомственных казенных учреждений учредители осуществляют в рамках доведенных до них государственных или муниципальных заданий. Государственное задание будет готовиться для казенных учреждений на основании решения федерального органа исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета. Показатели государственного задания являются основой для составления сметы казенного учреждения.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы и за счет средств бюджета соответствующего уровня. В соответствии с приказом Минфина РФ от 30.07.2010 № 84н «Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы государственного (муниципального) учреждения» с 2011 года распространяются и на казенные учреждения. А это означает, что для казенных учреждений будет действовать система утвержденных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по отдельным статьям (направлениям) финансирования. ЛБО устанавливаются в соответствии со сметой расходов казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Если ЛБО недостаточны для функционирования казенного учреждения, то согласно ст. 13 Закона № 83-ФЗ по обязательствам, ранее взятым на себя казенным учреждением, отвечает федеральный орган исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия собственника. Однако это не означает возможность корректировки ЛБО и доведения до казенного учреждения новых бюджетных расписаний.

Налоговые аспекты деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Налоговые аспекты деятельности казенных учреждений имеют следующие особенности:

  • лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенных учреждений главными распорядителями бюджетных средств, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, относятся к средствам целевого финансирования и не включаются в состав доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль;
  • согласно п. 3 ст. 16 Закона № 83-ФЗ расходы казенных учреждений, связанные с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг и/или выполнением ими государственных (муниципальных) функций, не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, казенные учреждения должны вести раздельную систему учета затрат, как не включаемых, так и включаемых в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Особенностью налогообложения казенных учреждений является то, что согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ в составе неналоговых доходов учитываются в полном объеме доходы от платных услуг и от иной приносящей доход деятельности. К неналоговым доходам казенных учреждений относятся: арендная плата от использования государственного/муниципального имущества; от продажи имущества, находящегося в государственной/муниципальной собственности; от оказания платных услуг. Все перечисленные виды доходов не включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно ст. 333.35 НК РФ казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины. Это означает, что казенные учреждения не уплачивают госпошлину, так же, как и федеральные (местные) органы государственного управления и их территориальные органы.

Казенное учреждение обратилось к государственному нотариусу за совершением нотариальных действий в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ. В этом случае оно не будет уплачивать госпошлину как бюджетное учреждение, полностью финансируемое из бюджета.

В ряде случаев освобождение от уплаты пошлины трактуется неверно, когда при этом понимается неуплата казенными учреждениями государственной пошлины только за какие-либо иные действия, кроме обращений в суд. Такая позиция «подкрепляется» нормой п. 2 ст. 333.17 НК РФ, из которой следует, что плательщиками госпошлины признаются организации в том случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий. Однако это требование налогового законодательства распространялось на федеральные государственные унитарные предприятия и с 2011 года не распространяется на казенные учреждения. Казенное учреждение будет уплачивать государственную пошлину только в том случае, если оно выступает ответчиком в суде и если при этом решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Если казенное учреждение все-таки ошибочно уплатило госпошлину (например, за рассмотрение дела в суде), то ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации с заявлением о возврате уплаченной госпошлины или же обратиться в бухгалтерию суда, рассмотревшего дело, с аналогичной просьбой.

Если суд принял решение в его пользу, то казенное учреждение как истец освобождается от уплаты государственной пошлины. В этом случае все затраты истца ответчик возместит на основании судебного решения.

Казенное учреждение имеет право сдавать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду, но только при наличии письменного согласия собственника данного имущества. Доходы от сдачи в аренду казенными предприятиями имущества не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Это подтверждается и письмом Минфина РФ от 13.07.2010 № 03-03-05/151.

Доходы, полученные казенным учреждением от сдачи в аренду имущества, находящегося у него в оперативном управлении, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база исчисляется по каждому сданному в аренду объекту отдельно.

Федеральное казенное учреждение сдает в аренду три помещения. Стоимость арендной платы в месяц составляет, соответственно, 100 тыс. руб., 60 тыс. руб. и 50 тыс. Сумма уплачиваемого НДС, исчисляемого по каждому объекту, составит 115 254 руб. (100 000 руб. + 15 254 руб. НДС); 69 153 руб. (60 000 руб. + 9 153 руб. НДС); 57 627 руб. (50 000 руб. + 7 627 руб. НДС). Налоговая база по НДС по сдаваемым в аренду помещениям составит 242 034 руб.

Вилюйского улуса (района)

Республики Саха (Якутия)

678213, Саха Республиката, Булуу улууhа,

678213, Республика Саха (Якутия), Вилюйский улус,

«_25_»_декабря____2010 г. №_18_____

О порядке осуществления функций и полномочий

учредителя муниципального учреждения

В соответствии с Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральным законом -ФЗ «Об автономных учреждениях», руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования, п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Положение об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения.

1.2. Положение об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципального казенного учреждения.

1.3. Положение об осуществлении функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения.

2. Обнародовать настоящее постановление путем размещения его текста на стенде официальной информации.

Глава МО «Халбакинский наслег»

МО «Халбакинский наслег»

об осуществлении функций и полномочий учредителя

муниципального бюджетного учреждения

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления Администрацией Мол «Халбакинский наслег» (уполномоченным органом местного самоуправления) функций и полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения (далее – бюджетное учреждение), а также исполнения отдельных функций и полномочий учредителя структурными подразделениями Администрации наслега.

2. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального бюджетного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются Администрацией МО «Халбакинский наслег».

Исполнение отдельных полномочий и функций учредителя от имени Администрации наслега в соответствии с настоящим Положением осуществляют уполномоченные Администрацией наслега структурные подразделения, осуществляющие управление в соответствующей сфере деятельности.

3. Администрация МО «Халбакинский наслег»:

а) выполняет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;

б) утверждает устав бюджетного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) устанавливает порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также, в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания, если иное не предусмотрено федеральным законом;

г) формирует и утверждает муниципальные задания бюджетным учреждениям сферы здравоохранения в соответствии с предусмотренными уставами целями и основными видами деятельности, и осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий;

д) определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

е) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности бюджетного учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

ж) определяет предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и порядок его определения;

з) определяет порядок принятия решения об одобрении сделок с участием бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

и) определяет порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

к) определяет порядок предварительного согласования совершения бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

л) определяет порядок согласования передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенный бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимого имущества.

Читать еще:  Обвинительный приговор без назначения наказания пример

м) осуществляет контроль за деятельностью бюджетного учреждения в порядке, установленном соответствующим постановлением Администрации наслега;

н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Администрация МО «Халбакинский наслег» возлагает исполнение следующих функций и полномочий учредителя в отношении учреждений соответствующей сферы деятельности:

а) формирование и утверждение муниципальных заданий в соответствии с предусмотренными уставами бюджетных учреждений целями и основными видами деятельности;

б) осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания;

в) принятие решения об одобрении сделок с участием бюджетного учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в порядке, установленном Администрацией наслега;

д) осуществление ведения личного дела руководителя бюджетного учреждения, ведения и хранения его трудовой книжки, поощрения, предоставления отпусков и направления в командировки после назначения его на должность и заключения с ним трудового договора Главой наслега;

е) осуществление контроля за деятельностью бюджетного учреждения в порядке, установленном Администрацией наслега;

ж) осуществление иных функций и полномочий учредителя, в случаях установленных нормативными правовыми актами Администрации наслега.

5. Администрация наслега возлагает на комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации наслега исполнение следующих функций и полномочий учредителя:

а) определение перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;

б) предварительное согласование совершения бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона от 01.01.2001 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в порядке, установленном Администрацией наслега;

в) согласование распоряжением недвижимым имуществом бюджетного учреждения, в том числе передачу его в аренду;

г) согласование распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в порядке, установленном Администрацией наслега;

д) согласование внесения бюджетным учреждением в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или передачу им такого имущества иным образом в качестве их учредителя или участника;

е) согласование передачи некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств (если иное не установлено условиями их предоставления) и иного имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением или приобретенный бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимого имущества в порядке, установленном Администрацией наслега;

ж) осуществление иных функций и полномочий учредителя по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, в случаях установленных правовыми актами Администрации наслега.

6. бухгалтерия Администрации наслега исполняет функции и полномочия учредителя в части осуществления контроля за деятельностью бюджетного учреждения в форме и порядке, установленном Администрацией наслега.

7. При осуществлении функций и полномочий учредителя Администрация наслега издает соответствующие постановления или распоряжения. Решения, принимаемые структурными подразделениями Администрации наслега, указанными в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, при исполнении ими отдельных функций и полномочий учредителя оформляются соответствующими приказами.

МО «Халбакинский наслег»

об осуществлении функций и полномочий учредителя

муниципального казенного учреждения

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления Администрацией наслега (уполномоченным органом местного самоуправления) функций и полномочий учредителя муниципального казенного учреждения (далее – казенное учреждение), а также исполнения отдельных функций и полномочий учредителя структурными подразделениями Администрации наслега.

2. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального казенного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются Администрацией МО «Халбакинский наслег».

Исполнение отдельных полномочий и функций учредителя от имени Администрации наслега в соответствии с настоящим Положением осуществляют уполномоченные Администрации наслега структурные подразделения, осуществляющие управление в соответствующей сфере деятельности.

3. Администрация наслега:

а) выполняет функции и полномочия учредителя казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;

б) утверждает устав казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) формирует и утверждает муниципальные задания казенным учреждениям сферы здравоохранения и осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий;

г) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним муниципального имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

д) осуществляет контроль за деятельностью казенного учреждения в порядке, установленном соответствующим постановлением Администрации наслега;

е) осуществляет иные функций и полномочий учредителя, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Администрация МО «Халбакинский наслег» возлагает исполнение следующих функций и полномочий учредителя в отношении учреждений соответствующей сферы деятельности:

а) определение на основании правового акта перечня казенных учреждений, которым устанавливается муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам;

б) формирование и утверждение муниципального задания для казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;

в) осуществление финансового обеспечения деятельности казенного учреждения, в том числе выполнения муниципального задания в случае его утверждения;

г) установление порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации;

д) осуществление ведения личного дела руководителя казенного учреждения, ведения и хранения его трудовой книжки, поощрения, предоставления отпусков и направления в командировки после назначения его на должность и заключения с ним трудового договора Главой наслега;

е) осуществление контроля за деятельностью казенного учреждения в порядке, установленном Администрацией наслега;

ж) осуществление иных функций и полномочий учредителя в случаях, установленных правовыми актами Администрации наслега.

5. Администрация МО «Халбакинский наслег» возлагает на комитет по управлению муниципальным имуществом исполнение следующих функций и полномочий учредителя:

а) согласование распоряжения движимым имуществом казенного учреждения;

б) согласование распоряжения недвижимым имуществом казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду;

в) осуществление иных функций и полномочий учредителя по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом в случаях, установленных правовыми актами Администрации наслега.

6. бухгалтерия Администрации МО «Халбакинский наслег» исполняет функции и полномочия учредителя в части осуществления контроля за деятельностью казенного учреждения в форме и порядке, установленном Администрацией наслега.

7. При осуществлении функций и полномочий учредителя Администрация наслега издает соответствующие постановления или распоряжения. Решения, принимаемые структурными подразделениями Администрации наслега, указанными в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, при исполнении ими отдельных функций и полномочий учредителя оформляются соответствующими приказами.

МО «Халбакинский наслег»

об осуществлении функций и полномочий учредителя

муниципального автономного учреждения

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления Администрацией наслега (уполномоченным органом местного самоуправления) функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее – автономное учреждение), а также исполнения отдельных функций и полномочий учредителя структурными подразделениями Администрации наслега.

2. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципального автономного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, осуществляются Администрацией МО «Халбакинский наслег».

Исполнение отдельных полномочий и функций учредителя от имени Администрации наслега в соответствии с настоящим Положением осуществляют уполномоченные Администрацией наслега структурные подразделения, осуществляющие управление в соответствующей сфере деятельности.

3. Администрация МО «Халбакинский наслег»:

а) выполняет функции и полномочия учредителя автономного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;

б) утверждает устав автономного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) определяет перечень мероприятий, направленных на развитие автономного учреждения;

г) рассматривает предложения руководителя автономного учреждения о создании или ликвидации филиалов автономного учреждения, открытии или закрытии его представительств;

д) представляет на рассмотрение наблюдательного совета автономного учреждения предложения:

– о внесении изменений в устав автономного учреждения;

– о создании или ликвидации филиалов автономного учреждения, открытии и закрытии его представительств;

– о реорганизации или ликвидации автономного учреждения;

е) на основании принятых наблюдательным советом рекомендаций принимает решение:

– о внесении изменений в устав автономного учреждения;

– о создании или ликвидации филиалов автономного учреждения, открытии или закрытии его представительств;

ж) формирует и утверждает муниципальные задания муниципальным автономным учреждениям сферы здравоохранения и осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий;

з) решает иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом "Об автономных учреждениях".

4. Администрация наслега возлагает исполнение следующих функций и полномочий учредителя в отношении учреждений соответствующей сферы деятельности:

а) формирование и утверждение муниципального задания автономному учреждению в соответствии с видами деятельности, отнесенными к его основной деятельности;

б) осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания;

в) принятие решения об одобрении сделки с имуществом, в отношении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в наблюдательном совете учреждения, по согласованию с комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации наслега;

г) осуществление ведения личного дела руководителя автономного учреждения, ведения и хранения его трудовой книжки, поощрения, предоставления отпусков и направления в командировки после назначения его на должность и заключения с ним трудового договора Главой наслега;

д) решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом "Об автономных учреждениях", в случаях установленных правовым актом Администрации наслега.

5. Администрация наслега возлагает на комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации наслега исполнение следующих функций и полномочий учредителя:

а) представление на рассмотрение наблюдательного совета автономного учреждения предложения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

б) принятие решения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления на основании принятых наблюдательным советом рекомендаций;

в) определение перечня особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;

г) дача согласия автономному учреждению на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества,

д) дача согласия автономному учреждению на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества;

е) дача согласия на внесение автономным учреждением имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передачу этого имущества иным образом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника;

ж) решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом от 01.01.2001 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом в случаях, установленных правовыми актами Администрации наслега.

6. При осуществлении функций и полномочий учредителя Администрация наслега издает соответствующие постановления или распоряжения.

Решения, принимаемые структурными подразделениями Администрации наслега при исполнении ими отдельных функций и полномочий учредителя, оформляются соответствующими приказами. Данные решения доводятся до автономного учреждения в письменной форме в течение 7 дней с даты их принятия.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *