Являются ли некоммерческие организации плательщиками ндс

Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что доходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее – НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Читать еще:  Отмена задолженности по алиментам судебная практика

Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

Порядок ведения раздельного учета

В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

  • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ – по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
  • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ – по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком – учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС – квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

  • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
  • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
  • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Заполнение налоговой декларации

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее – Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

  • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
  • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
  • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"
Читать еще:  Судебная практика по льготной пенсии монтажник жбк

Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
  2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
  4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
  5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

Е. Титова,
О. Монако,
В. Пименов,
М. Миллиард,
А. Александров,
эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Статья опубликована в журнале
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
№ 8 апрель 2011 год

Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Тип НКО и порядок налогообложения

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Общие правила налогообложения НКО

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

    Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

    СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

    Специфика обложения некоммерческих структур НДС

    Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

    • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
    • работа в центрах соцзащиты;
    • занятия с детьми в бесплатных кружках;
    • врачебные услуги частных медиков;
    • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
    • благотворительные культурные мероприятия и др.

    Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

    • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
    • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
    • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

    В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

    Другие федеральные налоги для НКО

    Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

    1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
      • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
      • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
      • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
      • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
      • Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
      Читать еще:  Продажа квартиры с долей несовершеннолетнего в москве

      Региональное налогообложение НКО

      Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

      Налог на имущество

      Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

      Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

      1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
        • организации религиозного характера и обслуживающие их;
        • научные госструктуры;
        • уголовно-исполнительные ведомства;
        • организации-собственники культурных и исторических памятников.
        • Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
        • Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

        Налог на землю

        Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

        • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
        • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
        • религиозные структуры.

        К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

        Транспортный налог

        Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

        Общий режим или УСН

        НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

        Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

        ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

        Количество просмотров 4340

        Некоммерческие организации (НКО) потому так и называются, что их деятельность не является предпринимательской. То есть получение дохода не подразумевается, а значит, по идее, налог на прибыль, НДС и аналогичные бюджетные платежи начисляться не должны. Ан нет, практика показывает, что налоговые органы настаивают на применении некоммерческими организациями НДС . Некоторые же налогоплательщики осмеливаются спорить, другие идут законным путем через спецрежимы. Постараемся разобраться со всеми точками зрения.

        Позиция первая: Некоммерческие организации являются плательщиками НДС.

        Эта точка зрения основывается на пункте 1 статьи 143 Налогового кодекса, где поименованы те субъекты, которые являются плательщиками НДС, а именно:

        — лица, перемещающие товары через границу.

        Понятно, что некоммерческие организации попадают под первое определение. Далее в пунктах 2 и 3 этой же статьи указаны некоторые организации, которым разрешено вообще не использовать НДС в своей практике (не признающиеся плательщиками НДС). Но там речь идет о спортивных и околоспортивных структурах, использующихся государством в своих целях. Некоммерческие организации специально не поименованы.

        Специалисты Минфина и налоговых органов не раз возвращались к этому вопросу, выпуская специальные письма. В качестве примера можно привести Письмо Минфина от 11.03.2012 N 03-07-11/66, в котором указано, что автономное учреждение, даже имея некоммерческий характер, должно выставлять счет-фактуру на аренду помещения с НДС. Александр Голиков, партнер юридической фирмы «Базаров, Голиков и партнеры», подтвердил, что Кодекс не исключает некоммерческие организации из числа налогоплательщиков НДС. То есть, налог надо платить без всяких оговорок.

        Позиция вторая: Некоммерческие организации не являются плательщиками НДС.

        Эта точка зрения основывается на том предположении, что раз коммерцией лицо не занимается, то и НДС платить не должно. Можно попробовать высудить это право через арбитраж. Возможность весьма хлопотная, а результат сомнителен. Дело в том, что прецедентов такие есть, но их единицы. Например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.01.2006 N Ф04-9272/2005 (18260-А45-37). При аргументации решения арбитры решили оттолкнуться не от пресловутой статьи 143 НК РФ, а от принципа деятельности самой некоммерческой организации. Вот цитата из постановления: «Удовлетворяя заявленные требования и признавая постановление налогового органа недействительным, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что МУ «Центр социальных услуг» не является коммерческой организацией, его деятельность не является предпринимательской, а средства, поступающие в оплату за услуги, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами, подлежащими налогообложению по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на пользователей автомобильных дорог».

        Данное дело до ВАС не дошло, но мы сомневаемся, что там такие аргументы бы возымели действие. Однако на этапе ФАС решение принято в пользу налогоплательщика.

        Однако можно и не ссориться с ИФНС, а применить УСН. Внимательный изучим главы НК РФ, посвященные специальным налоговым режимам – 26.1, 26.2 и 26.3. Там не признаются плательщиками НДС организации на едином сельхозналоге (п. 3 ст. 346.1), на упрощенной системе налогообложения (п. 3 ст. 346.11) и на едином налоге на вмененный доход (п. 4 ст. 346.26). Но они недоступны и некоммерческим организациям, так как ЕСХН и ЕНВД, в конце концов, созданы для специфических условий.

        А вот «упрощенка», оказывается, вполне доступна, и может неплохо помочь в оптимизации налогообложения. Просто придется выполнить несколько условий, указанных в статье 346.12. НК РФ, – относительно годовых оборотов, доли организаций в уставном капитале и прочее.

        Резюме.

        А) Некоммерческие организации являются все-таки плательщиками НДС, споры с налоговыми органами на этот счет имеют мало перспектив.

        Б) Избежать этого налога можно лишь с использованием упрощенной системы налогообложения.

        Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

        Добавить комментарий

        Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *