Является ли помощник депутата государственным служащим

Екатеринбург. Является ли помощник депутата Законодательного собрания Свердловской области государственным служащим – этот вопрос рассматривал Уставный Суд Свердловской области на заседании 12 февраля, сообщили агентству ЕАН в пресс-службе органа.

Предыстория вопроса такова: в 2005-2006 годах Александр Арефьев работал помощником депутата областной Думы. Поступая на службу, Арефьев рассчитывал на присвоение ему как государственному гражданскому служащему классного чина и выплату соответствующего денежного содержания в виде оклада за классный чин. Однако в Реестре должностей гражданской службы, который был утвержден губернатором Свердловской области еще в мае 2005 года, такой должности, как «помощник депутата Законодательного собрания», нет. Кроме того, заявитель счел, что его права нарушены еще и законом «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области», которым приостановлено присвоение классных чинов.

Наша область – единственная в Российской Федерации, в которой государственные служащие не прошли аттестацию на классный чин. Стоит заметить, что этот вопрос уже поднимался областным прокурором.

В ходе процесса выяснилось, что должность помощника депутата, хотя и отвечает всем признакам должности государственной службы, не была учреждена в установленном законодательном Свердловской области порядке. Для того, чтобы учредить такую должность, требуется совместное постановление палат Законодательного собрания Свердловской области, которое до сих пор не принято.

Губернатор же включает в свой Реестр только уже учрежденные должности, и поэтому его Указ признан соответствующим Уставу Свердловской области. Любопытно, что такой же вывод можно сделать и по всем другим должностям аппарата Законодательного собрания, включенным в Реестр, ведь они также не учреждались постановлением обеих палат. Существуют два постановления областной Думы, принятые в прошлом году, которыми утверждены структура и штаты аппарата Законодательного собрания. Однако данные постановления, согласно Закону «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области», не могут считаться нормативными правовыми актами, учреждающими должности гражданской службы в Законодательном собрании Свердловской области. Получается, что областная Дума проигнорировала свой же Закон.

Уставный Суд не стал рассматривать по существу вопрос о неприсвоении областным госслужащим классных чинов, мотивируя это тем, что классные чины присваиваются только действующим служащим, а заявитель к таким не относится.

Вместе с тем, в постановлении суд обратил внимание на необходимость выполнения федерального законодательства о классных чинах на гражданской службе: ведь по Конституции федеральный закон имеет на территории Свердловской области прямое действие, несмотря на то что повторяющие его нормы областного уровня не вступили в силу. Елена Глушкова, Европейско-Азиатские новости.
.

Кто относится к госслужащим в России?


В Российской Федерации к государственным служащим относят работников МЧС, полиции, медперсонал государственных ведомств, санэпидемслужб и т. д., военных всех родов войск, работников судебной системы, депутатов всех уровней, чиновников аппарата Президента, Правительства и других органов исполнительной власти(коих не счесть: комитеты, министерства, объединения, союзы, думы).

Госслужащие.Это люди, которые работают НА Государство.Это люди, которые ЗА Государство!Не важна профессия или должность.А Государство, это сами люди, Единство людей.Все люди, проживающие в стране, все коренные жители.Так как Государство, это Единый организм.Если же какая-то часть людей начинает себя выделять, мол они важнее.То это уже не Государство, так как нет Единства.Это уже Эксплуатация одних, другими.Если человек действует ПРОТИВ Государства, то это уже не госслужащий, а просто предатель, преступник.Государственный

Статья 11.

Ограничения, связанные с государственной службой.

В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.2.

Госслужащие и лица, замещающие государственные должности.

Возникла некоторая путаница, связанная с тем, что в РФ существует два вида чиновников — госслужащие и лица, замещающие государственные должности.

Думаю, что необходимо с этим разобраться — чтобы ясно представлять себе — что из себя представляет «РФ». Итак — с госслужащими все более менее понятно — они служат государству. Кто или что является у нас государством — это отдельный вопрос, но можно взять такое определение, что государство — это инструмент подавления правящим классом класса угнетенного.

Государственная служба — это.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Данный закон не регулирует деятельность граждан, замещающих государственные посты РФ и должности руководителей субъектов страны.

Система государственной службы, согласно ФЗ-58, включает в себя государственную гражданскую, военную и правоохранительную службы. Государственная гражданская служба (ГГС) — это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях гражданской госслужбы по реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, а также лиц, которые замещают гос.

должности РФ, и лиц, которые замещают гос. должности регионов РФ. Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т.

д. Военная служба — это один

Кого относят к чиновникам в РФ

Особым правовым статусом наделены лица, задействованные в административной власти. К оперативному составу стоит отнести госслужащих, которые выполняют обязанности государственно-властных функций.

В отношении граждан они не могут совершать никаких юридических актов. Сюда же относят юристов и экономистов, работающих над подготовкой проектов разных решений.

К третьей категории относятся госслужащие, которые осуществляют определенную служебную деятельность.

Это работник, который выполняет свою рабочую деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта России.

Кто относится к госслужащим в России: список


Госслужащий – это сотрудник, который исполняет свои служебные обязанности и получает зарплату из средств бюджета. К госслужащим относятся и те, кто трудится в госорганах, и работники госучреждений.

К ним также причислены курьеры, помощники и секретари, а также сотрудники полиции и военные. Весь остальной коллектив госучреждений (врачи, учителя) к госслужащим не имеют никакого отношения.

Государственный служащий не имеет право: — Заниматься иной деятельностью на платной основе, кроме научной, педагогической и иной творческой, — Осуществлять предпринимательскую деятельность и использовать свое служебное положение для помощи другим лицам в осуществлении подобной деятельности с получением за это вознаграждения, — Являться представителем третьих лиц в госоргане, в котором тот состоит на службе, либо является подконтрольным, — Использовать в собственных целях служебное авто, а также средства материально-технического обеспечения, — Получать вознаграждения от гражданских лиц за исполнение прямых обязанностей, — Принимать участие в забастовках и как-либо чинить препятствия для нормального функционирования госорганов, — Участвовать в работе политических партий и организаций религиозной направленности в связи со службой, — Иметь в подчинении или находиться под управлением лиц, имеющих с госслужащим близкие родственные отношения, — Пользоваться служебной информацией и положением в сугубо личных целях, — Давать не согласованные обещания, а также в течение года после прекращения госслужбы не может обращаться на место прежней работы по вопросам, ранее входящим в его компетенцию.

Читать еще:  Открытие мясного магазина с нуля пошаговая инструкция

Чиновники – это кто? Краткий ликбез

Надо сказать, что подобное определение возникло отнюдь не вчера. К чиновникам на Руси издавна относились враждебно, ругали.

Рассматривая вопрос более детально, поневоле заинтересуешься тем, откуда произошел термин, когда его стали использовать и почему. Приблизительно в XVIII в. Русь вышла на «мировую арену».

Пока еще в кавычках. Но определенные связи с соседями стали более тесными и динамичными. В таких условиях понадобились люди, занимающиеся всевозможной деятельностью, касающейся упорядочения действий государства.

Петр Первый, по примеру европейских держав, решил упорядочить деятельность лиц, которые ему служили. Был принят Табель о рангах, который фактически породил чиновников. Можно сказать, что 24 января 1722 г.

(дата подписания документа) стал днем рождения этого класса.

Депутаты и госслужба

Вот еще одно доказательство того, что они не находятся на государственной службе:ФЗ»О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»Статья 1.

Государственная служба Российской Федерации1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:Российской Федерации;федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы) ;субъектов Российской Федерации;органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации) ;лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения

Законопроект Путина: Госслужащие не смогут управлять НКО

Могут ли чиновники и депутаты входить в состав руководства некоммерческих организаций? Могут, но с одним условием. В Федеральном законе от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержится следующее определение хозяйствующего субъекта: «Коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход». Таким образом, НКО, не приносящая дохода, хозяйствующим субъектом не является.

А значит – чиновники и депутаты могут руководить такими организациями. В президентском предлагается переформулировать указанный запрет.

Идея написать материал о помощниках депутатов у меня появилась давно. Около пяти лет я являюсь руководителем телепроекта "Законодательная власть" — программы о законах, по которым мы живем, и людях, что их принимают. Помогают народным избранникам в осуществлении их полномочий помощники. Обращаться к ним, чтобы договориться об интервью с депутатом, либо получить необходимые для сюжета документы, тексты законопроектов, постановлений и т.д. мне приходится довольно часто. Но если о депутатах пишется и говорится много, биография парламентариев размещена на официальном портале, то помощники обычно остаются в тени. Что это за люди, как они попали на работу в Законодательное Собрание? Каков круг их прав и обязанностей? Обязательно ли помощнику иметь юридическое образование? И как вообще можно стать помощником депутата – обо всем этом – в материале, специально подготовленном для Право.RU/Красноярск.

Чем занимается помощник депутата?

Сначала – о юридической стороне вопроса. На работу помощником депутата может привлекаться только гражданин РФ. Статус помощника депутата Законодательного Собрания Красноярского края установлен в соответствии с Законом края "О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края". Депутат краевого парламента вправе иметь одного помощника, работающего на штатной основе по срочному служебному контракту и являющегося государственным гражданским служащим края, и до пяти помощников по работе с избирателями, работающих по срочному трудовому договору, в том числе по совместительству. Депутат Законодательного Собрания края вправе также иметь помощников на общественных началах.

В круг обязанностей помощника входит целый перечень вопросов. Он:

– выполняет поручения депутата, связанные с его депутатской деятельностью;

– по поручению депутата взаимодействует с избирателями, государственными и муниципальными органами, а также коммерческими и некоммерческими организациями;

– ведет запись на прием к депутату Законодательного Собрания и проводит предварительный прием избирателей и иных лиц;

– организовывает встречи депутата Законодательного Собрания с избирателями;

– оказывает депутату организационно — техническую, консультативную, юридическую помощь при осуществлении депутатских полномочий;

– готовит информационные, справочные и другие материалы, необходимые депутату для осуществления депутатских полномочий.

Помощник депутата, являющийся государственным гражданским служащим:

– готовит проекты ответов на обращения, заявления, жалобы граждан и иных лиц;

– готовит проекты предложений, обращений, заявлений, депутатских запросов и иных документов к руководителям и другим должностным лицам государственных, муниципальных и общественных органов, коммерческих и некоммерческих организаций;

– обязан соблюдать установленный порядок работы со служебной информацией;

– выполняет иные обязанности, предусмотренные служебным контрактом и должностным регламентом.

Какими качествами должен обладать помощник?

А вот прав у помощника не в пример меньше, чем обязанностей. Кстати, размахивать бордовыми корочками помощника, где надо и не надо, чревато. Такие случаи как показывает практика, становятся известны руководителю Аппарата, "прилететь" за несанкционированные действия помощника может не только ему самому, но и руководителю фракции.

Так какими качествами должен обладать помощник? Можно сказать так – важна ответственность, и еще раз ответственность. Необходимо всегда знать, что нужно делать и как. Главный принцип — не навредить патрону. Нужно исправно выполнять поручения и не задавать лишних вопросов.

Читать еще:  Приказ о возложении обязанностей заместителя директора

Исходя из опыта работы в краевом парламенте, личных наблюдений, могу сказать, что руководители все же относятся к помощникам, как к своей правой руке — опоре, поддержке. Как "лицо приближенное", помощник это "не человек с улицы", ему необходимо обладать немалым количеством профессиональных качеств, отвечающих требованиям депутата, быть преданным, то есть единомышленником. Народные избранники – люди со своими характерами, привычками, манерой общения, нередко – с проблемами и плохим настроением. Можно быть грамотным отличным специалистом, но в итоге, что называется, не сработаться с руководителем и быть вынужденным уйти. Нельзя забывать простой принцип — это помощник подстраивается под руководителя, а не наоборот.

Для профессии помощника депутата важна и презентабельная внешность. Я не говорю, что непременно следует являться на работу в костюме "Hugo Boss", вполне уместны джинсы и свитер, однако деловой стиль одежды все же предпочтительней. Под презентабельной внешностью, скорее, следует понимать умение "подать" себя, расположить к себе собеседника. Кстати, в Законодательном Собрании Красноярского края работал помощник, похожий на актера Константина Хабенского, в парламенте Новосибирской области – спортсмен, чьи фотографии не раз появлялись в рекламе модных глянцевых журналов.

Депутата не устроит человек неэнергичный и не заинтересованный в работе с перспективой роста и не рассчитывающий на долговременное сотрудничество. Немаловажное значение имеют и коммуникативные навыки помощника. По долгу службы он много и часто общается с разными людьми: депутатами, их помощниками, чиновниками из правительства, главами администраций, сотрудниками аппарата, посетителями депутата, представителями различных организаций, журналистами и т.д. Как сказал один из помощников, правда, из другого региона, "качество взаимодействия определяет качество взаимоотношений и качество совместной работы, эффективное взаимодействие и взаимопонимание".

Если суммировать вышесказанное, то помощник должен: обладать навыками секретарской работы, уметь эффективно организовать свое время и экономить время шефа, быть предусмотрительным, пунктуальным. Поскольку работа помощника предполагает общение с людьми, то здесь важна и стрессоустойчивость, знание психологии. Помощник должен уметь спокойно воспринимать критику, замечания со стороны депутата. При этом признавать обоснованность критики; сказать, что намеревается сделать для исправления ошибки, заверить руководителя, что в дальнейшем не допустит повторения подобной ситуации. Номер с демонстративной подачей на стол заявления об увольнении не пройдет. Заявление об увольнении, как правило, могут и подписать в тот же день. Впрочем, нужно признать, "своих" здесь все-таки не бросают. Так, несколько лет назад за систематические просчеты был фактически уволен один из помощников, но уйти ему посоветовали по собственному желанию. Чтобы не ставить крест на карьере молодого сотрудника, ему предоставили место в партийной организации, конечно, это существенное понижение, статус уже не тот, однако, выбирать не приходилось.

Тактичность и воспитанность – отдельная тема. Исходя, подчеркну еще раз, из личных наблюдений, не могу не сказать о ряде помощников Законодательного Собрания Красноярского края. Очень условно разделю их на две категории. Первые — компетентные, оперативные, вежливые. Вторая категория (правда, это очень малочисленная группа) — "антипомощники" — это те, с которыми у меня, как у парламентского журналиста, нет желания общаться. В числе первых, например, Валерий Соломяник, Олег Леснов, Валерий Корнев, Евгений Шабанов, Юлия Евминенко, Кирилл Таманов. А вот во второй группе помощников первое место, бесспорно, займет Валерий Панин.

Юрист или экономист?

Что касается образования, то помощник депутата, являющийся государственным гражданским служащим, должен иметь высшее профессиональное образование, стаж государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) на должностях не ниже старших не менее двух лет или стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее трех лет. Обязательно ли юридическое образование? Об этом мы спросили депутата Законодательного Собрания Красноярского края Михаила Козлова (фракция ЛДПР):

Не требование, а пожелание председателя нашей партии заключается в том, чтобы и депутаты, и помощники имели первое техническое образование. Я сам инженер-металлург, закончил Красноярский институт цветных металлов и золота по специальности "Литейное производство черных и цветных металлов" (технологический факультет). В 2008 году поступил в Сибирский институт — филиал российской академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте РФ, специальность — государственное и муниципальное управление. В 2010 году окончил школу управленческого резерва с получением диплома. Сейчас готовлюсь поступать в аспирантуру.

Владимир Вольфович Жириновский говорит, что те, кто закончил технический ВУЗ, имеют аналитический склад ума, у них более развита логика мышление, такие люди могут успешнее работать в политике. Но второе образование желательно, чтобы было юридическое. Почему? Вы представьте: депутату поступают десятки обращений от граждан, парламентарию нужно изучить сотни законов, постановлений – это вот такие кипы бумаг. Я сам не юрист и если бы у меня помощники были не юристы, как бы я работал?! Так что считаю, юридическое образование важно. Но не менее важен и кругозор, опыт работы. Политик должен быть всесторонне развит, быть в теме событий, следить за тем, что происходит в стране и крае, встречаться с избирателями, быть на связи. Немаловажен и богатый жизненный багаж знаний, опыт работы в администрации города или края.

Мой помощник №1 – Виктор Красовский – он экономист. Сейчас в Законодательном Собрании идет работа над бюджетом следующего года. Вот эта таблица (показывает) – наши предложения от фракции, четкая, ясная, понятная таблица, готовил ее мой помощник, мы можем объяснить своим коллегам, что хотели, как пойдет распределение или перераспределение средств…Что касается работы с обращениями граждан, то здесь мой помощник — Тамара Леонидова, претензий к ее деятельности нет. Вообще, я, когда только пришел на работу в краевой парламент, четко сказал: ни одно обращение от избирателей, будь то коллективное письмо или единичный крик о помощи — не должно остаться без внимания. И здесь не образование влияет- с юридическим ли, техническим или экономическим образованием человек, а отношение к делу. У нас общее дело, общий результат, это – реальная помощь жителям.

Вячеслав Панферов (помощник депутата Сергея Зяблова, фракция "Единая Россия") работает в должности помощника депутата 15 лет. В целом же стаж государственной гражданской службы у него 30 лет. Еще в 2007 году ему был присвоен чин государственной гражданской службы – "советник III класса", тогда же "за добросовестный, творческий труд и активное участие в подготовке выездного совещания депутатов Законодательного Собрания Красноярского края "Перспективы развития дорожной отрасли Красноярского края на 2007—2010 гг." он был награжден Почетной Грамотой Законодательного Собрания Красноярского края.

Читать еще:  Распределение рабочего времени педагога психолога доу

Как рассказывает Вячеслав Панферов, до прихода в краевой парламент он работал в госконцерне – Енисейречфлот, после — в администрации края курировал вопросы водного и воздушного транспорта.

"Сразу скажу, тогда, в конце 90-ых, зарплаты помощников были очень низкими, найти грамотного специалиста для народного избранника представлялось проблематичным. Но у меня на тот момент не хватало необходимого стажа, и, чтобы получить его, стал помощником депутата. Работа меня увлекла. И вот 15 января следующего года будет 15 лет, как я занимаю эту должность. Мой депутат входит в состав комитета по бюджету и экономической политике. Поэтому, по инициативе депутата, помогаю готовить поправки в законопроекты, подбираю документы, выезжаю в командировки, чтобы на месте разобраться в сложившейся ситуации…Поправки в том числе касаются необходимости строительства школ, детский садов на территории Курагинского избирательного округа, парламентарием от которого является Сергей Зяблов.

Много приходится взаимодействовать с главами территорий, могу с уверенностью сказать, работаем мы как одна слаженная команда, наша задача — решать вопросы, которые волнуют жителей. Мне, как помощнику важно увидеть результат – благодаря нашей работе в конкретной деревне, поселке городе отремонтирована дорога, больница, клуб, построено учреждение дошкольного образования…Приятно осознавать, что в этом есть частичка и моего участия", — рассказывает Вячеслав Панферов и добавляет, "удостоверением помощника за эти годы никогда не пользовался в личных целях. Во-первых, такой поступок дискредитирует моего депутата. Во-вторых, являюсь представителем Законодательного Собрания Красноярского края, которое положительно зарекомендовало себя в регионе и стране, такие меркантильные вещи не с лучшей стороны будут позиционировать краевой парламент. Так что удостоверение мне необходимо исключительно для того, чтобы пройти на работу через пост охраны".

Командировки, работа с текстами законопроектов, обращениями граждан все же оставляют время для хобби. Вячеслав Панферов занимается пчеловодством в течение 17 лет, пасека находится в Сухобузимском районе. "Парламентские каникулы длятся с конца июня по начало сентября. Так что мне повезло — отпуск получается взять летом. Удается съездить на рыбалку и охоту — предпочитаю отправляться на Казачинские пороги, половить хариуса, пострелять уток. Впрочем, я не считаю себя заядлым рыбаком или охотником, мне важнее побыть на природе, отдохнуть от насыщенного ритма работы и подготовится к началу нового политического сезона", — говорит Вячеслав.

Александр Граматунов, помощник председателя Законодательного Собрания Красноярского края, руководитель Аппарата Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России (КРО АЮР):

"Помощником спикера краевого парламента Александра Усса являюсь пять лет. До этого работал в Экспертно-правовом управлении Законодательного Собрания Красноярского края. Александр Викторович обратился к руководителю – Светлане Мигаль с просьбой помочь найти кандидатуру на должность помощника. Она назвала мое имя. В управлении я занимался исключительно юридической деятельностью, проводил экспертизу законопроектов края, готовил аналитические материалы. Сейчас же моя деятельность по большей части организационного плана. Но я совмещаю работу помощника спикера с руководством Аппаратом Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России, так что о своем переходе не жалею, мне интересно то, что я делаю.

Что касается биографии, то обучался в школе Минусинска. Состоял в школьном парламенте, затем был выбран сначала в городской парламент, после – делегирован в краевой Молодежный парламент. Все это, думаю, предопределило дальнейшее направление моей деятельности и выбор ВУЗа.

Я учился на юридическом факультете Хакасского госуниверситета, на пятом курсе являлся помощником адвоката, специализировался на гражданских делах, выигрывал споры. После получения диплома, уже переехав в Красноярск, поступил на муниципальную службу в администрацию Свердловского района города, проработал в должности специалиста юридического отдела около двух лет. Затем по конкурсу попал на работу в Законодательное Собрание края.

Считаю, юридическое образование для помощников депутатов важно. Юриспруденция пропитывает все отрасли в обществе; знания в этой области необходимы.

Свободного времени для хобби, правда, немного, но остается. Уже на протяжении пяти лет мы с друзьями по выходным в спортзале играем в мини-футбол. С прошлого года освоил горные лыжи, катаюсь в Бобровом Логу, или на Гладенькой, что возле Саяногорска. Люблю читать детективы, и, разумеется, изучаю специализированную юридическую литературу".

Из молодежного парламента – в помощники

Некоторые нынешние помощники депутатов Законодательного Собрания края раньше входили в состав Молодежного парламента края, там возглавляли профильные комитеты. Нередко молодые политики участвовали в общекраевых, городских мероприятиях, выступали с докладами и смогли составить о себе мнение как о людях толковых, образованных и перспективных. В итоге нескольким поступило предложение стать помощниками народных избранников.

Нужно помнить – под лежачий камень, как гласит известная пословица, вода не течет; и еще — сначала ты работаешь на имя, потом имя на тебя. Не нужно ждать получения (пусть даже и "красного") диплома как манны небесной и надеяться, что работодатели наперебой станут предлагать трудоустройство. Им важен опыт работы. А в этом плане плюсом может стать участие в различных проектах, программах. Так, например, при Красноярском региональном отделении Ассоциации юристов создано молодежное крыло, где студенты-старшекурсники могут найти применение своим талантам и амбициям. Наши студенты-правоведы успешно участвуют в проекте оказания бесплатных юридических консультаций малообеспеченным жителям – как в рамках юридической клиники СФУ, так и в рамках проекта "Бесплатная юридическая помощь жителям села". Во время выборов студенты получили опыт работы в качестве общественных наблюдателей (проект "За чистые выборы"). На ТИМ "Бирюса" в летнее время работает правовая школа, где проводятся мастер-классы, лекции и т.д.

Так что возможностей для молодежи реализовать себя КРО АЮР предоставляет немало, надо лишь не ждать у моря погоды, а подключаться к проектам.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *