Объект негативного воздействия на окружающую среду это

С 2019 г. изменится подход к госрегулированию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Применяются меры исходя из категории объектов. Минприроды разъяснило порядок действия новых норм и указало:

  • необходимость разработки и утверждения предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение зависит от категории объектов;
  • категория присваивается объектам при их постановке на госучет;
  • строительные площадки могут рассматриваться в качестве объектов негативного воздействия на окружающую среду соответствующей категории;
  • вопросы учета строящихся объектов пока не урегулированы.

Строительные организации при наличии собственных (либо арендуемых) объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29 ноября 2018 г. № 12-50/09882-ОГ "По вопросу разработки природоохранной документации"

Минприроды России в пределах установленной компетенции рассмотрело обращение с приложением письма ООО "ЦЭУ "Доксервис" от 29.10.2018 № 02 по вопросам разработки природоохранной документации с 01.01.2019, платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.

С 01.01.2019 вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 219-ФЗ), предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории.

Так, в отношении объектов I категории предусмотрена замена действующих сегодня разрешений на выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение одним комплексным экологическим разрешением.

В соответствии с Законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 для объектов II категории вступает в силу обязанность предоставления декларации о воздействии на окружающую среду.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Закона № 219-ФЗ для объектов II категории также потребуется расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, который будет являться приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, необходимо будет получить разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы (при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды).

Для объектов, относящихся к III категории, предусмотрен расчет нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов только для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, необходимо будет получить разрешения на временные выбросы, разрешения на временные сбросы (пункт 11, 12 статьи 1 Закона № 219-ФЗ).

Для объектов, относящихся к IV категории, расчет нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов не потребуется.

Также согласно статье 3 Закона № 219-ФЗ с 01.01.2019 в статью 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" вносятся изменения, согласно которым: нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; при осуществлении хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отход и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуется.

Таким образом, необходимость разработки и утверждения для предприятия предельно допустимых выбросов, а также разработки нормативов образования отходов и лимиты на их размещение будет зависеть от категории, присвоенной объекту при постановке на государственный учет.

Читать еще:  Протокол комиссии по служебному расследованию образец

В соответствии с пунктом 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

В соответствии со статьей 1 Закона № 7-ФЗ объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее – HBOC) – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

На основании изложенного, объектом HBOC может являться как объект капитального строительства, так и иной объект.

В ходе строительства оказывается негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, строительные площадки могут рассматриваться в качестве объекта HBOC соответствующей категории.

Критерии отнесения объектов HBOC к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии) в соответствии с пунктом 3 статьи 4.2. Закона № 7-ФЗ установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается в уполномоченные органы не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Вместе с тем в форме заявки, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, отсутствует перечень сведений, необходимых для постановки на государственный учет строящихся объектов.

Также действующим законодательством (статья 69.2 Закона № 7-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду") не урегулирован порядок актуализации сведений (снятия с учета) для таких объектов HBOC, в том числе после ввода построенного объекта в эксплуатацию.

Таким образом, в настоящее время вопросы постановки на государственный учет строящихся объектов не урегулированы.

Лицами, обязанными вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Поскольку сама строительная организация является юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим хозяйственную или иную деятельность, то при наличии собственных (либо арендуемых) объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, данной организацией осуществляется исчисление и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со статьями 16-16.5 Закона № 7-ФЗ (с применением ставок платы, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 и от 29.06.2018 № 758, и дополнительных коэффициентов к ним).

Директор Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды и
экологической безопасности А.В. Колодкин

Проблемы категоризации объектов НВОС

Постановка на учет и присвоение категории объекту позволяет предприятию минимизировать платежи за НВОС. Предприятия, имеющие только объекты IV категории освобождаются от платежей на НВОС (статья 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Сама по себе обязанность вытекает из статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
– объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Категории объектов введены Федеральным законом от 21.07.2014 № 219, который дополнил Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" новой статьей 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 1 этой статьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от степени воздействия делятся на четыре категории:

  • I категория – объекты, оказывающие значительное НВОС;
  • II категория – объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • III категория – объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • IV категория – объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Читать еще:  Паспорт является документом подтверждающим гражданство

Следует сразу заметить, что речь идет не о предприятиях и организациях, не о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, а именно и только об объектах.

Что такое объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" дает нам такое определение:
объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Фраза "и (или) другой объект" фактически означает любой объект. Зачем законодателям понадобилась такая "мутная" формулировка? И зачем надо было тогда указывать "объект капитального строительства"?

А самое главное, это то, что в этом определении не расшифровывается сама суть фразы "оказывающий негативное воздействие на окружающую среду". А ведь в этом вся суть. Если объект оказывает НВОС, то ему присваевается категория, а если не оказывает, то и категория не присваевается.

Я не усматриваю за этим каких-либо глубоких замыслов законодателей, и списываю это на поспешность принятия законов.

Что же такое НВОС? В том же законе есть и такая формулировка:
"негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды".

И опять ничего конкретного. Тем не мнее, согласно презумции опасности для окружающей среду любой хозяйственой деятельности можно предположить, что НВОС оказывает любой объект, используемый (участвующий) в хозяйственой деятельности.

Как установить категорию объектов, оказывающих негативное воздействие

Категория объекта устанавливается на основании "Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утвержденных Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ).

Любопытно, что "Критерии" составлены так, что объекты, не имеющие "стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год" попадают под III категорию. Т.е. табачный ларек или детский сад формально следует отнести к III категории объектов НВОС!

Этот казус Министерство природных ресурсов России попыталось сгладить своими "рекомендациями" в Письме от 29 сентября 2016 г. № АА-03-04-32/20054:
"Таким образом, при соответствии подпункту "б" пункта 6 части IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС".

А в пояснениях от 6 декабря 2016 года говорится уже другое:
"Учитывая, что собственно образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду, а в заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС, в случае, если организация образует отходы (не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности (например, офисы, школы, детские сады и т.д.), у такой организации объект НВОС не определяется.
Постановка объектов, не отнесенных к объектам НВОС на учет, действующим законодательством не предусмотрена."

Это пахнет откровенным непрофессионализмом чиновников. Ну как теперь быть? Детский сад – это IV категория или никакая? А самое главное, какая разница?

Читать еще:  Состав проекта межевания территории линейного объекта

Однако факт остаётся фактом. Российское законотворчество далеко от совершенства. Ведомство вынуждено латать фактически свои собственные огрехи и "притягивать за уши" различные формулировки. Ведь не секрет, что проекты подобных постановлений готовятся как раз в недрах МПР России и выходит, что министерство разъясняет потом то, что не смогло само точно сформулировать. И смех и грех.

Учет объектов, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду

Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, в форме ведения государственных реестров. Реестры ведутся согласно "Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду", утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.

При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).

Для постановки на государственный учет объекта НВОС составляется заявка по форме, утвержденной Приказом Минприроды №554 от 23.12.2015 г. "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействия не окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".

Заявка подается в территориальный орган Росприроднадзора (для предприятий, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору), либо в Минприроды региона (для предприятий, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору).

Заявитель подает заявку на регистрацию объекта НВОС с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя ("Модуль природопользователя"), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора, либо с помощью размещенного в сети Интернет "Личного кабинета" природопользователя.

Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС выдается бессрочно, либо до внесения существенных изменений в производственный процесс.

Если заявка не подана в срок, то согласно статье 8.46 КоАП РФ предусмотрен штраф от 30 до 100 тысяч рублей. Это означает, что для предприятия важнее вовремя подать заявку, чем верно определить категорию.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 4.2, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4.2 настоящего Федерального закона

1. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;

объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;

объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;

объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

2. При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

классификация промышленных объектов и производств;

особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

3. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *