Является ли пенсионный фонд государственным органом

Относятся ли государственные социальные внебюджетные фонды, ПФР в частности, к категории государственных заказчиков, если относятся, то почему?

Пенсионный фонд Российской Федерации действует на основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, пунктом 1 которого установлено, что ПФР создан в целях управления финансами государственного пенсионного обеспечения.

Пунктом 2 указанного Положения установлено, что ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что средства ПФР являются федеральной собственностью и входят в состав государственной казны Российской Федерации, а сам Пенсионный фонд отнесен к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.

Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ N "Об основах обязательного социального страхования" государственные социальные внебюджетные фонды, ПФР в том числе, отнесен к некоммерческим организациям. Организационно-правовая форма, в которой создан и действует ПФР – учреждение. ПФР создан и действует на основании Положения, утвержденного законодателем, в Положении законодателем определены цели деятельности ПФР – управление финансами государственного пенсионного обеспечения, в оперативном управлении у ПФР находится федеральная собственность, следовательно, перечисленные выше критерии соответствуют критериям, установленным статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, что позволяет утверждать, что ПФР создан и действует в организационно-правовой форме "учреждение". ПФР имеет бюджет, который утверждается федеральным законом, федеральным законом утверждается также и отчет об исполнении бюджета, из изложенного следует, что деятельность ПФР финансируется из его бюджета, средства, поступающие в бюджет за счет страховых взносов работодателей и граждан, относятся к федеральной собственности. Кроме того, с учетом норм принятого законодателем Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего критерии отнесения учреждений к бюджетным (бюджетный кодекс вступит в силу с 1 января 2000 г.), ПФР относится к бюджетным организациям. А с учетом норм постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" ПФР отнесен к федеральным государственным учреждениям.

Как любое другое юридическое лицо ПФР имеет правоспособность (статья 50 Гражданского кодекса), то есть имеет гражданские права, предусмотренные его учредительными документами, и обязан нести связанные с его деятельностью обязанности. Действующее законодательство позволяет отнести ПФР к организациям, действующим в рамках специальной правоспособности, то есть для нас в рамках рассматриваемой проблемы важно, что права ПФР как участника гражданского оборота ограничены его учредительными документами. Таким образом, ПФР, являясь участником гражданского оборота (при заключении договоров гражданско-правового характера), обязан согласовывать свои действия не только с нормами гражданского права, но и со специальными нормами, ограничивающими его права как участника гражданского оборота (то есть для ПФР как и для других государственных социальных внебюджетных фондов принцип диспозитивности и свободы договора следует применять только с учетом специальных норм, которыми данные принципы ограничены).

Из изложенного следует, что ПФР является государственным заказчиком и размещает на конкурсной основе заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, поскольку финансируются данные заказы за счет бюджета государственного социального внебюджетного фонда.

Начальник Договорного отдела

Главного правового управления ПФР

16 ноября 1999 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

27.02.2019

Почему все взносы населения РФ в Пенсионный фонд России передаются в частные Управляющие компании?

Сообщение опубликовал пользователь Ирина
17.07.2018 в 13:29

Уважаемая Татьяна Алексеевна! Во время работы в Счетной Палате вы категорически отказывали в проверке подразделений ПФР под предлогом, что они — самостоятельные кредитно-финансовые учреждения,имеющие свой самостоятельный бюджет, который вы не имеете право проверять.А направлять деньги из госбюджета в самостоятельноую кредитно-финансовую организацию — Пенсионный Фонд России — негосударственную организацию вы имеете юридическое право? Какое моральное право Вы имеете и дальше способствовать ПФР- как негосударственной организации- забирать деньги пенсионеров и из госбюджета? Объясните, пожалуйста. С уважением, прилагаю для сведения известные юридические факты.: 1-й юридический факт: Пенсионный фонд России — не является государственным органом. Это – самостоятельное кредитно-финансовое учреждение, имеющее свой собственный бюджет»( постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»). Именно в связи с установлением автономности — ПФР не является государственным и этот термин ни разу не применен Конституционным Судом РФ во всех его определениях, касающихся ПФР. У ВС РФ – свои «изыски»: «ПФР является государственным учреждением, но не является государственным органом». Оба термина (учреждение,орган,организация…) в словаре Даля признаются равнозначными. В судебной практике по вопросу о присвоении звания «Ветеран труда» ПФР суды (Минсоцразвитие-ответчик) стали признавать, что Пенсионный фонд — это не госучреждение и его награды не дают право на звание «Ветеран труда Именно в связи с установлением автономности- ПФР не является государственным. Именно в этой связи гражданам страны не понятны деяния правительства по устранению произвольно растущих дефицитов бюджета ПФР как самостоятельного кредитно-финансового органа за счет госбюджета,не подлежащего проверке счетной палатой РФ. 2-й юридический факт — следует также из выше названного Постановления ВС РСФСР №442-1, что ПФР как кредитная организация,образованная на основе любой формы собственности как хозяйствующее общество, осуществляет свою деятельность применительно к закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»,т.е. как Банк-кредитная организация — юридическое лиц,которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Центрального банка РФ, имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции…. Этот принцип нарушен:ПФР- кредитная небанковская организация. 3-й юридический факт- согласно п.5 все того же постановления №442-1 было определено: «В первом полугодии 1991г. финансирование выплаты пенсий и пособий в соответствии с действующим законодательством осуществляется ПФР через соответствующие органы социального обеспечения». Так пенсия до 2002г. рассчитывалась и назначалась в каждом субъекте РФ местным территориальным органом власти с применением закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», а потому — считалась государственной,а выплачивалась — негосударственным органом — ПФР и его территориальными органами, за которыми были закреплены полномочия по выплате пенсий. 4-й юридический факт — Указом от 27.09.2000г №1709,п.2 территориальным органам исполнительной власти субъектов РФ было велено передать ПФР все исполнительные функции, а также материально-технические базы.Так произошло полное отделение ПФР от исполнительной функции государства. 5-й юридический факт — как «социальное государство» Россию оттеняют 2 разных пенсионных закона: первый-№166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» — для чиновников,депутатов и к ним приравненных, где пенсии назначаются в % от высоких,как правило, зарплат и являются достойными (практически никаких вычислений), размер пенсии варьирует от 45 до 75% от среднемесячного заработка.Получают пенсию из Госбюджета.Второй — №173-ФЗ от 17.12.2001г «О трудовых пенсиях в РФ» — для простолюдинов (врачи,учителя,, научные сотрудники,сотрудники высших и средних учебных заведений и т.д., где пенсии назначаются по непонятным формулам ( по усмотрению инспекторов), баллам и являются мизерными (с минимальной пенсией ниже прожиточного минимума),состоящей из 3-х частей:базовой,страховой,накопительной.Результаты хитро-мудрых расчетов приводят к тому, что коэффициент замещения (отношение размера пенсии к размеру прежних доходов) составляет 24-30% при норме 40% согласно Конвенции Международной организации труда. Пенсии простолюдинов в 20-30 раз меньше,получают они социальные пенсии из коммерческой компании- «кредитно-финансовая организация — ПФР. 6-ой юридический факт -ПФР — негосударственный орган не выполняет обязательств государства перед населением страны, являясь посредником в созданной и действующей финансовой пирамиде,а именно: непосредственным инвестированием денежных средств граждан занимаются 36 Управляющих компаний по договорам с ПФР, причем 35 из них — ООО УК,и 1- ВЭБ — государственная УК. Дальше деньги идут в Правительство РФ!?

Читать еще:  Срок отработки при увольнении по собственному желанию

Согласно ст.128 ГК РФ деньги,ценные бумаги относятся к имущественным правам граждан,на этом основании ВС РФ относит пенсию к имущественным правам,также как и ЕСПЧ. Нарушена ст.1 Протокола 1 Европейской Конвенции: имуществом граждан без их волеизъявления занимаются сомнительные третьи лица — ОООУК. Нарушение имущественных прав граждан привело к коррупции. Отсутствие у ПФР пенсионных обязательств от имени государства позволило системе по своему усмотрению отменять и умалять права граждан на выбор пенсии по закону №340-1 (по которому они ушли на пенсию) с противоправным переводом пенсионеров 90-х годов на страховую пенсию с 2002г вместо 2016 г. с использованием огромного арсенала способов отъема денег у пенсионеров:1) отсутствием должной индексации;2) преднамеренным уменьшением трудового стажа;3)массовое взимание повторно из пенсий работающих пенсионеров несуществующих «недоимок,пеней и штрафов» без суда ,втихаря, при наличии уже полученных страховых сборов; 4)зачисляют на наши индивидуальные лицевые счета только часть ,а то и вовсе не зачисляют полученные деньги, что фактически уничтожило страховое обеспечение. Накопительная пенсионная системам «агонирует». За счет попустительства и злоупотреблений чиновников ПФР и Правительства, наличия «пирамиды» посредников и фактов мошенничества российские пенсионеры теряют триллионы пенсионных денег.Структура пенсионного обеспечения на основе 2-х пенсионных законов во главе с ПФР -подрывает основы Конституционного строя и тормозит экономическое развитие страны,вызывая коррупцию во всех сферах социальной жизни. В свете изложенного высвечиваются следующие наиболее рациональные пути выхода из создавшейся ситуации: 1) считать пенсионную реформу,проводимую с 2002г. с применением ФЗ №173 — неудавшимся «экспериментом»,проведенным на большей части населения — простолюдинах,с нарушением принципов правового государства -(равенства всех перед законом); 2)признать Федеральный закон №166-ФЗ действующим для всех граждан страны,являющегося фактически продолжением действия закона №340-1, с расчетом пенсии в зависимости от трудового стажа и среднего заработка за 5 лет; 3) провести полную проверку Счетной Палатой,(возможно с подключением общественности из пенсионеров при проверке местных УПФ) формирование бюджета ПФ,расходование средств бюджета,дефицит бюджета,формирование резервов на предмет соответствия ст.ст.17,18,19 ФЗ от 15.12.2001г №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» с проведением расследований финансовых нарушений надлежащими органами; 4)обязать ПФР погасить все долги перед пенсионерами из бюджета ПФР,в т.ч. пенсионные накопления с дивидендами с использованием средств от продажи Дворцов и другого имущества ПФР; 5) Упразднить ПФР, передав все функции пенсионного обеспечения исполнительным органам государственной власти.

С уважением,И.В.Лобова. 06.07.2018г.

КОММЕНТАРИИ
Комментировать  Вход | РегистрацияНаталья
25.07.2018, 02:35

Спасибо за такую развернутую и подробную информацию.Очень хотелось бы увидеть ответ или хотя бы комментарий по данной теме. Но, похоже, ЛИЦА ВЛАСТИ глухи к стонам народа, призывам к разуму и совести.Когда Татьяна Алексеевна Голикова появилась во власти в качестве зам. министра финансов РФ, лично мне она казалась эталоном современной деловой женщины. Но по прошествии лет, как меняются люди! Неужели страх старости и пенсии может настолько изменить человека?!Конечно, когда у женщины нет детей и внуков, то и не понять ей, зачем идти на пенсию и чем там заниматься. Нашим рядовым согражданам в подавляющем большинстве недоступны путешествия, организованный отдых и санаторное лечение. Даже работающим, не говоря уже о пенсионерах. Вот и работают пенсионеры: не потому, что силы девать некуда, а потому что страх нищеты силен.Вместо того, чтобы проверять финансовую деятельность ПФР, найти и наказать деятелей неизвестно куда спустивших пенсионные накопления всех россиян, Вы, Татьяна Алексеевна, в лице правительства, просто помогаете бюджету ПФР. Уменьшив число пенсионеров: нынешние постепено умрут, а половина «новых» не доживет до пенсионного возраста после такой пенсионной реформы. И заботится нынешнее правительство не о народе и пенсионерах, в часности, а о бюджете. Из которго получают огромные зарплаты и «заслуженные пенсии». Последнее время мне стыдно за правительство моей страны. А ВАМ?

Пенсионный фонд Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации

Дроздов Антон Викторович

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ,ПФР) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В. В. Путина разрабатывается федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (определяющий статус ПФР), который был запланирован к принятию в 2010 году.

Социально значимые функции ПФР

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

  • назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
  • учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • выплата средств материнского капитала;
  • управление средствами пенсионной системы;
  • реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • с 2010 года — администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • с 2010 года — установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.
Читать еще:  Оформление транспортной накладной пример заполнения

Взносы — доходы Пенсионного фонда

См. также Обязательное социальное страхование в России.

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).

Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщиком по обязательному пенсионному страхованию определён Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно норме закона ПФР является государственным учреждением, имеет территориальные органы совместно с которым и он составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчётны вышестоящим.

Пенсионный фонд Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев.

Статус ПФР за время, прошедшее с момента его создания, эволюционировал от финансово-кредитного учреждения до государственного учреждения (страховщика по обязательному пенсионному страхованию).

При этом в последние годы имеет место тенденция увеличения количества выполняемых Фондом функций, которые не относятся к его полномочиям страховщика по обязательному пенсионному страхованию (установление и выплата ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного обеспечения отдельных категорий граждан, ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и другие).

В связи с проводимой в настоящее время административной реформой изменилось в том числе управление государственными внебюджетными фондами. Как говорилось выше, Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" закреплено положение о том, что федеральное министерство здравоохранения и социального развития осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов, а также установлен перечень функций, которые осуществляет федеральный министр в отношении государственных внебюджетных фондов.

Вместе с тем Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30, определил круг полномочий федерального министра, реализуемых им в отношении государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц.

Проводимые в современный период преобразования финансовых основ Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным изменением вертикали власти в государстве неизбежно актуализируют вопрос определения правового статуса Фонда и выработку путей повышения эффективности правовых норм, регулирующих статусные полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации.

С точки зрения организации деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации его характеризуют следующие элементы: нормативное регулирование порядка образования, реорганизации, ликвидации Фонда; подконтрольность государственных внебюджетных фондов; внутренняя организационная структура, органы администрации; процедуры деятельности; право на официальные символы.

Несмотря на значительное сходство, каждый фонд имеет существенные отличия в организационной структуре управления и в региональном построении своих отделений. Указанные особенности определяются в положениях и уставе о каждом из государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации руководство Фондом осуществляется Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

Рис. 1 Структура Пенсионного Фонда РФ

В состав Правления входят Председатель, первый заместитель, заместители председателя, исполнительный директор Фонда а также управляющие двенадцатью региональными отделениями Фонда. В состав Правления могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления Пенсионного фонда Российской Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, руководители министерств и ведомств Российской Федерации, Банка России.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации:

несет всю полноту ответственности за своевременное и полное финансирование расходов на выплату пенсий и пособий из средств Фонда;

– определяет перспективные и текущие задачи Фонда;

– утверждает бюджет и сметы расходов Фонда, его отделений и отчеты об их исполнении;

– назначает и освобождает от должности исполнительного директора Фонда и его заместителей, Председателя ревизионной комиссии, руководителей отделений Фонда;

– утверждает структуру, штаты и смету расходов, включая фонд оплаты труда, центральных и региональных исполнительных органов, ревизионной комиссии;

– утверждает положения об исполнительной дирекции Фонда и ревизионной комиссии;

– издает в пределах своей компетенции положения, инструкции и другие нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Фонда;

– решает другие вопросы, отнесенные к компетенции Фонда.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образуется ревизионная комиссия Пенсионного фонда Российской Федерации.

Образованный в целях государственного управления денежным фондом, ПФР был наделен государственно-властными полномочиями, многие из которых свойственны государственным органам исполнительной власти. Как указывалось выше в соответствии с действовавшим до 1 января 2001 г. специальным законодательством государственные внебюджетные социальные фонды обладали административно-властными полномочиями в области сбора страховых взносов, аналогичными полномочиям налоговых органов. Это прежде всего относилось к полномочиям, связанным с осуществлением контроля за уплатой взносов, взысканием недоимки и пени, наложением финансовых санкций, обращением взыскания на имущество плательщиков.

Изменения были введены после вступления в силу с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" полномочия по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов были делегированы налоговым органам.

Читать еще:  Приказ рособрнадзора о приостановлении аккредитации

В соответствии со статьями 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации на фонды возлагается составление проекта бюджета, а также отчета о его исполнении, представление которых на рассмотрение законодательных органов производится государственными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Государственные внебюджетные социальные фонды официально не входят в систему федеральных органов исполнительной власти России, которая в настоящее время определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Несмотря на то, что официально они не признаны как органы государственного управления, тем не менее, не являясь таковыми официально, фактически фонды исполняют функции государственного управления в финансовой сфере. Правовой статус ПФР включает в себя некоторые элементы, характерные для правового статуса органов государственного управления.

Так, деятельность, осуществляемая фондами, характеризуется специальной целью учреждения фондов, их задачами и функциями, закрепленными в законодательстве, направленными на финансирование социальных программ; реализацией публичного интереса, т.е. потребностью общества в обеспечении социальной защищенности; компетенцией как совокупностью прав и обязанностей, властных полномочий; возможностью управления государственной собственностью в пределах предоставленных прав; возможностью применения мер принудительного воздействия для выполнения правовых предписаний. Кроме того, фонды обладают определенными организационно-структурными характеристиками: законодательно определенным порядком образования, реорганизации, ликвидации фондов; внутренней структурой фондов; территориальными пределами деятельности.

С другой стороны, ПФР обладает свойствами, порожденными двойственностью его правового статуса и не позволяющими однозначно отнести его к органам государственного управления:

1) ПФР не является автономной частью государственного аппарата;

2) ПФР – самостоятельное юридическое лицо, действующее не от имени государства, а по его поручению от собственного имени;

3) ПФР несет самостоятельную ответственность, при этом ответственность государства за действия Фонда ограничена рамками гражданского законодательства;

4) ПФР самостоятельно в процессе своей деятельности создает финансовые ресурсы, являющиеся государственной собственностью, для осуществления своих задач, а не наделяется ими в процессе его организации;

Реализация Фондом полномочий в отношении финансовых средств опосредуется отношениями с государственными органами, осуществляющими от имени Российской Федерации ее права собственника. Такие отношения возникают в связи с необходимостью получения согласия собственника на распоряжение имуществом в определенных случаях, осуществлением контроля уполномоченными государственными органами за деятельностью ПФР и других случаях. В отношении фондов как государственных учреждений, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по широкому кругу вопросов.

Это объясняется тем, что ПФР реализуют свои полномочия в отношении финансовых средств:

1) в пределах, установленных законом;

2) в соответствии с целями своей деятельности;

3) заданиями собственника;

4) назначением финансовых средств.

При этом собственник вправе перераспределить финансовые средства ПФР путем принятия федеральных законов. В отношении ПФР предусмотрен режим финансового планирования, основными плановыми документами которого являются бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов ПФР, принимаемые Федеральным Собранием РФ в виде федеральных законов.

Органы государственной власти России наделены значительными полномочиями по контролю за деятельностью фондов, которые во многом определяются правовым режимом финансовых средств ПФР, являющихся государственной собственностью Российской Федерации.

Основными из этих полномочий являются:

1) создание, реорганизация и ликвидация ПФР;

2) утверждение Положения о Фонде (учредительных документов);

3) определение целей, задач и функций Фонда;

4) составление и утверждение бюджетов Фонда;

5) назначение на должность и освобождение от должности руководителей ПФР;

6) перераспределение финансовых средств Фонда;

7) установление целевого расходования денежных средств, аккумулированных Фондом;

8) контроль за сбором, использованием и распределением финансовых средств Фонда.

Цели, задачи и функции, закрепленные в нормативных актах, во многом определяют организационно-структурное построение ПФР, сферу его деятельности и компетенцию. Анализ нормативных актов, определяющих основы деятельности ПФР, показывает, что главными целями его создания и деятельности являются: создание государственных гарантий в системе пенсионного обеспечения и управление средствами пенсионного фонда. Эти цели достигаются в ходе решения таких задач, как: поддержание финансовой стабильности и обеспеченности пенсионной сферы, обеспечение прав граждан на социальные выплаты, своевременное и полное финансирование социальных выплат (пенсий, пособий и др.), участие в разработке и реализации государственных программ в социальной сфере, финансирование целевых программ и т.д.

Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей (полномочий) по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса и сама представляет собой систему элементов. В соответствии с этим подходом компетенцию ПФР можно определить как совокупность полномочий Фонда по вопросам сбора, использования и распределения финансовых средств, являющихся государственной собственностью, а также полномочий по проведению государственной политики в области пенсионного обеспечения граждан страны. Компетенция ПФР закрепляется в законах и нормативных актах, определяющих правовой статус и регулирующих деятельность фондов. Закрепление компетенции ПФР осуществляется разными технико-юридическими способами.

Весьма специфическим способом наделения фондов государственными полномочиями является их делегирование органами государственной власти. Делегирование означает возложение на фонды прав и обязанностей по осуществлению определенных действий, отнесенных к компетенции государственных органов, от имени этих государственных органов. По сравнению с органами государственной власти, которым делегирование полномочий вышестоящих органов осуществляется в административно-правовом порядке, делегирование полномочий органов государственной власти фондам, являющимся государственными учреждениями, может осуществляться только в гражданско-правовом порядке, поскольку фонды не имеют вышестоящих государственных органов в порядке подчиненности.

Делегирование государственных полномочий фондам может осуществляться в соответствии со статьёй 125 ГК РФ на основании принятых федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ и муниципальных образований. При этом фонды выступают от имени органов государственной власти по их специальному поручению. Такой механизм делегирования полномочий государственных органов является одним из способов "вступления" государства в гражданские правоотношения и опосредованное приобретение им гражданских прав и обязанностей через действия государственных внебюджетных фондов. В то же время делегирование полномочий центрального аппарата фонда региональному отделению осуществляется в административно-правовом порядке путем принятия соответствующего правового акта самого фонда.

Ответственность является неотъемлемой частью правового статуса любого субъекта права, в том числе ПФР и его должностных лиц, которые несут правовую ответственность в случае нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц в процессе осуществления своей деятельности. Из всех видов ответственности наиболее урегулированной в правовом плане является гражданско-правовая ответственность ПФР, которая наступает и реализуется в соответствии с действующим гражданским законодательством. Остальные виды ответственности ПФР и его должностных лиц также регулируются в общем порядке, предусмотренном административным, трудовым и уголовным законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *