Является ли ттн первичным бухгалтерским документом

transportnaya_nakladnaya.jpg

Похожие публикации

Одним из основных документов, подтверждающих факт заключения договора перевозки и доставки груза от продавца к покупателю, является транспортная накладная. Этот документ привлекает к себе немало внимания сотрудников налоговой службы. Что собой представляет собой транспортная накладная, для чего нужна и в каких случаях можно обойтись без нее? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Транспортная и товарно-транспортная накладная

ТТН (товарно-транспортная накладная) – это первичный сопроводительный документ, который необходимо выписывать, если грузоотправитель передает товар покупателю путем перевозки транспортным средством. ТТН нужна не только в тех случаях, когда присутствует третья сторона (автотранспортная организация). Накладную, сопровождающую груз во время его транспортировки, надо составлять, если функцию автоперевозки берет на себя грузоотправитель.

Документ имеет унифицированную форму, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (форма № 1-Т). Документ составляют в четырех экземплярах. Все экземпляры накладной передаются участникам процесса перевозки груза:

  • продавцу документ нужен для списания стоимости отгруженных товаров (он оставляет себе один экземпляр после выписки накладной);
  • покупатель при помощи ТТН оприходует полученные товары (документ ему передает водитель автомобиля);
  • для автотранспортной компании накладная служит основанием для проведения расчетов с заказчиком перевозки груза;
  • четвертый экземпляр также передается перевозчику, он будет использован в качестве основания для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю транспортного средства.

Транспортная накладная (ТН) – составляется согласно форме, утв. постановлением Правительства России № 272 от 15.04.2011 г. Оформляется в 3-х оригинальных экземплярах – для отправителя, перевозчика и получателя продукции. В отличие от ТТН, она не содержит подробного товарного раздела, где расписывается номенклатура перевозимой продукции.

Если перевозка сопровождается транспортной накладной, то для подтверждения транспортных расходов заполнять еще и ТТН не требуется. В то же время, недостаточно оформлять вместо ТН форму № 1-Т – первичным документом, подтверждающим транспортировку товара, является именно товарная накладная.

Назначение транспортной накладной и ТТН

Для чего нужна транспортная накладная? Документ предназначен для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозку автомобильным транспортом. Он подтверждает заключение договора на перевозку груза, фиксирует данные о стоимости услуг автотранспортной компании и порядке расчета провозной платы. Наличие транспортной накладной дает организации возможность уменьшить базу налога на прибыль.

ТН является важным документом в сфере гражданского законодательства, подтверждающим заключение договора перевозки, а также в налоговом учете – накладная подтверждает расходы на транспортные услуги при определении налоговой базы, для этого она должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями законодательства.

ТТН служит для учета движения ТМЦ, для списания их у продавцов и оприходования у грузополучателей, а в сфере оборота алкоголя только ТТН выступает обязательным сопроводительным документом, подтверждающим легальность производства и оборота алкоголесодержащей продукции (Разъяснение Росалкогольрегулирования от 08.07.2011).

Когда ТТН проверяется сотрудниками налоговой службы?

Зачем нужна транспортная накладная налоговикам? Сотрудники ФНС обращают особое внимание на данный документ при проверке обоснованности вычетов по НДС. В ряде случаев отсутствие ТТН может стать основанием для отказа в их получении. Именно поэтому организации стараются оформить товарно-транспортную накладную по поводу и без него.

В судебной практике достаточно часто встречаются споры налогоплательщиков с ФНС относительно применения вычетов по НДС при наличии или отсутствии ТТН, а также при ее неправильном заполнении. Одни суды принимают решение в пользу налоговиков, считая, что наличие накладной обязательно, другие разрешают налогоплательщикам не использовать эту накладную в тех случаях, когда у них имеются иные документы, подтверждающие факт покупки ТМЦ.

Отсутствует транспортная накладная: какими могут быть последствия

При отсутствии сопроводительного документа:

  • Грузоотправитель не сможет привлечь к ответственности транспортную компанию в случае пропажи или повреждения груза.
  • Грузополучатель не сможет сравнить полученный груз с тем, который фактически был отправлен продавцом.
  • Транспортная компания не сможет подтвердить факт перевозки грузов перед налоговиками.
  • У водителя автомобиля во время поездки могут возникнуть сложности с контролирующими органами (вплоть до уплаты штрафа или отправки машины с грузом на штраф-стоянку).
  • При отсутствии ТТН сотрудники налоговой службы не смогут проверить достаточность оснований для применения вычетов по НДС покупателем товара, а без ТН нельзя признать транспортные расходы для налога на прибыль.

ТН при самовывозе товаров: оформлять или нет?

В ряде случаев покупатели отказываются от услуг транспортных компаний и вывозят приобретенные товары со склада продавца собственным транспортом. Нужна ли транспортная накладная при самовывозе?

Документом, подтверждающим затраты на перевозку и факт транспортировки груза, будет являться путевой лист, а для принятия приобретенного товара на учет достаточно товарной накладной (форма ТОРГ-12). Подробнее об этом читайте здесь.

Дата размещения статьи: 02.12.2014

Для бухгалтера слово "документы" не пустой звук, а в деятельности, связанной с использованием автомобильного транспорта, – тем более, так как заполнение путевых листов, транспортных накладных и иных отраслевых документов в ходе эксплуатации автомобильного транспорта до сих пор вызывает вопросы на практике. На отдельные из них автор дает ответы в настоящей статье, делая выводы из норм законодательства и арбитражной практики.

Является ли путевой лист первичным документом?

Отвечать на этот вопрос следует исходя не из сравнения реквизитов путевого листа и первичного документа, а из предназначения данных документов. Последний предназначен для подтверждения хозяйственной операции, измеряемой в денежном выражении. Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава автомобильного транспорта ). При этом путевой лист является документом, служащим для учета и контроля работы водителя транспортного средства, а не документом, удостоверяющим перевозку пассажиров (Постановление ФАС УО от 12.03.2014 N Ф09-1057/14). В путевом листе отражаются информация о марке транспортного средства, государственный номерной знак, величина пробега, время и продолжительность работы в часах (см. Приказ Минтранса России от 18.09.2008 N 152). Таким образом, путевой лист подтверждает работу автомобиля. Причем, как может заметить читатель, среди обязательных реквизитов путевого листа нет тех, в которых должны указываться стоимостные характеристики хозяйственной операции, – везде натуральные. Поэтому можно предположить, что путевой лист не является разновидностью первичного документа.
——————————–
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.

Хотя не стоит спешить с выводами: вспомним о реквизитах первичного документа, один из которых предполагает указание величины натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с отражением единиц измерения (пп. 5 п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Употребление союза "или" говорит о том, что не обязательно первичный документ должен содержать стоимостную оценку, может быть и только натуральный показатель, характеризующий операцию. Но в таком случае понадобится еще один документ, на основании которого бухгалтер отразит факт хозяйственной жизни в стоимостном измерении. Таким документом может быть акт об оказанных транспортных услугах или транспортная накладная, в которых вместо организационно-технических сведений указываются именно натуральные показатели, а также дается стоимостная оценка, столь важная для целей ведения бухгалтерского учета.
Подведем итог. Формально путевой лист может быть признан первичным документом, так как содержит в минимальном объеме реквизиты первичного документа, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. В то же время на основании только путевого листа бухгалтеру проблематично отразить работу транспортного средства (если не введены дополнительные реквизиты о стоимостной оценке данной операции). И все же для бухгалтерии транспортного предприятия путевой лист необходим. Этот документ позволяет определить, кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, а также подтверждает количество километров, пройденных им при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимое для определения расходов по ГСМ и иных расходов по ремонту и содержанию автотранспорта (Постановление ФАС ПО от 11.03.2014 N А65-11354/2013). Отдельные суды даже считают, что путевой лист является первичным документом, подтверждающим оказание транспортных услуг (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 N 09АП-20968/2014). Однако автор эту точку зрения не разделяет, так как работа автомобильного транспорта и оказание транспортных услуг – разные понятия.

Читать еще:  Протокол разногласий к муниципальному контракту образец

Является ли транспортная накладная первичным документом?

Составление данного документа предусмотрено Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом . В них сказано, что транспортной накладной подтверждается заключение договора перевозки груза. Причем само по себе оформление договорных отношений свидетельствует лишь о достигнутом соглашении между сторонами, но не говорит о том, что уже произошла хозяйственная операция и у участников договора возникли взаимные обязательства друг перед другом.
——————————–
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

Между тем транспортная накладная – это не только разновидность договора о перевозке груза. В ней есть сведения о том, как этот договор исполняется, включая натуральные и стоимостные показатели. А потому при заполнении данных, характеризующих хозяйственную операцию (перевозку груза), транспортная накладная вполне может использоваться как первичный документ, причем подтверждающий как раз оказание транспортных услуг, а не работу транспорта, в отличие от путевого листа.
Для перевозчика как исполнителя услуг транспортная накладная является документом, подтверждающим выручку (доходы). Расходы же, связанные с эксплуатацией ТС при перевозке, подтверждаются иными оправдательными документами, включая данные путевого листа, на основании которых определяется время работы, рассчитывается заработная плата водителя, оценивается пробег ТС, списывается топливо. Для заказчика (грузоотправителя, грузополучателя) транспортная накладная вполне может считаться документом, подтверждающим понесенные расходы на транспортные услуги.
Заметим, транспортная накладная не актуальна, когда речь идет о перевозке пассажиров и багажа, так как договор о таких транспортных услугах подтверждается иными документами (билетами, квитанциями и т.д.) (ст. 20 Устава автомобильного транспорта). Исключение составляет перевозка пассажиров по заказам, что оформляется договором фрахтования ТС (ст. 27 Устава автомобильного транспорта).

Нужно ли вспоминать о товарно-транспортной накладной?

Формально данная накладная является одной из форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые с 2013 г. не считаются обязательными к применению. Между тем отдельные организации по старинке продолжают пользоваться данным документом, закрепив его в документообороте (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Раньше налоговики допускали, что товарно-транспортная накладная может служить документом, подтверждающим затраты по перевозке груза автомобильным транспортом, наряду с транспортной накладной (Письмо УФНС по г. Москве от 26.09.2012 N 16-15/091083@). Сейчас подобных разъяснений нет, и сложно противопоставить необязательную унифицированную форму такому многофункциональному документу, как транспортная накладная. Правда, при перемещении товаров в Таможенном союзе с эксплуатацией автомобильного транспорта налоговики не исключают использования товарно-транспортной накладной (Письмо ФНС России от 30.05.2013 N ЕД-3-3/1928@).
В то же время вместо указанного документа в налоговый орган для подтверждения применения нулевой ставки может быть представлена международная товарно-транспортная накладная (CMR), поскольку содержащиеся в ней показатели в целом аналогичны показателям, представленным в товарно-транспортной накладной. В иных ситуациях при перевозках груза оформляются транспортные накладные, а также товарные накладные, унифицированная форма которых тоже не обязательна к применению.
Получается, что у хозяйствующих субъектов есть два варианта: подтверждать перевозку грузов только товарно-транспортной накладной либо транспортной и товарной накладными. Приоритет одному из этих вариантов финансовое ведомство не решило давать в Письме от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014. Но автор предлагает исходить из того, что транспортная накладная предусмотрена Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом и используется перевозчиками, за исключением случаев применения заказов-нарядов на предоставление автотранспорта. Раз так, то приоритет следует отдать более легитимной форме с точки зрения действующего законодательства. Что касается товарной накладной, то она относится к числу сопроводительных документов на груз, за которые отвечает грузоотправитель, а не перевозчик, для которого все же важнее выполнить требования отраслевого документа и составить транспортную накладную.

Какие документы оформляются при аренде ТС?

Документооборот при аренде ТС не урегулирован законодательством, вернее, нет специальных документов, как это предусмотрено для оказания экспедиторских услуг. Тем не менее это не означает, что ведение документооборота при аренде не обязательно. Нужно ли составлять путевой лист при аренде и кому это надо делать? Как указано в Приказе Минтранса России N 152, он распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. По договору аренды ТС без экипажа имущество эксплуатирует арендатор, следовательно, на период аренды он является владельцем ТС, сведения о котором указываются в путевом листе. На основании полученного ТС и документов арендатор отражает иные необходимые сведения. По договору аренды с экипажем фактически эксплуатирующим ТС лицом является арендодатель, поэтому на нем лежит обязанность по оформлению путевого листа. Кстати, транспортная накладная выписывается также лицом, которое фактически выступает в роли перевозчика. Если им выступает арендатор, то он указывается в транспортной накладной, что подтверждает Постановление ФАС УО от 04.09.2014 N Ф09-5983/14.
Само фактическое предоставление ТС в аренду может быть подтверждено актами оказания услуг в совокупности с представленными путевыми листами, в которых содержатся все обязательные реквизиты (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2012 N А40-110480/09-6-831). Если ТС арендуется у физического лица (например, работника), причем сам арендодатель управляет автомобилем (аренда с экипажем), то путевой лист составлять не нужно, так как эта обязанность предусмотрена только для юридических лиц и предпринимателей, являющихся собственниками или владельцами ТС. Физические лица (как граждане) управляют своими автомобилями без путевых листов. Тогда арендные отношения подтверждает заключенный договор, а факт предоставления ТС с экипажем – акты оказания таких услуг, в которых отражается также сущность использования ТС. Иногда бухгалтеры все равно указывают работникам, использующим свой автотранспорт, на заполнение путевых листов как документов, подтверждающих производственный характер расходов, связанных с использованием и обслуживанием автотранспорта. Это не возбраняется, но автор предлагает это делать проще и подтверждать производственный характер затрат актами оказанных работником услуг, использующим свой автомобиль.
Если арендатор использует ТС для оказания услуг по договору перевозки груза для сторонних заказчиков, то фактически имеет место организация перевозки с помощью чужого транспорта. В таком случае автор предлагает поступить проще и заключить не договор аренды с экипажем для перевозки груза, а соглашение об оказании услуг транспортной экспедиции. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, к ним относятся следующие бланки: "Поручение экспедитору", "Экспедиторская расписка", "Складская расписка". К этим бумагам налоговики плюсуют доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданную экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз. При этом транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (Письмо УФНС по г. Москве от 17.10.2012 N 16-15/099196@). Не упомянуты разве что акт сдачи-приемки оказанных экспедиторских услуг и сам договор транспортной экспедиции. При этом Правила транспортно-экспедиционной деятельности позволяют сторонам договора оформлять иные экспедиторские документы при условии, что они содержат весь объем информации о грузе и услугах экспедитора, обязательной для договора транспортной экспедиции (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2014 N 09АП-45393/2013-ГК).
——————————–
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

Читать еще:  Покупка залогового имущества на торгах по банкротству

Какие нарушения бывают в оформлении?

Как раньше, так и сейчас не все юридические лица и предприниматели – собственники (владельцы) ТС уделяют внимание заполнению путевых листов работниками. Показательным в этом плане является Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 N А35-10736/2013. Из него следует, что представленные в дело путевые листы содержали такие недочеты:
– не указаны дата (число, месяц, год) и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и дата и время его заезда на эту стоянку;
– отсутствуют дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения послерейсового медицинского осмотра водителя;
– показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку не заверены штампом или подписями с отражением инициалов и фамилий уполномоченных лиц.
Плюс ко всему владелец ТС не контролировал должным образом наличие путевых листов у водителей. Неоформление путевых листов расценивается как нарушение лицензионных условий по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Несоблюдение требований отраслевого законодательства как раз является одним из таких нарушений. При этом незаполненные путевые листы считаются предпосылками или своего рода маячками для ревизоров, указывающими на иные нарушения. Так, отсутствие документов, подтверждающих организацию и проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей, дает право сделать вывод, что такие осмотры просто не проводятся, что объясняет, в свою очередь, отсутствие соответствующих сведений в путевом листе.
Хотя не все можно подтвердить или опровергнуть документами. Например, неорганизация проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств может быть выявлена, если отсутствуют специалисты соответствующей квалификации, помещения и оборудования, позволяющие осуществлять проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. При этом штрафуют не за халатность при оформлении путевых листов, а за нарушения использования ТС как источников повышенной опасности, совершение которых может привести к неблагоприятным последствиям для субъекта, эксплуатирующего автомобиль, в том числе для водителя, а также создать угрозу жизни и здоровью иных людей. При этом отсутствие происшествий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения и об уменьшении штрафа.
В отличие от путевых листов оформлению транспортной накладной уделяют больше внимания, так как это не односторонний документ, его как минимум визируют две стороны. Но, несмотря на это, иногда встречаются случаи, когда перевозчик вообще не оформляет транспортную накладную, и за это можно поплатиться, если дело касается перевозки опасных грузов. С такими перевозками не шутят, и законодатель предусмотрел административную ответственность за нарушение правил перевозки опасных грузов (ст. 12.21.2 КоАП РФ). В ч. 1 санкционной статьи указаны конкретные нарушения, за которые можно поплатиться, а во второй – все иные нарушения правил перевозки опасных грузов, в числе которых может быть и отсутствие транспортной накладной. Она должна иметь сведения о номере опасного груза, классе, подклассе и коде перевозимого груза согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), заключенному в г. Женеве 30.09.1957. Хотя в Правилах перевозки опасных грузов есть требование об обязательном наличии товарно-транспортной накладной, суды не смущает это, и они поддерживают ревизоров, требующих от перевозчика опасных грузов транспортную накладную с нужными сведениями. При ее отсутствии могут оштрафовать и водителя, и организацию, занимающуюся перевозками опасных грузов (Постановление ФАС СКО от 31.07.2014 N А32-37980/2013).

Зачем еще нужен путевой лист?

Ответ на этот вопрос следует искать в нормативных актах, в которых упоминается сей документ. В Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом сказано, что субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан (п. 62):
1) обеспечить каждого водителя следующими документами:
– путевым листом;
– расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок;
– схемой маршрута с указанием опасных участков;
2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
——————————–
Утверждены Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7.

Разрешительная документация, необходимая для допуска ТС к участию в дорожном движении, включает (п. 2.2 Приложения 2 к Приказу Минтранса России N 7):
– свидетельство о регистрации транспортного средства;
– страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
– лицензию на осуществление пассажирских перевозок;
– путевой лист;
– иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок.
Проведение ежедневного контроля технического состояния ТС перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) ТС фиксируется в путевом листе (п. 2.5 Приложения 2 к Приказу Минтранса России N 7). Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на эксплуатируемое транспортное средство (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

В итоге для бухгалтера путевой лист и транспортная накладная являются обязательными и не взаимоисключающими, а дополняющими документами. Первый документ большей частью подтверждает расходные составляющие (оплату труда водителя, расход ГСМ), а второй – доходную составляющую (выручку с заказчика) операции по оказанию транспортных услуг. При этом водителю нужно иметь в наличии оба указанных документа, так как путевой лист входит в комплект документов, подтверждающих соответствие транспортного средства и водителя требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, а транспортная накладная является документом на груз, подтверждающим его правомерную перевозку в рамках законной хозяйственной операции, оформленной этой же самой накладной. Излишне говорить о том, что не следует пренебрегать оформлением данных документов, поскольку как минимум это является предпосылкой к выявлению нарушений, за которые предусмотрена ответственность, а как максимум – влечет штрафные санкции в отдельных случаях.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Столько лет налогоплательщики спорят с налоговыми органами относительно прав на вычет НДС и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, когда приобретение товаров оформлено товарной накладной ТОРГ-12, а товарно-транспортной накладной формы 1-Т покупатель не имеет.

Если среди прочих в требовании о предоставлении документов налогоплательщик видит просьбу предоставить товарно-транспортные накладные, пугаться не стоит. Нужно действовать. А именно поднять договор с поставщиком и проверить правильность заполнения накладной по форме ТОРГ-12, ведь эти действия, в конечном итоге, не позволят налоговым органам произвести доначисление НДС и налога на прибыль.

Итак, что такое ТТН?

Товарно-транспортная накладная – это унифицированный документ. Ее форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". Там же описан порядок применения и заполнения товарно-транспортной накладной.

Товарно-транспортная накладная является товарораспорядительным документом по учету работ в автотранспорте. Документ состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел необходим грузоотправителю и грузополучателю для списания ТМЦ со склада первого и оприходования их на склад второго.

Товарно-транспортная накладная оформляется тогда, когда доставка покупателю приобретенного товара осуществляется компанией-перевозчиком. Прежде всего, ТТН необходима для подтверждения заключения договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").

Для продавца накладная по форме 1-Т, в товарной части, является основанием для списания с учета товарно-материальных ценностей, а для покупателя этот же раздел является источником информации для оприходования ТМЦ.

Транспортный раздел ТМЦ необходим перевозчику и заказчику транспорта для проведения расчетов. Перевозчик на основании транспортного раздела начисляет заработную плату водителю автотранспорта.

Читать еще:  Расчет неустойки за несвоевременную уплату алиментов

Для водителя документ необходим для беспрепятственного проезда по автодорогам, ведь товарно-транспортная накладная подтверждает правомерность перевозки груза органам, осуществляющим контроль на дорогах.

Таким образом, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

ТОРГ-12 достаточно для оприходования товара

Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.98 № 132, содержит такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Именно товарная накладная является в случае поставки продукции поставщиками достаточным доказательством оприходования товара, оформление товарно-транспортных накладных не обязательно.

Споров налогоплательщиков с налоговыми органами относительно применения вычетов по НДС и учета в расходах стоимости ТМЦ при наличии или отсутствии у покупателя товарно-транспортных накладных было много. Одни суды принимают решения в пользу обязательного наличия ТТН, другие разрешают не применять эту накладную в том случае, если у фирмы имеются иные подтверждающие приобретение ТМЦ документы.

Надеемся, что Президиум ВАС в Постановлении от 09.12.2010 № 8835/10 раз и навсегда разрешил конфликт налогоплательщиков и налоговиков. Ведь формальные придирки налоговых органов к отсутствию экземпляра ТТН у покупателя в последнее время были одной из самых распространенных причин не принять при расчете налога на прибыль произведенные расходы и отказать в праве налогоплательщика на вычет входного НДС. Теперь уж точно можно утверждать, что если компания-покупатель приобретает товар и не выступает в качестве заказчика по договору перевозки, такая компания имеет право учесть затраты на приобретение ТМЦ в расходах и принять к вычету входной НДС по таким товарам, даже если у покупателя нет товарно-транспортной накладной.

Главное иметь оправдательные документы, подтверждающие сделку и уверенность, что сведения, содержащиеся в этих документах, полны, достоверны и (или) непротиворечивы.

Хотите избежать споров с налоговыми органами и своим контрагентом? Укажите в договоре поставки, что оприходование товара осуществляется на основании товарной накладной ТОРГ-12.

ТОРГ-12 по доверенности

Не смотря на простоту вопроса о том, нужна ли печать покупателя на товарной накладной по форме ТОРГ-12, если товар получает представитель покупателя по доверенности, вопрос остается открытым. Существует две диаметрально противоположных точки зрения при ответе на этот вопрос. Одна из них основана на нормах п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5). В частности, в рекомендациях указано, что накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Сама форма товарной накладной ТОРГ-12 среди прочих реквизитов содержит реквизит «МП».

Значит ли это, что печать на ТОРГ-12 нужна даже при наличии доверенности у лица, подписавшего накладную и осуществившего прием товара от имени покупателя?

Считаем, что печать на ТОРГ-12 в случае, если полномочия представителя покупателя подтверждены доверенностью, не нужна.

На доверенности уже стоит оттиск печати организации, ведь это предусмотрено п. 5 ст. 185 ГК РФ. В доверенности указаны реквизиты накладной, по которой представитель покупателя получает товар. Поэтому доверенность с печатью можно приложить к выписанной накладной. Налоговые санкции за отсутствие печати на товарной накладной отсутствуют.

Для указания реквизитов доверенности в ТОРГ-12 предусмотрены соответствующие строки. Доверенное лицо расписывается в строке «Груз принял». Если товар принимается руководителем предприятия, то он расписывается в двух строках документа: в строке «Груз принял», и в строке «Груз получил грузополучатель». Поскольку руководитель организации, как единоличный исполнительный орган может принять товар без доверенности, в строках по указанию реквизитов доверенности ставятся прочерки.

Кстати, продавцам товара нужно учитывать, что если в качестве покупателя товара выступает физическое лицо, то форма № ТОРГ-12 не заполняется. Ведь согласно Постановлению Госкомстата № 132 эта форма накладной применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

ТТН – документ для оприходования ценностей

Ваш иногородний поставщик прислал Вам партию товара, приложив к ней в качестве товаросопроводительного документа только накладную по форме 1-Т. При этом ТТН дополнена графой «сумма НДС» и некоторыми другими реквизитами. Можете ли Вы принять к учету товар по такой накладной и беспрепятственно заявить вычет входного «НДС»?

Считаем, что факт приобретения товаров и признание расходов на их приобретение для целей исчисления налога на прибыль, равно как и принятие к вычету сумм входного НДС при наличии только ТТН – возможно. И вот почему. Чтобы расходы были законны – они должны быть направлены на получение дохода, экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Чтобы принять входной НДС по приобретенным ценностям к вычету достаточно принять ТМЦ к учету, иметь счет фактуру и подтвердить тот факт, что эти ТМЦ используются в операциях, облагаемых налогом (п. 1 ст. 172 НК РФ, ст. 171 НК РФ).

И товарная и товарно-транспортная накладные являются первичными документам по учету движения товаров. Формы накладных ТОРГ-12 и 1-Т содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, от 28.11.1997 № 78). В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации при необходимости и та и другая накладные могут быть дополнены нужными реквизитами.

Соответственно, если организацией-покупателем не оплачивается транспортировка товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных ТМЦ может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) либо товарная накладная (форма № ТОРГ-12). Аналогичные выводы содержат письма Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413.

Выводы:

Вы покупатель и забираете товар со склада поставщика самовывозом на собственном транспорте? Нет договора с перевозчиком, нет необходимости и заполнять ТТН.

Вы поставщик и самостоятельно доставляете товар со своего склада до склада покупателя собственным транспортом? Вам достаточно оформить отгрузку товара накладной ТОРГ-12, ТТН составлять не нужно.

Вы покупатель и по условиям договора обязаны оплатить поставщику стоимость доставки. Каким документом подтвердить произведенные расходы по доставке? Унифицированной формы документа для отражения услуг по доставке не существует. Поэтому на сумму услуг по доставке груза от поставщика до покупателя составляют акт об оказании услуг по доставке.

Вы перевозчик – владелец автотранспорта? Вы грузоотправитель или грузополучатель – участник взаимоотношений с организацией – владельцем автотранспорта, выполняющим перевозку грузов? Для Вас товарно-транспортная накладная – обязательна, поскольку применение формы 1-Т обязательно для всех юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов (п. 2 Постановления № 78).

Хотите выиграть налоговый спор? При заполнении первичных документов соблюдайте правила, предусмотренные Федеральным законом №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и методическими рекомендациями по заполнению тех или иных унифицированных форм документов. Суды отмечают, что пока налоговый орган не доказал, что сведения, содержащиеся в первичных документах налогоплательщика, неполны, недостоверны и (или) противоречивы, налогоплательщик имеет право считаться добросовестным.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *