Нормативно правовые акты регулирующие деятельность мвд

Пневматические шины 12.5/80-18 12PR TL EKKA N707 найдете здесь!

Правовая основа деятельности полиции

Правовая основа деятельности полиции — это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и т.д.

Отличительная черта правового регулирования деятельности полиции — множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач 1 Аврутин Ю.Б., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс». .

Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел, а также основные охраняемые государством права и свободы человека и гражданина. Конституция как Основной закон Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Международные договоры Российской Федерации — также элемент правовой основы деятельности полиции.

Международный договор — это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия — межгосударственного, межправительственного, межведомственного.

К числу наиболее значимых международных договоров Российской Федерации с точки зрения правового регулирования деятельности полиции следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.

Кроме того, по линии МВД России действует свыше 70 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран.

Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся: принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Общепризнанная норма международного права — это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12. .

В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и социального совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа — 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.

Элементом правовой основы деятельности полиции является федеральные конституционные законы , которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это, например, ФКЗ «О военном положении» и ФКЗ «О чрезвычайном положении», поскольку полиция обязана участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Составная часть правовой основы деятельности полиции — это федеральные законы . Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др.

Правовая основа деятельности полиции — нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации .

Нормотворческие полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, соответственно установленному главой государства распределению полномочий по руководству деятельностью федеральных органов государственной власти руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. В связи с этим указами Президента РФ урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», которым установлен состав полиции. Указом Президента РФ утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции. Указом Президента РФ также установлен порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, определившей персональный состав сотрудников полиции, замещающих должности высшего начальствующего состава.

К числу президентских актов, имеющих непосредственное отношение к организации и деятельности полиции, относятся, например, указы Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» и другие.

Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов. Соответственно постановления Правительства РФ регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.

В качестве правовой основы деятельности полиции выступают нормативные правовые акты МВД России , поскольку полиция — часть системы МВД России.

Нормотворческая деятельность МВД России достаточно масштабна. Только за 2010 г. на федеральном уровне принято свыше 90 нормативных правовых актов Российской Федерации, подписано 18 международных договоров, разработанных с участием министерства. Издано 380 нормативных приказов МВД России. Региональная правовая база деятельности ОВД пополнилась 850 законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации 3 О понятии и содержании нормотворческой деятельности МВД России см.: Москалькова Т.Н.. Черников В.В.. Нормотворчество. М., 2010; Настольная книга юриста / Под ред. С.П. Булавина и В.В. Черникова. М., 2011. .

В качестве правовой основы деятельности полиции выступают также законы субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и общественной безопасности . Конституция РФ предусматривает совместное ведение Федерации и ее субъектов по целому ряду направлений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, поэтому работа полиции не может строиться вне положений законов, которые принимают субъекты Российской Федерации по этим вопросам. Выход полиции из регионального правового поля создал бы практические трудности в вопросах привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.

Читайте также:

  1. I. О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА 1 страница
  2. I. О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА 2 страница
  3. I. О ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА 3 страница
  4. II. Учебно-методическое обеспечение
  5. II. Экономия на условиях труда за счет рабочего. Пренебрежение самыми необходимыми затратами
  6. III. Криминалистические основы деятельности по расследованию преступлений
  7. III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ
  8. III. Обеспечение безопасности участников и зрителей
  9. III. Обеспечение безопасности участников и зрителей
  10. III. Организация деятельности
  11. IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ И ЗРИТЕЛЕЙ
  12. IV. Обеспечение формирования кадрового резерва и ротации управленческих кадров между уровнями публичной власти.

Вопрос нормативно-правового обеспечения деятельности ОВД по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в особых условиях по-прежнему остается одним из самых актуальных. Эта актуальность обуславливается рядом причин.

Читать еще:  Установление сервитута на земельный участок для проезда

Во-первых: наличие в стране четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность сотрудников ОВД в особых условиях, позволит устранить раздробленность и многоступенчатость управления силами и средствами органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

во-вторых, наличие такой базы позволит создать оптимальное сочетание централизации с расширением прав и повышением ответственности его субъектов.

Важнейшим моментом в процессе создания действенной нормативно-правовой базы по профилактике и функционированию органов внутренних дел в особых условиях в Российской Федерации, является определение компетенции органов внутренних дел, как элементов системы исполнительной власти в целом. Определяя компетенцию органов исполнительной власти путем издания правовых норм, государство устанавливает границы действия органов власти в любой сфере их деятельности.

Компетенцию органов внутренних дел в особых условиях можно рассматривать как совокупность предметов ведения и полномочий, которые в данных условиях имеют пространственные и временные пределы[9].

Изучение опыта деятельности ОВД в различных чрезвычайных ситуациях обращает внимание на две проявляющиеся при этом закономерности: наряду с повседневными обязанностями, ОВД выполняют дополнительные, качественно новые обязанности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности. Они направлены на восстановление и поддержание в особых условиях нарушенного порядка; спасение людей и имущества, защиту населения от возникшей опасности, предупреждение и ликвидацию кризисных и конфликтных ситуаций, чреватых паникой, массовыми беспорядками; недопущение случаев использования преступниками резко осложнившейся оперативной обстановки; охрану государственного, общественного и личного имущества, оставшегося без присмотра, а также оказание необходимой помощи пострадавшим[10].

Отсюда можно сделать вывод о том, что ОВД имеют общую и специальную компетенцию. Общая компетенция означает возможность осуществлять свои задачи и функции в повседневной деятельности, а специальная компетенция – осуществлять задачи и функции, несвойственные для обычных условий (например, при возникновении природных катаклизмов, при введении чрезвычайного положения).

Таким образом, повседневная оперативно-служебная деятельность ОВД существенно осложняется при возникновении на обслуживаемой территории чрезвычайных ситуаций, что связано с осуществлением объемного комплекса специальных мероприятий. Их осуществление, в свою очередь, достигается выполнением ОВД возложенных обязанностей и реализацией предоставленных прав по применению государственно-властных (принудительных) мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений или обстоятельств, угрожающих личности либо общественной безопасности в особых условиях.

Компетенция органов внутренних дел в особых условиях определяется как известной совокупностью нормативно-правовых актов, так и актами, которые могут приниматься непосредственно при возникновении таких чрезвычайных ситуаций.

Среди важнейших основополагающих документов, формирующих современную систему законодательных и других нормативных актов, регламентирующих деятельность органов и подразделений МВД России, как в обычных, так и в особых условиях, необходимо назвать следующие:

1) Конституцию Российской Федерации[11]. Конституция РФ выступает важнейшим источником, на основе которого выстраивается работа сотрудников органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Именно в Конституции РФ определена необходимость использования чрезвычайных мер, которые имеют существенные пределы вмешательства государства в сферу прав и свобод граждан. Использование государством этих мер имеет целью как обеспечение общественной безопасности, так и защиту конституционного строя.

Анализ ст.56 Конституции РФ показывает, что чрезвычайное положение может вводиться «на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях». Нормы Конституции РФ наглядно свидетельствуют о реализации в ней общепризнанного принципа: исполнительная власть не может быть стеснена в возможности быстрого реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации, а законодательная власть должна четко регулировать объем исполнительных полномочий главы исполнительной власти.

В соответствии со ст.88 Конституции РФ право введения чрезвычайного положения отнесено к компетенции Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. К ведению Совета Федерации относится утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения (ст. 102). Дополнительной гарантией сохранения баланса властей в период действия на всей территории Российской Федерации чрезвычайного положения служит запрет на роспуск Государственной Думы (ст. 109).

Определяемый Конституцией РФ перечень прав и свобод в чрезвычайных ситуациях может быть ограничен в соответствии со ст. 56 Конституции РФ, но этот перечень ограничений должен соответствовать международным стандартам. Абсолютные права и свободы граждан, предусмотренные ст.45-54 Конституции РФ, обеспеченные конституционно-процессуальными гарантиями ограничению не подлежат.

Гарантом обеспечения общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях является государство, а все возникающие при этом проблемы должны решаться законодательно на федеральном уровне.

Кроме рассмотренных положений, ст. 56 Конституции РФ определяет, что обстоятельства, обусловливающие введение чрезвычайного положения, устанавливаются федеральным конституционным законом.

2) Конституционные федеральные законы[12]. В соответствии со ст.87 и ст.88 Конституции РФ в 2001 г. был принят Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», который является правовой основой особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах[13].

К таким обстоятельствам как уже было отмечено в предыдущем параграфе дипломной работы, относятся:

– попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти,

– блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей,

– подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований,

– межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями,

– чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера,

– чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Иными словами это все обстоятельства, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации.

3) Федеральные законы[14]. Прежде всего, это Федеральный закон «О полиции»[15], определяющий цели, задачи, функции ОВД, очерчивающий компетенцию полиции в обычных, повседневных условиях.

В соответствии с данным Федеральным законом, задачами полиции являются:

– обеспечение личной безопасности граждан;

– предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– оказание помощи в пределах, установленных Федеральным законом «О полиции», гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В особых условиях Федеральный закон «О полиции», а также внутриведомственные и межведомственные правовые акты служат правовой основой для деятельности ОВД Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Другим примером может быть Федеральный закон от 06 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел»[16]. Внутренние войска МВД РФ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. На внутренние войска в соответствии с Федеральным законом «О внутренних войсках МВД РФ» возлагаются следующие задачи:

– участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

– охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

– конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;

– участие в территориальной обороне Российской Федерации;

– оказание содействия Пограничным войскам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О внутренних войсках МВД РФ» Президент РФ принимает решение о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения.

В соответствии со ст. 11 данного Закона Правительство РФ устанавливает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям и организациям задания по подготовке и передаче во внутренние войска транспортных средств, средств связи и иных материально-технических средств в связи с объявлением мобилизации, введением режимов чрезвычайного положения и военного положения, а также устанавливает другие мобилизационные задания.

В соответствии со ст. 13 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти и их должностные лица в пределах своих полномочий обязаны оказывать всемерное содействие внутренним войскам по выполнению ими возложенных задач в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ст.17 Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»[17] устанавливает, что «при ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (РФ)».

4) Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

5) Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

6) Конституции и уставы субъектов Российской Федерации.

7) Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Здесь, например, можно отметить следующие источники:

– Всеобщую декларацию прав человека (ООН, 1948 г.)[18];

– Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.)[19];

– Декларацию прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.)[20];

– Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод[21];

Читать еще:  Отмена аукциона по продаже муниципального имущества

– Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека (Утверждена 26 мая 1995 г.)[22];

– Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней (Федеральный закон РФ от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ)[23];

– Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и протоколов к ней (Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. №44-ФЗ)[24];

В своей деятельности сотрудники органов внутренних дел также руководствуются подзаконными актами общей и ведомственной компетенции. Например: Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и др[25]. Данное Положение в числе основных возлагает на МВД РФ функции, в соответствии с которыми МВД России:

– участвует наряду с другими компетентными органами в обеспечении в соответствии с законом правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;

– руководит Государственной противопожарной службой, организует тушение пожаров и проведение связанных с этим первоочередных аварийно-спасательных работ, привлекает органы внутренних дел и внутренние войска для выполнения задач за пределами территорий при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций, а также при проведении межрегиональных и иных крупномасштабных операций и мероприятий, осуществляет в этих случаях оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск;

– участвует совместно с органами, предприятиями и учреждениями Минздравсоцразвития РФ в проведении мероприятий по комплексному медицинскому обслуживанию граждан, пострадавших от воздействия радиации, а также в проведении реабилитации территорий, подвергшихся радиационному заражению в результате чрезвычайных обстоятельств;

– обеспечивает выполнение комплекса мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны в системе Министерства, повышению устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных обстоятельств в мирное время.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что эффективность деятельности ОВД всех уровней в особых условиях во многом зависит от надлежащей правовой обеспеченности (урегулированности) деятельности их должностных лиц и всего личного состава, их отношений с другими субъектами охраны общественного порядка и общественной безопасности. Чем совершеннее нормы права и механизмы их применения, тем полнее обеспечено верховенство закона, тем увереннее и результативнее действуют должностные лица, как в обычных, так и в особых условиях осуществляющие руководство подчиненными подразделениями.

Дата добавления: 2015-06-25 ; Просмотров: 6967 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основы правового регулирования деятельности МВД России на современном этапе

Концепция – это не только провозглашение стратегических целей и задач, но и достаточно продуманный механизм их достижения.

Приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 утверждена Концепция правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 г. (далее – Концепция).

Номер, присвоенный данному документу, весьма символично отражает важность и значимость задач МВД России по реализации одной из основных своих функций – нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Разработка Концепции была обусловлена потребностью обновления подходов к стратегическим целям, задачам, принципам и механизмам дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в условиях предъявления к органам внутренних дел Российской Федерации новых требований по эффективному решению возложенных на них задач защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, осуществления федерального государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг в сфере внутренних дел, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

Положения Концепции сформулированы с учетом исторического опыта становления и развития юридической службы МВД СССР и МВД России, сложившихся традиций, результатов реализации Концепции по совершенствованию правового обеспечения деятельности системы МВД России 1992 г. и Концепции с аналогичным названием 1999 г.

Глубокому анализу были подвергнуты итоги выполнения Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007–2017 гг., утвержденных приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 5.

Изучены прогнозы развития органов внутренних дел, в основе которых лежат научно-обоснованные выводы о формировании криминальной ситуации в России на предстоящий период и выраженной потребности общества в укреплении правопорядка, социальных ожиданиях, связанных с реализацией заложенных в Федеральном законе «О полиции» принципов деятельности: соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Сегодня можно констатировать, что за 10-летний период реализации Основных направлений правовое обеспечение достигло качественно нового уровня, соответствующего потребностям общества, созданы надежные правовые условия для реализации возложенных на МВД России задач и функций. Кардинально изменилось отношение к правовой работе, которая из средства обеспечения целей системы МВД России превратилась в регулятора ее деятельности на всех уровнях и во всех ее структурных элементах.

За 2007–2016 гг. при непосредственном участии МВД России разработано и издано 725 федеральных законов, 183 акта Президента Российской Федерации, 583 акта Правительства Российской Федерации, 5 996 нормативных правовых актов МВД России, из которых 950 – прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

Получили дальнейшее развитие и качественно изменили содержание деятельности органов внутренних дел правовые основы противодействия наиболее опасным видам преступлений, в первую очередь терроризму, экстремизму, организованной и транснациональной преступности, коррупции, незаконному обороту наркотиков, а также профилактики правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения, применения мер административного воздействия, оперативно-разыскной деятельности.

При непосредственном участии МВД России были разработаны и приняты важнейшие федеральные законы, определяющие порядок участия граждан в охране общественного порядка, основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Обеспечена правовая регламентация вопросов безопасности спортивных мероприятий в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также предстоящих Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

Заложенные в Основных направлениях положения позволили эффективно использовать созданный правовой механизм в процессе реформирования системы МВД России, в ходе которого была создана принципиально новая законодательная база, регламентирующая деятельность обновленного правоохранительного института.

Принятые федеральные законы: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – оформили современную систему специального законодательства органов внутренних дел, обеспечили соответствующие изменения подзаконной нормативно-правовой базы и послужили основой качественных улучшений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Регламентированы вопросы управленческой деятельности, оптимизации структурного построения органов внутренних дел, закрепления правового положения отделов (отделений, пунктов) полиции, прохождения службы, обеспечения социальных гарантий, оперативно-разыскной деятельности и деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Проводимый на постоянной основе правовой контроль создал условия, которые позволили обеспечить устойчивое функционирование системы МВД России, не допустить многочисленных нормотворческих инициатив, способных принести прямой или опосредованный вред деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан и организаций от преступных или иных противоправных посягательств.

Технологический и качественный скачок произошел в механизмах выявления потребности в правовой регламентации с внедрением в МВД России с 2008 г. многоуровневой территориально распределенной автоматизированной аналитической информационной системы «Мониторинг», позволяющей оперативно, без увеличения документооборота получать в электронном виде информацию с мест о выявленных проблемах в правовом регулировании и заключения по ним экспертов подразделений центрального аппарата МВД России.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, содержащимися в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и актами Правительства Российской Федерации, изданными в его развитие, в МВД России внедрены такие механизмы нормотворческого процесса, как общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза.

Совершенствовались правовые основы международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Сформированная международно-правовая база позволила не только не допустить снижения эффективности взаимодействия в правоохранительной сфере, но и обеспечить его поступательное развитие.

Читать еще:  Онлайн калькулятор налога на имущество физических лиц

В связи с изменениями в законодательстве, регламентирующем вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, приведена в соответствие с ним ведомственная нормативная правовая база, обеспечено юридическое сопровождение хозяйственной деятельности в системе МВД России.

За период, прошедший с начала реализации Основных направлений, правовыми подразделениями системы МВД России для бюджета Российской Федерации при осуществлении судебно-исковой работы сохранено более 4 трлн рублей, возвращено в бюджет Российской Федерации по искам, инициативно внесенным МВД России, около 12 млрд рублей. Изменена судебная практика по многим видам споров, имеющих массовый характер.

Заложены основы системы профессиональной юридической подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающей формирование и поддержание их правовых знаний на уровне, необходимом для качественного выполнения возложенных задач, законодательно закреплена обязанность обладания такими знаниями для каждого сотрудника.

В систему профессиональной подготовки наряду со служебной и физической подготовкой внедрена правовая подготовка.

Очевидной данностью стало использование личным составом органов, организаций и подразделений системы МВД России не только общедоступных справочных правовых систем, но и созданной ведомственной автоматизированной системы правового информирования, включающей в себя СТРАС «Юрист», СТРАС «Юрист-Регион» (акты территориальных органов), АИС «Иск» (судебные акты), АИС «Мониторинг», АИПС «Сопровождение проектов нормативных правовых актов и планов правоподготовительных работ».

В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, в целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, поддержания традиции безусловного уважения к закону и правопорядку, а также преодоления правового нигилизма в обществе осуществлены мероприятия по правовой пропаганде, правовому просвещению и оказанию бесплатной юридической помощи. Обеспечен доступ граждан Российской Федерации к правовой информации, затрагивающей сферу внутренних дел.

Значительно улучшилось организационно-штатное и материально-техническое обеспечение правовой работы в системе МВД России. В рамках выполнения пункта 3 приказа МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» сформированы правовые подразделения в базовом звене органов внутренних дел – территориальных органах МВД России на районном уровне.

Организована система профессиональной подготовки сотрудников правовых подразделений системы МВД России в ведомственных образовательных организациях, в рамках которой ежегодно обеспечивается повышение квалификации руководителей и сотрудников правовых подразделений территориальных органов МВД России, образовательных и иных организаций Министерства, а также обучение специалистов для правовых подразделений МВД России на базе федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Гражданско-правовая»).

В целом позитивно оценивая придание качественно нового уровня правовой работе в органах внутренних дел, которая за рассматриваемый период вышла из сугубо обеспечительных рамок и стала воздействовать через разработку и изменение правовых актов и предложения руководителям по корректированию исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов на все элементы и уровни системы органов внутренних дел (правовое регулирование), следует признать и наличие ряда проблемных вопросов, требующих выработки стратегии их решения.

Еще имеет место достаточно большое количество несистематизированного нормативного материала, регламентирующего сферу внутренних дел, наличие в нормах отдельных противоречий, вызывающих трудности в надлежащем правоприменении. Остались вопросы в части дальнейшей правовой регламентации деятельности органов и организаций в целом по системе МВД России, а также на региональном и районном уровнях.

С учетом произошедших структурных изменений в системе правоохранительных органов Российской Федерации требуют должного разрешения вопросы правового регулирования взаимодействия МВД России с иными правоохранительными органами, а также исключения несвойственных функций и передачи их другим федеральным органам исполнительной власти.

Не завершена работа по созданию правовых основ реализации полицией законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, должного взаимодействия территориальных органов МВД России с законодательными органами субъектов Российской Федерации по вопросам нормотворческой деятельности.

Следует признать недопустимо высоким материальный и имиджевый вред, причиненный в результате удовлетворения судами исков о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов и организаций системы МВД России, а также их должностных лиц, недостаточность использования имеющихся резервов в работе по предупреждению таких исков.

Имеются проблемы в правовом регулировании вопросов разграничения компетенции подразделений, являющихся участниками договорно-правовых отношений.

Еще не достигнут требуемый уровень юридического сопровождения деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне. Не обеспечен полный охват сотрудников органов внутренних дел доступом к актуальному нормативному материалу.

Сохраняется потребность в совершенствовании системы повышения профессионального уровня специалистов для правовых подразделений органов внутренних дел.

Осознание наличия ряда проблемных вопросов и стремление поднять правовую работу в органах внутренних дел на качественно новый уровень потребовали решить задачу выработки и закрепления концептуальных основ дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Разработанная ДПД МВД России Концепция основана на требованиях Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепции общественной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685), постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

Концепцию можно без преувеличения назвать результатом коллективного творчества. В ней учтены многочисленные предложения руководителей правовых подразделений системы МВД России, ветеранов юридической службы, ученых системы МВД России. Проект Концепции активно обсуждался в правовых подразделениях территориальных органов, стал предметом рассмотрения на заседаниях Общественного совета при МВД России, Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы.

Концепция ставит своей целью достижение более совершенного, основанного на использовании высоких технологий уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, позволяющего эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность, а также своевременно реагировать правовыми средствами на динамично меняющиеся общественные отношения в сфере внутренних дел.

Концепция определяет сущность, принципы правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Согласно Концепции, правовое регулирование деятельности МВД России заключается в создании и поддержании надлежащих правовых условий для решения органами, организациями и подразделениями МВД России возложенных на них задач и выполнения функций по их реализации.

Важнейшей составляющей правового регулирования является правотворчество (нормотворчество). Этот элемент, хотя и является доминирующим, но отнюдь не исключительным в процессе создания и поддержания надлежащих правовых условий функционирования любой социальной системы, включая систему органов внутренних дел. К ним, помимо актуальной нормативной правовой основы, можно отнести наличие, эффективных механизмов обеспечения режима законности в правоприменении и правового контроля, защиты и восстановления нарушенных прав, формирования правовой культуры и правосознания, своевременного правового информирования субъектов правоотношений.

Юридическое сопровождение деятельности МВД России есть не что иное, как правовое обеспечение различных направлений оперативно-служебной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России в целях эффективного решения возложенных на них задач, непрерывно осуществляемое правовыми подразделениями (помощниками начальников по правовой работе). Основными элементами юридического сопровождения в данном случае выступают правовой контроль, договорно-правовая, судебно-исковая, информационно-правовая, международно-правовая и организационно-правовая работа.

В качестве приоритетных задач правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в 2017–2021 гг. в Концепции закреплены:

– совершенствование нормотворческой деятельности на основе современных практик выявления потребностей в правовом регулировании;

– повышение эффективности правового контроля как средства укрепления законности в МВД России и правомерности управленческих решений, выраженных в правовых актах;

– повышение уровня договорно-правовой работы в хозяйственной сфере деятельности МВД России;

– повышение эффективности судебно-исковой работы;

– совершенствование информационно-правовой деятельности;

– совершенствование международно-правовой основы взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными и миграционными органами иностранных государств и международными организациями;

– совершенствование ведомственной организации правовой работы как необходимой составляющей правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Важно, что Концепция это не только провозглашение стратегических целей и задач повышения уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, но и достаточно продуманный механизм их достижения.

Реализация настоящей Концепции обеспечивается разработкой и осуществлением комплекса правовых и организационных мер, которые должны найти свое отражение в перспективном комплексном плане мероприятий по реализации Концепции и документах планирования МВД России, территориальных органов, организаций и подразделений системы МВД России.

В соответствии с приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 ответственность за реализацию Концепции возлагается в пределах компетенции на руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России. Головным подразделением, ответственным за выполнение перспективного комплексного плана мероприятий по реализации Концепции, является Договорно-правовой департамент МВД России, на который возложено осуществление текущего мониторинга, организационно-методического обеспечения и координации деятельности органов, организаций и подразделений МВД России по реализации Концепции.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *