Экспертиза при определении порядка общения с ребенком

Содержание

Расторжение брачного союза – это не самое приятное событие в жизни человека, особенно если у бывших супругов имеются общие дети. В таком случае требуется устанавливать, с кем будет жить малыш и в каком порядке второй родитель имеет возможность общаться с ребенком.

Нормативное регулирование

Последствием развода выступает необходимость установить порядок контакта взрослого с ребенком. Это распространяется только на те браки, где имеются общие дети. Данные правоотношения регулируются Семейным Кодексом РФ, в частности, статьей 66.

Верховный суд не оставил без внимания этот вопрос. В судебной практике используется Постановление ВС РФ от 27 мая 1998 года, в котором орган в полной мере раскрывает тонкости общения разведенных родителей с детьми. Также устанавливаются правила, согласно которым чадо остается либо с мамой, либо с папой.

Следует отметить, что каждый субъект может установить свой индивидуальный закон. Действовать он будет исключительно на территории данного муниципального образования. Ознакомиться с правовой нормой СК РФ можно прямо здесь:

Определение порядка общения с ребенком по соглашению родителей

Законодательством определена основа права на доступность общения малыша со всеми членами семьи, будь то близкие или дальние родственники. Об этом свидетельствует ч. 1, ст. 55 СК РФ.

Плохие отношения с родственниками, ссора родителей никак не должны влиять на ребенка, в частности на его взаимоотношении с родными. Так, при разводе супруги в обязательном порядке договариваются о правилах контакта с их общим чадом. Для устранения дальнейших притязаний лучше заверить это документально.

Определение порядка общения с ребенком в судебном порядке

В случае возникновения спора и невозможности добиться соглашения, супруги обращаются в судебный орган. Уже там на законных основаниях лично судом будет установлено, у кого должен жить малыш и сколько времени уделяется второму родителю на общение с ребенком.

Разбирательство начинается с подачи иска одним из партнеров. Далее судья либо удовлетворяет заявление, и дело переходит непосредственно на разрешение с участием обеих сторон и их представителей, либо супруги получают мотивированный отказ.

Госпошлина по иску

Дела, где в главной роли фигурируют дети и их дальнейшая жизнь, имеют специфическую особенность. Иски и судебные прения по данным вопросам не облагаются дополнительным пошлинным сбором.

Доказательством этому служит обзор практики от 2011 года, который был утвержден ВС РФ. В нем четко устанавливается, что пошлинный сбор не взимается по делам, связанным с правами и свободами малолетнего лица. Это противоречит российскому законодательству.

Подсудность

Развод и определение порядка общения с ребенком – это классификация дел, которая рассматривается в гражданской коллегии. Соответственно, разрешение споров производится в судах районов.

Следует отметить, что иск подается исходя из места проживания ответчика. Об этом свидетельствует ст. 28 ГПК РФ. Однако бывают исключения. При наличии следующих факторов, истец самостоятельно выбирает подсудность заявления:

  • Несовершеннолетний малыш проживает с истцом.
  • Иск состоит из двух частей: расторжение замужества и определение порядка взаимосвязи с ребенком.

Вышеперечисленные факторы должны действовать одновременно. В ином случае, заявление должно быть подано по традиционному правилу.

По теории, предметом доказывания является суть спора, для разрешения которого супруги и обратились в орган судебной власти. В нашем случае – это порядок общения одного из родителей с ребенком после развода.

При вынесении заключения по делам, где фигурируют дети, суд ставит в приоритет их права и интересы. Но также учитывает, чтобы отношения между родителями не испортились после окончательного постановления, ибо это может усугубить положение ребенка.

Главное, на что суд обращает внимание – это состояние малыша, его взаимоотношения с родителями. Все, что способствует умственному и духовному развитию ребенка, является важным при рассмотрении дела.

Суд требователен к тому, чтобы отсутствовали любые факторы, приносящие моральный или материальный ущерб ребенку дома. При наличии таковых, орган судебной власти вправе принять решение не в пользу родителя.

Обстоятельства, исследуемые судом

Список важных положений регламентирован Верховным Судом РФ и является примерным. Основой служит соответствующее Постановление Пленума и практика. К основным критериям относится:

Это один из важных критериев, который учитывается судом. Если это новорожденный, грудничок, нельзя позволить отцу забирать его. Ведь в силу такого маленького возраста, чаду необходима постоянная поддержка матери. Так, может быть принято решение о том, чтобы партнер приезжал на выходные к бывшей супруге и проводил время с годовалым малышом под ее контролем.

Естественно, если отпрыск может самостоятельно передвигаться и питаться, вероятнее всего, что суд примет решение о возможности забирать его на некоторое время. Чем старше малыш, тем больше шансов общения отца и сына без надзора матери.

  1. Здоровье малолетнего лица.

При наличии отклонений или ограничений в здоровье, суд обязан выяснить, не будет ли на это негативно сказываться общение взрослого с ребенком.

  1. Условия жизни и воспитания малыша у родителя.

Наличие детей в доме подразумевает оснащенность жилплощади всем необходимым для нормальной жизни. Так, у отца должно иметься место для сна, продукты питания, игрушки, книги и тому подобное. Все, что может обеспечить комфортное сожительство с малышом.

Безусловно, общение со вторым родителем не должно идти во вред с общим развитием ребенка. Так, если отец хочет забирать сына или дочь посреди недели, он должен обеспечивать посещение ими образовательного учреждения. К ним относятся школы, дополнительные спортивные или музыкальные секции.

  1. Расстояние между местом проживания родителя и ребенка.

Бывают ситуации, когда второй родитель, желающий контактировать с чадом, живет за несколько сотен километров. Такие длительные поездки будут негативно сказываться на ребенке, зачастую, вредить его интересам и распорядку дня. Тогда суд может принять решение о встречи взрослого с малышом только в период каникул или длинных выходных.

  1. Привязанность ребенка к взрослому, степень их знакомства.

Не исключено, что сын не очень хорошо знаком со вторым родителем. Поэтому уединенное общение в течение дня может быть не комфортным для малыша. Может устанавливаться, что первое время малолетний будет общаться в присутствии обоих взрослых. Дальше, по степени адаптации друг к другу, возможны и прогулки тет-а-тет.

Все вышеперечисленные факторы не являются исчерпывающими. Каждое дело – индивидуальное и, в основном, не имеющее прецедентов в прошлом. В таких случаях находятся иные обстоятельства и требуются соответствующие доказательства.

Читать еще:  Получение загранпаспорта через госуслуги отзывы 2018

На что можно рассчитывать

Первоначальная цель судебного иска – это достижение соглашения по вопросам возможности встречаться отцу и сыну после развода с матерью. Соответственно, суд может прийти к следующим выводам:

  1. Утвердить иск в полной мере, желание родителя будет исполнено абсолютно.
  2. Назначить график контакта несовершеннолетнего с родителем в частичной мере.
  3. Запретить одному из родителей контактировать с ребенком и забирать его.
  4. Дать мотивированный отказ.

Суд рассматривает каждую историю отдельно. Решение принимается индивидуально для отдельно взятой семьи.

Примерный график, судебная практика

График общения с детьми устанавливается индивидуально для каждого родителя. Нет универсального шаблона. В пример можно привести следующий порядок свиданий отца с сыном:

  • Еженедельно каждое воскресенье отец может видеть своего сына с 11:00 до 21:00.
  • Брать к себе подростка на выходные раз в три недели.
  • Бывший муж вправе созваниваться с ребенком по телефону каждый день.
  • Супруг вправе забирать ребенка к себе в период отпуска или каникул, при добровольном согласии с бывшей женой.

Почитать полную судебную практику по делам об установлении порядка общения с детьми можно на специальных сайтах.

Что необходимо, чтобы суд определил наиболее благоприятный порядок общения с ребенком

Положительное решение в пользу родителя требует выполнения следующих критериев:

  1. Наличие жилищной площади. Должно быть место, где малолетний сможет спокойно жить, спать. Не имеет значения, квартира находится в личной собственности или по договору аренды.
  2. Удобные условия для проживания. Обязательно спальное место, продукты питания, игры и книги. В каждом возрасте разные требования к развитию малыша.
  3. Доказательство того, что общение взрослого с дитем никак не вредит второму. Это может быть характеристика от работодателя или положительные отзывы соседей. Также отсутствие судимости или иных административных приводов.
  4. Обязательное подтверждение постоянного дохода. Доказать можно справкой с работы.

Так, вышеперечисленные требования являются базовыми. В конкретной ситуации они могут дополняться. Их выполнение гарантирует вынесение судебного решения в пользу лица.

Психолого-психиатрическая экспертиза и другие экспертизы по делам об определении порядка общения с ребенком

Консультация медицинского эксперта назначаются исключительно в судебном порядке для установления достоверности приводимых аргументов со стороны партнеров. Одной из причин психолого-психиатрической процедуры является заявление одного из супругов о том, что малыш плохо общается со вторым родителем, испытывает страх и недоверие.

Сегодня также пользуется популярностью психолого-педагогическая экспертиза. В ходе беседы выясняется, благоприятно ли общение ребенка с родителем, каков уровень тревожности у малыша, его психоэмоциональное состояние и тому подобное.

Следует отметить, что экспертиза может проводиться как добровольно, так и в обязательном порядке по назначению судебного органа.

Учет мнения ребенка

Российское законодательство регламентирует, что ребенок вправе озвучивать свое мнение в семейных вопросах, и оно должно выслушиваться и приниматься к сведению. Это право распространяется не только в узких спорах между родителями, но и в ходе судебных или административных прений. Об этом говорит ст. 57 СК РФ.

Важно! С 10 лет мнение ребенка обязательно в процессе принятия решения. Исключением являются ситуации, когда это перечит интересам самого малолетнего гражданина. Однако слова чада учитываются и не выступают окончательным и веским аргументом при вынесении постановления.

Относительно требования установить порядок общения с ребенком после развода высказался Пленум ВС РФ. Изначально суд должен узнать у органов опеки, как скажется на психическом состоянии несовершеннолетнего, вовлечение его в разбирательства.

Если органы опеки и попечительства принимают решение о том, что посещение ребенка судебного разбирательства негативно скажется на его состоянии, то сотрудниками проводится личное собеседование с малышом. Выясняется, как несовершеннолетний относится к родителям, с кем хочет жить и проводить время. Это оформляется в письменном виде и отправляется в суд в качестве доказательства.

Беседа с ребенком проводится в присутствии педагога. Родители в данном случае отсутствуют. Они не должны оказывать какое-либо влияние на свое чадо.

Образец заявления об определении порядка общения с ребенком

В исковом заявлении указываются данные истца и ответчика, а также основания, послужившие подачи прошения о разрешении дела в суд. Далее перечисляется желаемое время, чтобы встречаться с ребенком. Плюс необходимо указать перечень приложенных документов.

Оговаривать порядок общения с детьми после развода, а также время и часы, можно двумя способами: мирная договоренность и вовлечение в спор судебного исполнителя. В первом случае требования устанавливаются согласно мнению бывших супругов, во втором – по закону и постановлению суда. В любом случае, следует учитывать данные факторы:

  • время работы матерей и отцов;
  • распорядок дня ребенка;
  • общие отношения малыша с матерью или отцом.

Исходя из этого, выбирается наиболее удобное и благоприятное время свидания с ребенком.

Добровольное соглашение

Бывают ситуации, когда бывшие супруги находятся в хороших отношениях. Тогда они могут заключить добровольное соглашение между собой о порядке и формах общения с общими детьми. Договор в данном случае заверяется нотариально во избежание дальнейших споров.

В соглашении указывается лицо, с кем будет проживать несовершеннолетний. А также время, когда с малышом сможет общаться второй родитель. Основания и порядок, дающие возможность забирать чадо на выходные или в каникулы. Образец мирного договора между родителями:

Отказ в общении с ребенком

Суд может вынести мотивированный отказ одному из взрослых в общении со своим чадом. Для принятия такого решения необходимо наличие веских оснований. К подобным ограничениям относятся:

  • Дочь или сын самостоятельно выразил нежелание общаться с отцом/матерью.
  • Соседи или друзья отзываются о партнере как о вспыльчивом и эмоционально не сдержанном человеке.
  • Известны случаи, когда родитель находился с ребенком в состоянии алкогольного опьянения, что под запретом.
  • Мужчина ранее признан судом недееспособным.
  • Иные причины, которые могут негативно сказываться на здоровье и развитии малыша.

Исходя из вышеперечисленных ситуаций, суд вправе частично ограничить или в полной мере запретить общение родителя с его ребенком. В данном случае, в приоритете находятся интересы несовершеннолетнего лица.

Доказательства

Любое исковое заявление в органы суда нужно подкреплять соответствующими доказательствами. В случае, когда подается требование ограничить общение отца с ребенком после развода, необходимы следующие документы:

  • паспорта истца и ответчика;
  • свидетельство о рождении детей;
  • подтверждение расторжения брака.

Чтобы суд в полной мере изучил точку зрения каждой стороны, необходимо аргументировать, почему малыш должен видеться в указанное время с конкретным родителем. К доказательствам относятся:

Положение родителя Доказательства
Материальное обеспечение лица • справка о постоянном доходе;
• наличие жилплощади;
• характеристика с места работы.
Спокойный характер родителя • Подтверждение соседей и друзей о том, что человек не конфликтный и эмоционально сдержанный.
• Положительные эмоции у малыша после упоминания о родителе.
• Отсутствие открытой судимости или иных приводов.

Главное требование к документам – достоверность и актуальность. В ином случае, последует отказ. Таким образом, если супруги пожелали развестись, определение времени общения с ребенком после развода согласно судебной практике возможно в разных формах. Главное – представить веские аргументы и принять во внимание мнение малыша.

Кудзилов Дмитрий Борисович, психолог, клинический психолог, судебный эксперт-психолог. Проведение судебной психологической экспертизы и досудебных исследований.
тел. +7 911 215 46 91

Разводы в наше время стали привычным событием, к сожалению, их количество растет с каждым годом, еще большее сожаление вызывает процент высококонфликтных разводов. Именно такие разводы, как правило, оказываются в поле зрения психологов-экспертов ввиду того, что возникающие споры о воспитании детей и порядке общения с ними решаются путем обращения в суд. Суд в свою очередь обращается за помощью к психологам и назначает судебную психологическую экспертизу или комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в рамках производства по гражданскому делу. Экспертиза может быть назначена как в отношении родителей ребенка, обоих или одного, так и в отношении самого ребенка. Сегодня мы поговорим о экспертизе назначаемой судом в отношении ребенка.

Сразу скажу, что помимо суда за психологической экспертизой детей родители, которых находиться в ситуации развода, могут обращаться не только судебные органы, но и сами родители, или их представители (юристы и адвокаты), в этом случае это будет досудебное психологической исследование, а не судебная психологическая экспертиза. Разница в названиях обусловлена тем, что в случаи назначения экспертизы судом, психолог приобретает статус эксперта и дает суду подписку о том, что предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, заключений эксперта, специалист, согласно ст. 307 УК РФ. В ситуациях обращения к психологу одной из сторон во внесудебном порядке, такая подписка с психолога не берется, ибо такое право есть только у суда и следственных органов, если речь идет об уголовном процессе, поэтому психолог не имеет процессуального статус эксперта, а выступает в качестве специалиста и по сути дает консультацию оформленную письменно в виде заключения специалиста. Такое заключение может рассматриваться судом в качестве доказательств по делу и приравнено к экспертному заключению, но только в том случае, если суд сочтет его надлежащим. А что бы суд, счел заключение психолога надлежащим, специалист который проводит досудебное исследование и пишет заключение по нему должен быть соответствующей квалификации, которую он обязан подтвердить документально, о том как оформлять заключение специалиста в рамках досудебной психологической экспертизы я ранее ужу писал.

Читать еще:  Расчеты по договору производятся в наличном порядке

Итак, перед судом стоит задача решить, с кем из родителей оставлять ребенка после развода, суд опираясь на свой опыт и законы, конечно же может принять то или иное решение, он может учитывать и мнение самого ребенка, если ему уже есть 10 лет, но прежде всего закон велит суду действовать в интересах несовершеннолетнего и всесторонне исследовать суть дела. Поскольку суд, не обладает специальными познаниями в сфере психологии, он обращается за мнением к эксперту, назначая экспертизу. Существуют как государственные, так и негосударственные экспертные организации, куда суд может направить постановление о проведении психологической экспертизы. Кроме того в практике судов есть опыт назначения экспертиз как психологам государственных или частных образовательных учреждений так и психологам различных психологических или психолого-педагогических центров. В настоящее время эта практика у судей получает больший приоритет, в виду того, что в государственных экспертных учреждениях довольно большая очередь и время ожидания может оказаться солидным, а у суда есть процессуальные сроки в которые им нужно успеть рассмотреть дело, за задержку сроков их могут наказать, вот и стремятся суды в сжатые сроки получить экспертное заключение, а потому назначают их психологам различных учреждений, где имеются соответствующие специалисты. Кроме того, закон дает возможность сторонам гражданского процесса (родителям) самим предложить кандидатуру психолога, который может стать экспертом по делу. И если суд устроит квалификация психолога, предложенного какой-либо стороной, то суд назначает его экспертом. Таким образом, вполне реальна ситуация, когда психолог, который до развода наблюдал ребенка, работал с ним, может быть привлечен судом в качестве эксперта.

Документы гражданского дела в полном объеме отправляются эксперту, который при проведении исследования, обязан изучить их и дать им оценку сквозь призму психологического анализа.

Теперь о задачах, вместе с материалами гражданского дела, суд направляет эксперту постановление о проведении психологической экспертизы, в этом документе содержаться вопросы которые ставятся на разрешение эксперту. Именно на вопросы которые имеются в постановлении эксперт обязан ответить суду в рамках своей компетенции. Существует довольно стандартный набор вопросов к психологам, которые интересуют суд в гражданских процессах об определении места жительства детей и порядке общения. В частности на разрешение психологической экспертизы в отношении детей родители которых находятся в ситуации высоконфликтного развода, обычно выноситься следующие вопросы:

Конечно, это не весь список вопросов, которые могу интересовать суд, и не все из них ставятся на разрешения эксперта, в моей практике в среднем на экспертизу выносятся 4-6 вопросов. Иногда суд ставит перед экспертом вопросы, которые выходят за пределы профессиональной компетенции психолога и на такие вопросы психолог не может ответить суду, к примеру это вопросы о том, с отцом или матерью после развода надлежит проживать ребенку, какой порядок общения с отдельно проживающим родителем будет более целесообразен, эти вопросы относятся исключительно к компетенции суда.

Написав в экспертном заключении, с кем из родителей находящихся в процессе развода более целесообразно проживать ребенку, какой порядок общения с отдельно проживающим родителем желателен, специалисты-психологи превышают свою компетенцию и выходят за ее рамки. Только суд может решать на основе всех доказательств по делу, в том числе с учетом результатов психологической экспертизы, с кем может проживать ребенок и каков будет порядок общения с ним отдельно проживающего родителя. Однако судьи часто ставят такие вопросы перед специалистами, и в этом случае эксперт, вправе не отвечать на него, указывая, что вопрос не в рамках его компетенции. Довольно часто суды привлекают специалистов-психологов для того что бы он помог поставить правильные вопросы и такая тенденция становиться в настоящее время все более явной, что не может не радовать.

Итак, вопросы поставлены, и приходит время начать исследование. Ознакомившись с материалами дела, изучив и проанализировав их с психологической точки зрения психолог должен составить план исследования, продумать ход направленной психологический беседы, подобрать адекватные методики диагностики которые будут отвечать требованиям валидности и помогут эксперту ответить на поставленные перед ним вопросы.

Если данная сатья получит положительный отклик читателей, то в продолжение этого материала мы поговорим о том, какие диагностические методики считаются экспертными и как их использовать в делах об определении места жительства ребенка.

Спасибо за внимание и интерес!

Кудзилов Дмитрий Борисович, проведение судебных экспертиз и досудебных исследований, тел. +7911 215 46 91

Зачем нужна экспертиза детско-родительских отношений?

Ядром правового регулирования семейных споров является самостоятельное семейно-правовое понятие "интересы ребенка". Нормы семейного кодекса РФ предусматривают различные способы выявления судом интересов ребенка: непосредственное выяснение его мнения, опрос в суде родителей и свидетелей, заключение органов опеки и попечительства. Необходимость выявления судом, наряду с материальными, бытовыми условиями, ряда обстоятельств, имеющих психологическое и клинико-психологическое значение, определяет целесообразность участия в спорах специалистов – психологов и психиаторов. Как правило в рамках экспертизы эти специалисты устанавливают следующие обстоятельства:

  • мотивы поведения
  • особенности личных отношений родителей к ребенку и друг другу
  • индивидуально-психологические особенности всех членов семьи, способных повлиять на обеспечение ребенку условий для воспитания и полноценного психического развития

Кто проводит экспертизу детско-родительских отношений?

Экспертиза детско-родительских отношений проводится с участием эксперта в области психологии. Если на экспертизу поставлены вопросы о состоянии психического здоровья одного из родителей или ребенка, то в этом случае к экспертизе привлекается специалист в области психиатрии.

Насколько широк круг вопросов, на которые отвечает эксперт в рамках экспертизы детско-родительских отношений?

К компетенции эксперта относится предоставление суду рекомендаций по очень широкому кругу вопросов, в частности:

  • оценка степени привязанности между родителеми и ребенком
  • оценка планов родителей относительно воспитания ребенка
  • способности каждого из родителей удовлетворять потребности развития ребенка
  • целесообразность определения местожительства ребенка с одним из родителей
  • порядок общения ребенка с родителем и другими родственниками
  • выяснение предпочтений ребенка, с кем из родителей он хотел бы жить

Должен ли суд учитывать мнение ребенка при вынесении вердикта?

Суды с большим вниманием относятся к педпочтениям ребенка старше 10 лет. Детям же младшего возраста вопрос о предпочтениях задается редко в связи с тем, что мнение такого ребенка в значительной степени зависит от мнения окружающих его взрослых, а также в силу того, что такой вопрос, заданный во время экспертизы, может усугубить внутренний конфликт ребенка и повлиять на результаты всего исследования.
Если вопрос о предпочтениях задается и ребенок в ответ четко формулирует желание жить с одним из родителей, то эксперт должен определить, является ли это желание свободным желанием ребенка, или же повторением чужих слов и результатом психологического воздействия. Также надо учитывать, что в младшем возрасте при ответе на такой вопрос ребенок чаще выбирает того родителя, перед кем испытывает больше страха, или которого считает более злопамятным или ранимым.
Если же ребенок враждебно настроен по отношению к одному из родителей, то эксперт должен определить характер такого отвержения и сформулировать гипотезу о его природе и значении – в некоторых случаях негативные чувства подогреваются другим родителем и не содержат в своей основе серьезных проблем во взаимоотношении между родителем и ребенком.

Во время проведения экспертизы детско-родительских отношений оцениваются ли способности каждого из родителей к воспитанию ребенка?

Определение функциональной способности каждого из родителей к удовлетворению нужд ребенка в настоящем и будущем является важной задачей экспертизы. Эта задача является комплексной и включает в себя:

  • анализ психологических нужд и потребностей развития ребенка, оценку способностей родителя удовлетворять эти нужды и потребности
  • оценка качества детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из родителей с заключением, какой из них наиболее предпочтителен для ребенка
  • определение методов дисциплинарного воздействия каждого из родителей на ребенка и выявление того из них, который лучше помогает ребенку
  • оценка психического состояния ребенка и определение хронических состояний, требующих специального ухода; оценка способности каждого из родителей обеспечить такой уход
  • оценка образовательных потребностей ребенка, оценка образовательных планов обоих родителей, а также то, насколько они соответствуют друг другу
  • оценка этических и духовных ценностей родителей и степень их влияния на ребенка
  • определение у родителей антисоциальных тенденций, личностных расстройств, разъяснение степени их влияния на ребенка.

Если родители ребенка являются представителями разных этносов или религиозных конфессий, то как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?

При выполнении экспертизы эксперт должен оценить наличие культурных и этнических влияний и их важность для развития ребенка. Также эксперт должен оценить значимость религиозного воспитания в семье. Ребенок может без ущерба для себя воспитываться в рамках двух религиозных традиций (совместная опека родителями), но продолжающийся конфликт между родителями по поводу его религиозного воспитания будет наносить ребенку вред, и если таковой конфликт имеется в семье, эксперт должен определить степень его влияния на ребенка и предложить пути его разрешения.

Влияет ли пол ребенка на принятие решения о том, кому будет передана опека?

Существует мнение, что дочери лучше воспитываться матерью, а сыну – отцом, однако нет достаточных данных, подтверждающих его справедливость. Более важным являются отношения каждого из родителей с ребенком и их чувствительность к поло-ролевым потребностям ребенка.

Читать еще:  Семейное образование как организовать учебный процесс

Какие социальные факторы влияют на результаты спора об опеке?

При выполнении экспертизы эксперт анализирует множество социальных факторов:

  • наличие социальной поддержки окружения – бабушек и дедушек, других членов семьи, друзей, собственные социальные связи ребенка.
  • наличие братьев или сестер
  • наличие мачехи или отчима
  • гомосексуализм родителя
  • воровство детей, жестокость
  • использование репродуктивных методов при зачатии ребенка – донорство спермы, суррогатное материнство и т.д.

Могут ли братья или сестры быть отданы на опекунство разным родителям?

Специалист при проведении экспертизы должен охарактеризовать отношения между сиблингами (родными братьями и сестрами). Как правило, в период развода и спора об опеки сиблинги оказывают друг другу огромную эмоциональную и психологическую поддержку. Разделение братьев и сестер между родителями на практике используется судами редко и только тогда, когда эксперт доказал необходимость такого разделения.

Кто должен быть обследован при проведении экспертизы детско-родительских отношений?

Чаще всего при проведении экспертизы обследуется ребенок и родители, однако при необходимости обследовано может быть также и близкое окружение ребенка – его бабушки и дедушки, потенциальные отчим и мачеха, няни и т.д.

Можно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений без участия второго родителя?

Считается, что если эксперт видел только одного родителя, то он не может высказать свою точку зрения относительно опеки в целом или относительно другого родителя. То есть если в силу каких-либо обстоятельств обследование второго родителя не происходило, то эксперт в своем заключении сможет отразить только те вопросы, которые касались взаимоотношения между исследуемым родителем и ребенком, но не между родителями и не между ребенком и вторым родителем.

Проводится ли во время экспертизы детско-родительских отношений психологическое тестирование родителей?

Как правило, психологическое тестирование родителей (MMPI, TAT, тест Роршаха и пр.) во время экспертизы не проводится. Это связано с тем, что такого рода тесты направлены на выявление психопатологии, а не на оценку родительства, и использование результатов этих тестов в суде приводит к проблеме трактовки их результатов.

При проведении экспертизы детско-родительских отношений обязательна ли встреча детей и родителей, можно ли их обследовать раздельно?

Каждый из детей должен быть хотя бы раз обследован совместно с каждым из родителей. Совместная сессия ребенка с родителем должна происходить после индивидуальной беседы эксперта с ребенком. Во время совместной беседы эксперт устанавливает характер взаимодействия родителя и ребенка, легкость их отношений, признаки тревоги, способность родителя передать ребенку лидерство, методы привлечения к порядку, одобрения, повышения детской самооценки.
В ряде случаев встреча ребенка и родителей может проходить в присутствии судебных приставов.

Как долго длится обследование ребенка и родителей при проведении экспертизы детко-родительских отношений?

Продолжительность собеседований эксперт определяет самостоятельно исходя из анализа ситуации, поставленных вопросов, личностей испытуемых, но, как правило, обследование родителей занимает от 3 до 6 часов, обследование ребенка от 1 до 4 часов, обследование других значимых близких от 1 до 2 часов. В зависимости от количества подэкспертных общее время проведения исследования может потребовать нескольких дней.

Может ли эксперт указывать с кем из родителей должен жить ребенок или какой должен быть установлен порядок встреч родителя и ребенка?

Нет, подобные вопросы входят в компетенцию суда и эксперт не имеет права отвечать на правовые вопросы такого рода. (перечень типовых вопросов, поставленных на экспертизу, см. в статье экспертиза детско-родительских отношений)

При проведении экспертизы детско-родительских отношений нужно ли для исследования предоставлять медицинскую карту ребенка?

В истории развития и болезней ребенка содержится большое количество сведений, имеющих значение для экспертизы. Это данные о гинекологическом анамнезе его матери, сведения о течении беременности и родах, динамике психического развития ребенка на первом году жизни. Также имеет значение насколько регулярно осуществлялось медицинское наблюдение за ребенком, данные о наличии у ребенка рецидивирующих и хронических заболеваний, о систематическом отказе родителей от рекомендуемых медицинских процедур, госпитализаций и т.д.
Большое значение имеют записи о консультациях ребенка у невропатолога, логопеда, имевшиеся обращения к психиатору, психотерапевту как до, так и во время конфликтной ситуации в семье.
Также имеет значение кто проходил обследование с ребенком – мать, отец, бабушка и т.д.
Все эти сведения должны быть отражены в описательной части экспертного заключения.

Может ли эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений установить то, что у одного из родителей имеется психическое заболевание?

В случае, когда имеется подозрение на психическое заболевание у родителя или ребенка к проведению экспертизы привлекается эксперт-психиатр, который проводит оценку психического состояния родителей и ребенка, а также анализирует историю болезни (если таковая была представлена на исследование).

Может ли психическое заболевание родителя быть причиной категорического запрета на совместное проживание родителя и детей?

К оценке психического растройства эксперт должен подходить дифференцировано. Имеющееся у родителя, с которым постоянно проживает ребенок, психическое расстройство, в том числе хроническое, во многих случаях не препятствует исполнению им родительских обязанностей и не оказывает негативного влияния на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего.

Один родитель в течении продолжительного времени настраивает ребенка против другого родителя. Как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?

Проводя исследование эксперт определяет глубинное, истинное отношение ребенка к родителю. Любое долгое, длящееся в течение продолжительного времени воздействие на ребенка с целью настроить его против одного из родителей будет, безусловно, отмечено экспертом и отражено в содержательной части экспертизы.
Ситуация, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, является аномальной с клинико-психологической точки зрения и создает риск нарушения психического развития ребенка. В подобных ситуациях определение места жительства ребенка в соответствии с его желанием может противоречить его собственным интересам.

Может ли знакомый психолог или психотерапевт, ранее консультирующий семью, проводить экспертизу детско-родительских отношений?

Если специалист был психотерапевтом одного из членов семьи, то его отношение к другим членам семьи будет предвзятым, сформированным на основе мнения его пациента, и итоговое заключение нельзя будет назвать независимым. Законодательно запрещено проводить экспертизы лицам, состоящим ранее в тесных контактах с испытуемыми. Поэтому, в случае проведения экспертизы личным психологом или психотерапевтом экспертиза может быть не принята судом.

Сколько методик должен использовать эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений? Достаточно ли использовать только одну методику, например "Рисунок семьи"?

Количество используемых методик и их выбор зависит от возраста ребенка, его психо-эмоционального состояния. Некоторые методики требуют концентрации и усидчивости, которая еще отсутствует, например, у 8-летних детей. При этом нужно отметить, что самым важным методом оценки характера взаимоотношений между родителем и ребенком является наблюдение за их взаимодействием, сделать категоричный вывод только на основании одной или двух инструментальных методик невозможно.

Обязательно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений в Центре, можно ли организовать осмотр дома?

Да, наши эксперты могут провести осмотр на вашей территории, для выяснения подробностей свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.

С какого возраста ребенка проводятся экспертизы детско-родительских отношений?

В Законе нет ограничений на возраст ребенка. Но практикуются исследования с 3-х и 3,5 летнего возраста, т.к. в этом возрасте уже имеются зачатки долговременной памяти и ребенок может выражать отношение к людям не только эмоционально, но и вербально.

Как возраст ребенка влияет на выбор методов исследования при проведении экспертизы детско-родительских отношений?

Возраст влияет на выбор методов исследования, потому что у ребенка развиваются познавательные функции и социальные навыки, что определяет рост сложности методик. С возрастом ребенок становится все умнее, а следовательно, возможности психологической работы с ним расширяются, он научается рисовать, у него развивается воображение и игровые навыки (ролевая игра, через которую видно, какие социальные роли он на себя примеряет и с кем идентифицируется). И конечно, в первую очередь исследуется интеллект, потому что на нем основываются и социальные навыки. Также развивается и личностная сфера, появляется самосознание с установлением своего места в мире, что влечет понимание семейной атмосферы и отношения родителей между собой и к ребенку. Таким образом с возрастом ребенка возможности по использованию методик расширяются.

Есть ли смысл в экспертизе детско-родительских отношений если последние годы ребёнок живёт с мамой, а папу видел всего несколько раз?

Все зависит от цели судебного процесса. Если папа хочет определить место жительства с ним, то, скорее всего, он проиграет – если ребенок в долгое время жил только с мамой, тогда экспертиза ничего не решит.
Если цель судебного процесса – определение порядка общения, то экспертиза может быть полезна, особенно, если папа все-таки виделся с ребенком. В этом случае результат экспертизы сильно зависит от возраста ребенка.
Надо помнить, что экспертиза кроме прочего направлена и на выявление негативных личностных качеств родителей, следовательно, она может выявить и позитивные качества папы, что может им впоследствии быть использовано в суде в свою пользу. Кроме того, если ребенок все-таки видится с отцом иногда, то в ходе исследования их совместной деятельности могут всплыть какие-то позитивные эмоции ребенка по отношению к отцу, что также может ему помочь в будущем.
Также, если у отца есть сомнения в необходимости экспертизы, то он может пройти психологическое обследование по имеющимся методикам, и представить его в суд.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *