Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

В письме от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858 специалисты Минфина России пришли к выводу, что без наличия экспедиторской расписки расходы по договору транспортной экспедиции нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Подробности — в нашем комментарии.

Договор диктует документооборот

Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой оказание услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов. Такая деятельность регулируется главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и принятым во исполнение этого закона постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Правила).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 5 и 7 Правил). Формы этих документов утверждаются Минтрансом России (п. 7 Правил). Сейчас они содержатся в приказе Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Какие документы из вышеназванных необходимы для подтверждения расходов по указанному договору для целей налогообложения прибыли?

Позиция финансистов

В комментируемом письме специалисты Минфина России напомнили плательщикам налога на прибыль прописную истину — без наличия подтверждающих документов расходы нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, по которым, в частности, есть документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ (ст. 252 НК РФ).

Сейчас формы первичных документов организации разрабатывают и утверждают самостоятельно в учетной политике (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А вот раньше компании должны были использовать формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Но с 1 января 2013 г. эти бланки не являются обязательными к применению.

В то же время не стоит забывать, что некоторые формы первички были установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. А вот эти документы продолжают оставаться обязательными. На этот момент обратили внимание специалисты Минфина России. Кроме того, они указали, что экспедиторская расписка является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. Следовательно, ее наличие обязательно для подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов по договору транспортной экспедиции. Получается, что расписка должна оформляться по форме, утвержденной приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Читать еще:  Ходатайство о вызове свидетелей арбитражный процесс

Одной расписки будет мало

По мнению специалистов УФНС России по г. Москве, экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг. Такую точку зрения налоговики высказали в письме от 29.08.2008 № 20-12/082058.

О том, какой пакет документов должен быть у компании для подтверждения рассматриваемых услуг, сказано в письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100092@. Налоговики назвали следующие документы:

договор транспортной экспедиции;

акт сдачи-приемки оказанных услуг;

экспедиторские документы (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка);

доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);

Спорить не стоит

Как показывает анализ арбитражной практики, суды поддерживают позицию контролирующих органов о том, что для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции у заказчика должны быть в наличии документы, в том числе и установленные Правилами. Пример — постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2011 № А05-12220/2010 (Определением ВАС РФ от 01.03.2012 № ВАС-1494/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Организация заключила договор транспортной экспедиции. По его условиям при предъявлении оказанных услуг заказчику экспедитор выписывает счет-фактуру и акт приема-передачи выполненных работ. На основании этих документов компания принимала расходы к налоговому учету. Однако при проверке налоговые органы сделали вывод о том, что данные услуги не были документально подтверждены. Суды согласились с позицией налоговиков.

Арбитры указали, что согласно п. 5 Правил к числу экспедиторских документов относятся: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Эти документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил). При отсутствии таких документов понесенные компанией расходы являются неподтвержденными.

Услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой, называются транспортно-экспедиционными услугами (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554). Для выполнения этих услуг между клиентом (грузоотправителем или грузополучателем) и экспедитором заключается договор транспортной экспедиции (ст. 801 ГК РФ). Одним из документов, оформляемых в рамках этого договора, является экспедиторская расписка.

О том, что такое экспедиторская расписка и всегда ли она необходима, расскажем в нашей консультации.

Читать еще:  Рефинансирование ипотеки на дом с земельным участком

Экспедиторская расписка: для чего нужна?

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

Экспедиторская расписка: обязательна или нет?

Экспедиторские документы – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554).

Экспедиторские документы составляются в письменном виде. Их формы и порядок заполнения утверждены Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23. А обязательна ли экспедиторская расписка?

Без экспедиторских документов, к числу которых относится и экспедиторская расписка, учесть расходы на транспортную экспедицию в затратах по налогу на прибыль не получится в силу обязательности таких документов (Письма Минфина от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317 , от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858 ).

Однако п. 6 Правил предусмотрено, что по договору транспортно-экспедиционных услуг могут применяться и иные экспедиторские документы в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (в т.ч. при перевозках груза в международном сообщении). Это значит, что экспедиторским документом, подтверждающим получение экспедитором груза для перевозки, может быть не экспедиторская расписка, а иной документ. Главное, чтобы это было предусмотрено договором между сторонами.

Экспедиторская расписка: кто должен оформлять?

В соответствии с п. 12 Правил экспедиторская расписка выдается клиенту экспедитором. Поэтому клиент должен только обеспечить экспедитора необходимой информацией о грузе для заполнения расписки.

А когда оформляется экспедиторская расписка? Выдать экспедиторскую расписку экспедитор должен при приеме груза. Расписка дает экспедитору право владения грузом до того момента, когда по окончании перевозки груз передается клиенту либо указанному им иному грузополучателю.

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной?

А если экспедиторская расписка, зачем нужна транспортная накладная? Если по договору транспортной экспедиции договор перевозки заключает экспедитор, то подтверждением транспортных расходов для клиента экспедитора (продавца или покупателя) будут являться экспедиторские документы. Однако самому экспедитору оформить транспортную накладную придется. Ведь составление транспортной накладной при заключении договора перевозки груза является обязательным (п. 2 ст. 785 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ , п. 6 Правил перевозок, утв. Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272). Это значит, что экспедиторская расписка не заменяет ТТН для всех сторон договора транспортной экспедиции.

Однако если экспедитор не заключает договор перевозки, а груз перевозит сам, то ТТН не нужна и ему.

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной

Похожие публикации

Первичный документ по договору транспортной экспедиции – экспедиторская расписка. Согласно Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554), она подтверждает получение экспедитором груза для дальнейшей перевозки. При заключении договора перевозки оформляется транспортная накладная (ст. 785 ГК РФ). Могут ли эти документы заменять друг друга: применима ли транспортная накладная, как экспедиторская расписка и наоборот? Об этом наша статья.

Читать еще:  Срочные обязательства финансового характера в справке

Транспортная накладная

Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Если договор не предусматривает иное, составить ее обязан грузоотправитель (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Исключением, когда можно обойтись без составления транспортной накладной, является перевозка груза в сопровождении представителя владельца груза, или когда перевозится груз, по которому учет движения ТМЦ не ведется (п. 1 ст. 18 закона № 259-ФЗ).

Наряду с транспортной применяется и товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме № 1-Т. Это документ для учета движения ТМЦ, а также расчетов с автоперевозчиком за его услуги. ТТН состоит из товарной и транспортной частей. Для целей налогового учета наличие сразу двух накладных (транспортной и товарно-транспортной) не требуется. Факт осуществления затрат на грузоперевозку может быть подтвержден любой из них (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, ФНС РФ от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681).

Экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не применяется

Экспедиторская расписка – это один из обязательных экспедиторских документов и часть договора транспортной экспедиции. Такой договор заключается грузоотправителем (грузополучателем) с экспедитором, который, по сути, является посредником, действующим по поручению клиента: он организует перевозку, занимается отправкой и получением груза, и т.п. Если договор экспедиции предусматривает такое условие, то экспедитор может самостоятельно заключить договор перевозки груза с перевозчиком (владельцем транспорта).

Экспедитор не составляет транспортную накладную – этим занимается отправитель груза. Но когда экспедитор от своего имени заключает договор перевозки с транспортной компанией, он одновременно является и грузоотправителем, поэтому оформить транспортную накладную он обязан. Накладная составляется в 3-х экземплярах, один из которых остается у экспедитора, а остальные передаются перевозчику и получателю груза. Поставщик же при передаче груза экспедитору получит от него экспедиторскую расписку, а позднее копию накладной с подписями грузополучателя, подтверждающими, что тот принял груз.

Ошибочно полагать, что экспедиторская расписка заменяет ТТН, и вот почему. Помимо данных о грузоотправителе, грузополучателе, самом грузе и транспортном средстве транспортная накладная содержит сведения о стоимости услуг перевозчика. В экспедиторской расписке, в отличие от ТТН, стоимость услуг экспедитора или перевозчика не отражается, а указывается только стоимость самого груза по платежным документам. Поэтому расписку экспедитора нельзя применить в качестве накладной для учета транспортных расходов и движения ТМЦ.

В то же время, транспортная накладная, как экспедиторская расписка тоже применяться не может: расписка является обязательной частью договора транспортной экспедиции, подтверждая, что экспедитор получил груз от клиента для перевозки, то есть, обойтись без нее не получится. Кроме того, правильное документальное оформление процесса перевозки необходимо и для налогового учета – без экспедиторской расписки налоговики могут отказать налогоплательщику в признании его транспортно-экспедиционных расходов (письмо Минфина РФ от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *