Объект становится источником информации при наличии

рПОСФЙЕ "ДПЛХНЕОФ" ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪХЕФУС ЧП ЧУЕИ УЖЕТБИ ПВЭЕУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. рПЮФЙ Ч ЛБЦДПК ПФТБУМЙ ЪОБОЙС ЙНЕЕФУС ПДОБ ЙМЙ ОЕУЛПМШЛП ЧЕТУЙК ЕЗП РПОЙНБОЙС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ УП УРЕГЙЖЙЛПК ФЕИ ПВЯЕЛФПЧ, ЛПФПТЩН РТЙДБЕФУС УФБФХУ ДПЛХНЕОФПЧ. дПЛХНЕОФ СЧМСЕФУС ПВЯЕЛФПН ЙУУМЕДПЧБОЙС НОПЗЙИ ОБХЮОЩИ ДЙУГЙРМЙО. рПЬФПНХ УПДЕТЦБОЙЕ РПОСФЙС "ДПЛХНЕОФ" НОПЗПЪОБЮОП Й ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, Ч ЛБЛПК ПФТБУМЙ Й ДМС ЛБЛЙИ ГЕМЕК ПО ЙУРПМШЪХЕФУС.

оБ НЕЦДХОБТПДОПН ХТПЧОЕ ОБЙВПМЕЕ ПВЭЙН РТЙЪОБОП ПРТЕДЕМЕОЙЕ ДПЛХНЕОФБ ЛБЛ ЪБРЙУБООПК ЙОЖПТНБГЙЙ, ЛПФПТБС НПЦЕФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОБ ЛБЛ ЕДЙОЙГБ Ч ДПЛХНЕОФБГЙПООПН РТПГЕУУЕ.

ч ДПЛХНЕОФПЧЕДЕОЙЙ РТЙНЕОСЕФУС УМЕДХАЭЕЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ДПЛХНЕОФБ: "дПЛХНЕОФ – ЬФП НБФЕТЙБМШОЩК ПВЯЕЛФ У ЙОЖПТНБГЙЕК, ЪБЛТЕРМЕООПК УПЪДБООЩН ЮЕМПЧЕЛПН УРПУПВПН ДМС ЕЕ РЕТЕДБЮЙ ЧП ЧТЕНЕОЙ Й РТПУФТБОУФЧЕ".

уПЗМБУОП жЕДЕТБМШОПНХ ЪБЛПОХ "пВ ЙОЖПТНБГЙЙ, ЙОЖПТНБФЙЪБГЙЙ Й ЪБЭЙФЕ ЙОЖПТНБГЙЙ" ДПЛХНЕОФ – ЬФП ЪБЖЙЛУЙТПЧБООБС ОБ НБФЕТЙБМШОПН ОПУЙФЕМЕ ЙОЖПТНБГЙС У ТЕЛЧЙЪЙФБНЙ, РПЪЧПМСАЭЙНЙ ЕЕ ЙДЕОФЙЖЙГЙТПЧБФШ.

йУИПДС ЙЪ ПРТЕДЕМЕОЙК, ЗМБЧОПК УПУФБЧМСАЭЕК ДПЛХНЕОФБ ЧЩУФХРБЕФ ЙОЖПТНБГЙС, Ф.Е. УБНЩЕ ТБЪМЙЮОЩЕ ДБООЩЕ, УЧЕДЕОЙС, УППВЭЕОЙС, ЪОБОЙС, РТЕДОБЪОБЮЕООЩЕ ДМС РЕТЕДБЮЙ Ч РТПГЕУУЕ ЛПННХОЙЛБГЙЙ. йОЖПТНБГЙС, УПДЕТЦБЭБСУС Ч ДПЛХНЕОФЕ, ЙНЕЕФ ПРТЕДЕМЕООХА УРЕГЙЖЙЛХ, ЧЩТБЦБАЭХАУС Ч УМЕДХАЭЕН:

  1. дПЛХНЕОФ СЧМСЕФУС ОПУЙФЕМЕН УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ, УПЪДБООПК ЮЕМПЧЕЛПН ДМС ЙУРПМШЪПЧБОЙС Ч ПВЭЕУФЧЕ.
  2. дПЛХНЕОФ РТЕДРПМБЗБЕФ ОБМЙЮЙЕ УЕНБОФЙЮЕУЛПК (УНЩУМПЧПК) ЙОЖПТНБГЙЙ, СЧМСАЭЕКУС ТЕЪХМШФБФПН ЙОФЕММЕЛФХБМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ. оБМЙЮЙЕ УПДЕТЦБОЙС – ПДЙО ЙЪ ЗМБЧОЩИ ПФМЙЮЙФЕМШОЩИ РТЙЪОБЛПЧ ДПЛХНЕОФБ. вЕУУНЩУМЕООБС ЙОЖПТНБГЙС ДПЛХНЕОФПН ВЩФШ ОЕ НПЦЕФ.
  3. йОЖПТНБГЙС РЕТЕДБЕФУС ДЙУЛТЕФОП, Ф.Е. Ч ЧЙДЕ УППВЭЕОЙК. уППВЭЕОЙЕ, ЪБЖЙЛУЙТПЧБООПЕ ОБ ЛБЛПН-МЙВП НБФЕТЙБМШОПН ОПУЙФЕМЕ (РБРЙТХУЕ, ВХНБЗЕ, РМБУФНБУУЕ, ЖПФПРМЕОЛЕ), УФБОПЧЙФУС ДПЛХНЕОФПН. дМС ДПЛХНЕОФБ ИБТБЛФЕТОБ ЪБЧЕТЫЕООПУФШ УППВЭЕОЙС. оЕЪБЧЕТЫЕООПЕ, ЖТБЗНЕОФБТОПЕ УППВЭЕОЙЕ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ РПМОПГЕООЩН ДПЛХНЕОФПН. йУЛМАЮЕОЙЕ УПУФБЧМСАФ ОЕЪБЛПОЮЕООЩЕ МЙФЕТБФХТОЩЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙС, ЬУЛЙЪЩ, ОБВТПУЛЙ, ЮЕТОПЧЙЛЙ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙЕ ФЧПТЮЕУЛЙК РТПГЕУУ ЙИ УПЪДБФЕМС (РЙУБФЕМС, ХЮЕОПЗП, ИХДПЦОЙЛБ).
  4. лБЛ МАВПК ПВЯЕЛФ, ЙНЕАЭЙК ЪОБЛПЧХА РТЙТПДХ, УППВЭЕОЙЕ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЪБЛПДЙТПЧБООЩК ФЕЛУФ. ъОБЮЕОЙЕ ЙМЙ УНЩУМ ЪБЛПДЙТПЧБООПЗП ФЕЛУФБ НПЦОП РПОСФШ, МЙЫШ ЪОБС ЪОБЛПЧХА УЙУФЕНХ ЛПДЙТПЧБОЙС Й ДЕЛПДЙТПЧБОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ. жЙЛУЙТПЧБООПЕ УППВЭЕОЙЕ ЙНЕЕФ ЪОБЛПЧХА ЖПТНХ РПФПНХ, ЮФП ФПМШЛП Ч ФБЛПН ЧЙДЕ НПЦОП РЕТЕДБФШ Ч УППВЭЕОЙЙ ЪОБОЙС, ЬНПГЙЙ, ЧПМЕЧЩЕ ЧПЪДЕКУФЧЙС БЧФПТБ (ЛПННХОЙЛБОФБ), РТЕДПУФБЧМСС ЮЙФБФЕМА (ТЕГЙРЙЕОФХ) ЧПЪНПЦОПУФШ ДЕЛПДЙТПЧБФШ Й ПЧМБДЕЧБФШ УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ ЪОБОЙСНЙ. ъОБЛПЧПУФШ – ПВСЪБФЕМШОПЕ УЧПКУФЧП МАВПЗП ДПЛХНЕОФОПЗП УППВЭЕОЙС.
  5. дПЛХНЕОФ – ЬФП ЙОЖПТНБГЙС, ЛПФПТБС ЪБЖЙЛУЙТПЧБОБ ОБ НБФЕТЙБМШОПН ОПУЙФЕМЕ УРПУПВПН, УПЪДБООЩН ЮЕМПЧЕЛПН, РПУТЕДУФЧПН РЙУШНБ, ЗТБЖЙЛЙ, ЖПФПЗТБЖЙЙ, ЪЧХЛПЪБРЙУЙ Й Ф.Д.
  6. дПЛХНЕОФ ПВМБДБЕФ УХВУФБОГЙПОБМШОПУФША (ЧЕЭОПУФША). дМС ДПЛХНЕОФБ ЧБЦОБ УФБВЙМШОБС ЧЕЭЕУФЧЕООБС ЖПТНБ.

йОЖПТНБГЙС НПЦЕФ ВЩФШ ОЕДПЛХНЕОФОПК – ОЕ ЪБЛТЕРМЕООПК – Й ДПЛХНЕОФОПК – ЪБЛТЕРМЕООПК ОБ ЧЕЭЕУФЧЕООПН, УРЕГЙБМШОП РТЕДОБЪОБЮЕООПН ДМС ЕЕ ИТБОЕОЙС Й РЕТЕДБЮЙ Ч РТПУФТБОУФЧЕ Й ЧТЕНЕОЙ.

нБФЕТЙБМШОБС УПУФБЧМСАЭБС – ПДОП ЙЪ ДЧХИ ОЕПВИПДЙНЩИ Й ПВСЪБФЕМШОЩИ УМБЗБЕНЩИ ДПЛХНЕОФБ, ВЕЪ ЛПФПТПЗП ПО УХЭЕУФЧПЧБФШ ОЕ НПЦЕФ. нБФЕТЙБМШОБС УПУФБЧМСАЭБС ДПЛХНЕОФБ – ЬФП ЕЗП ЧЕЭЕУФЧЕООБС (ЖЙЪЙЮЕУЛБС) УХЭОПУФШ, ЖПТНБ ДПЛХНЕОФБ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭБС ЕЗП УРПУПВОПУФШ ИТБОЙФШ Й РЕТЕДБЧБФШ ЙОЖПТНБГЙА Ч РТПУФТБОУФЧЕ Й ЧТЕНЕОЙ.

нБФЕТЙБМШОХА УПУФБЧМСАЭХА ДПЛХНЕОФБ ПРТЕДЕМСЕФ ОПУЙФЕМШ ЙОЖПТНБГЙЙ (НБФЕТЙБМШОЩК ОПУЙФЕМШ) – НБФЕТЙБМШОЩК ПВЯЕЛФ, УРЕГЙБМШОП УПЪДБООЩК ЮЕМПЧЕЛПН Й РТЕДОБЪОБЮЕООЩК ДМС ЪБРЙУЙ, ИТБОЕОЙС Й РЕТЕДБЮЙ ЙОЖПТНБГЙЙ. уХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ДПЛХНЕОФБ ЧОЕ НБФЕТЙБМШОПЗП ОПУЙФЕМС ОЕЧПЪНПЦОП.

жХОЛГЙС НБФЕТЙБМШОЩИ ПВЯЕЛФПЧ ПВХУМПЧЙМБ ЙИ ПУПВХА, УРЕГЙЖЙЮЕУЛХА НБФЕТЙБМШОХА ЛПОУФТХЛГЙА (ЖПТНХ), РТЕДУФБЧМЕООХА РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч ЧЙДЕ ЛОЙЗ, ВТПЫАТ, ЦХТОБМПЧ, ЗБЪЕФ, МЙУФЛПЧ, ВХЛМЕФПЧ, НЙЛТПЖЙЫ, НБЗОЙФОЩИ ДЙУЛЕФ, ПРФЙЮЕУЛЙИ ДЙУЛПЧ Й Ф.Р. вЩМЙ ФБЛЦЕ ЙУФПТЙЮЕУЛЙЕ ЖПТНЩ ДПЛХНЕОФПЧ Ч ЧЙДЕ ЗМЙОСОЩИ ФБВМЙЮЕЛ, РБРЙТХУОЩИ Й РЕТЗБНЕОФОЩИ УЧЙФЛПЧ Й Ф.Д. фБЛБС ЛПОУФТХЛГЙС ДБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ДПЛХНЕОФБН ВЩФШ ХДПВОЩНЙ ДМС РЕТЕНЕЭЕОЙС, ИТБОЕОЙС Й ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЙИ (ЮФЕОЙЕ, РТПУНПФТ, УМХЫБОЙЕ) Ч УПГЙБМШОЩИ ДПЛХНЕОФОЩИ ЛПННХОЙЛБГЙСИ. пДОБЛП УРЕГЙБМШОБС ЖПТНБ ПВЯЕЛФБ ФБЛЦЕ ОЕ НПЦЕФ УМХЦЙФШ ЕДЙОУФЧЕООЩН ЛТЙФЕТЙЕН ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УЮЙФБФШ ЕЗП ДПЛХНЕОФПН (ЮЙУФЩК МЙУФПЛ ВХНБЗЙ, ДЙУЛЕФБ ЙМЙ ЖПФПРМЕОЛБ), ФБЛБС ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙС ЧПЪНПЦОБ МЙЫШ РТЙ ОБМЙЮЙЙ ЪБЖЙЛУЙТПЧБООПЗП ОБ ОЕН УППВЭЕОЙС, ФЕЛУФБ.

уМЕДПЧБФЕМШОП, НБФЕТЙБМШОЩК ПВЯЕЛФ УФБОПЧЙФУС ДПЛХНЕОФПН ФПМШЛП Ч УМХЮБЕ ЕДЙОУФЧБ ЧЕЭЕУФЧЕООПЗП ОПУЙФЕМС Й ЪБЛМАЮЕООПК Ч ОЕН ЙОЖПТНБГЙЙ. дЧХЕДЙОБС РТЙТПДБ ДПЛХНЕОФБ – ПДОБ ЙЪ ПУОПЧОЩИ ПУПВЕООПУФЕК ЕЗП ЛБЛ ЙЪЧЕУФОПК УЙУФЕНЩ. рТЙ ПФУХФУФЧЙЙ ПДОПК ЙЪ РЕТЕЮЙУМЕООЩИ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛ ОЕФ ЕДЙОУФЧБ, Б, УМЕДПЧБФЕМШОП, Й ДПЛХНЕОФБ.

дПЛХНЕОФ УРЕГЙБМШОП УПЪДБЕФУС У ГЕМША ИТБОЕОЙС Й РЕТЕДБЮЙ УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ Ч РТПУФТБОУФЧЕ Й ЧТЕНЕОЙ. йНЕООП РПЬФПНХ ЕЗП ТБУУНБФТЙЧБАФ ЛБЛ ЙУФПЮОЙЛ ЙОЖПТНБГЙЙ Й УТЕДУФЧП УПГЙБМШОПК ЛПННХОЙЛБГЙЙ.

йУФПТЙС ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙС Й ЬЧПМАГЙС ФПМЛПЧБОЙС ФЕТНЙОБ "ДПЛХНЕОФ" ЙЪХЮЕОБ ОЕДПУФБФПЮОП. ъБ ДМЙФЕМШОЩК ЙУФПТЙЮЕУЛЙК РЕТЙПД ЪОБЮЕОЙЕ РПОСФЙС "ДПЛХНЕОФ" РПУФПСООП НЕОСМПУШ.

уМПЧП ДПЛХНЕОФ (МБФ. documentum – ПВТБЪЕГ, ДПЛБЪБФЕМШУФЧП, УЧЙДЕФЕМШУФЧП) РТПЙУИПДЙФ ПФ ЗМБЗПМБ "docere" – ХЮЙФШ, ПВХЮБФШ. лПТОЙ ЬФПЗП УМПЧБ ХИПДСФ Ч ЙОДПЕЧТПРЕКУЛЙК РТБСЪЩЛ, ЗДЕ ПОП ПЪОБЮБМП ЦЕУФ ЧЩФСОХФЩИ ТХЛ, УЧСЪБООЩК У РЕТЕДБЮЕК, РТЙЕНПН ЙМЙ РПМХЮЕОЙЕН ЮЕЗП-МЙВП.

рП ДТХЗПК ЧЕТУЙЙ УМПЧП "dek" РТПЙУИПДЙФ ПФ ЮЙУМБ "ДЕУСФШ" Й УЧСЪБОП У ФЕН, ЮФП ОБ ТБУЛТЩФЩИ МБДПОСИ ЧЩФСОХФЩИ ТХЛ ОБУЮЙФЩЧБМПУШ ДЕУСФШ РБМШГЕЧ. рПУФЕРЕООП ЛПТЕОШ "dek" ВЩМ ЪБНЕОЕО ОБ "doc" Ч УМПЧЕ "doceo" – ХЮХ, ПВХЮБА, ПФ ЛПФПТПЗП ВЩМЙ ПВТБЪПЧБОЩ УМПЧБ "doctor" – ХЮЕООЩК, "doctrina" – ХЮЕОЙЕ, "documentum" – ФП, ЮФП ХЮЙФ, РПХЮЙФЕМШОЩК РТЙНЕТ. ч ЬФПН ЪОБЮЕОЙЙ УМПЧП ДПЛХНЕОФ ЙУРПМШЪПЧБМПУШ гЕЪБТЕН Й гЙГЕТПОПН. рПЪДОЕЕ ПОП РТЙПВТЕМП АТЙДЙЮЕУЛПЕ ЪЧХЮБОЙЕ Й УФБМП ПЪОБЮБФШ "РЙУШНЕООПЕ ДПЛБЪБФЕМШУФЧП", "ДПЛБЪБФЕМШУФЧП, РПЮЕТРОХФПЕ ЙЪ ЛОЙЗ, РПДФЧЕТЦДБАЭЙИ ЪБРЙУЕК, ПЖЙГЙБМШОЩИ БЛФПЧ". ч ЪОБЮЕОЙЙ РЙУШНЕООПЗП УЧЙДЕФЕМШУФЧБ УМПЧП "ДПЛХНЕОФ" ХРПФТЕВМСМПУШ ПФ УТЕДОЕЧЕЛПЧШС ДП XIX Ч. йЪ МБФЙОУЛПЗП СЪЩЛБ ПОП ЪБЙНУФЧПЧБОП ЧП ЧУЕ ЕЧТПРЕКУЛЙЕ СЪЩЛЙ.

ч ТХУУЛЙК СЪЩЛ УМПЧП "ДПЛХНЕОФ" РТЙЫМП ЧП ЧТЕНЕОБ рЕФТБ I, ЛБЛ ЪБЙНУФЧПЧБООПЕ ЙЪ ОЕНЕГЛПЗП Й РПМШУЛПЗП СЪЩЛПЧ, Ч ЪОБЮЕОЙЙ РЙУШНЕООПЗП УЧЙДЕФЕМШУФЧБ. ч ОБЮБМЕ XX Ч. ПОП ЙНЕМП ДЧБ ЪОБЮЕОЙС:

  1. мАВБС ВХНБЗБ, УПУФБЧМЕООБС ЪБЛПООЩН РПТСДЛПН Й НПЗХЭБС УМХЦЙФШ ДПЛБЪБФЕМШУФЧПН РТБЧ ОБ ЮФП-ОЙВХДШ (ЙНХЭЕУФЧЕООЩИ, УПУФПСОЙС, ОБ УЧПВПДОПЕ РТПЦЙЧБОЙЕ) ЙМЙ ОБ ЧЩРПМОЕОЙЕ ЛБЛЙИ-МЙВП ПВСЪБООПУФЕК (ХУМПЧЙС, ДПЗПЧПТЩ, ДПМЗПЧЩЕ ПВСЪБФЕМШУФЧБ);
  2. чППВЭЕ МАВПЕ РЙУШНЕООПЕ УЧЙДЕФЕМШУФЧП.

лП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ XIX Ч. Ч УРТБЧПЮОЩИ ЙЪДБОЙСИ ОЕЛПФПТЩИ УФТБО НЙТБ РПСЧМСАФУС РТПЙЪЧПДОЩЕ ПФ УМПЧБ "ДПЛХНЕОФ" ФЕТНЙОЩ: ДПЛХНЕОФБГЙС – Ч ЪОБЮЕОЙЙ РПДЗПФПЧЛЙ Й ЙУРПМШЪПЧБОЙС РПДФЧЕТЦДЕООЩИ ДПЛХНЕОФБНЙ ДПЛБЪБФЕМШУФЧ Й РПМОПНПЮЙК; ДПЛХНЕОФОЩК – ПФОПУСЭЙКУС Л ДПЛХНЕОФХ.

ч ЛПОГЕ XIX Ч. ОБВМАДБЕФУС ФЕОДЕОГЙС Л УХЦЕОЙА ЗТБОЙГ РПОСФЙС "ДПЛХНЕОФ": УОБЮБМБ ПОП ТБУУНБФТЙЧБМПУШ ЛБЛ МАВПК РТЕДНЕФ, УМХЦБЭЙК ДМС РПМХЮЕОЙС Й ДПЛБЪБФЕМШУФЧБ, ЪБФЕН – ЛБЛ РЙУШНЕООПЕ УЧЙДЕФЕМШУФЧП, РПДФЧЕТЦДБАЭЕЕ ПРТЕДЕМЕООЩЕ РТБЧПЧЩЕ ПФОПЫЕОЙС. рПОСФЙЕ ЙУРПМШЪПЧБМПУШ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч АТЙДЙЮЕУЛПН ЪОБЮЕОЙЙ.

у ОБЮБМБ XX Ч. Ч ФЕТНЙОПУЙУФЕНХ ЧЧПДЙФУС ОПЧПЕ, ВПМЕЕ ЫЙТПЛПЕ РПОЙНБОЙЕ РПОСФЙС "ДПЛХНЕОФ": ЕЗП ЧЧЕМ ЙЪЧЕУФОЩК ВЕМШЗЙКУЛЙК ХЮЕОЩК, ПУОПЧПРПМПЦОЙЛ ДПЛХНЕОФБГЙЙ – ОБХЛЙ П УПЧПЛХРОПУФЙ ДПЛХНЕОФПЧ Й ПВМБУФЙ РТБЛФЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ – рПМШ пФМЕ (1868-1944 ЗЗ.).

нПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ ЪОБЮЕОЙС "ДПЛХНЕОФБ", ЧЧЕДЕООЩЕ Ч ОБХЮОЩК ПВПТПФ р.пФМЕ:

  1. мАВПК ЙУФПЮОЙЛ ЙОЖПТНБГЙЙ, РЕТЕДБЮЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК НЩУМЙ, ЪОБОЙК, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ФПЗП, ЧПРМПЭЕО МЙ ПО Ч НБФЕТЙБМШОП-ЖЙЛУЙТПЧБООПК ЖПТНЕ ЙМЙ СЧМСЕФУС РТПЧПДОЙЛПН (РЕТЕДБФЮЙЛПН) ЙОЖПТНБГЙЙ ЧП ЧТЕНЕОЙ, НПЦОП УЮЙФБФШ ДПЛХНЕОФПН. ьФП РПОСФЙЕ ПИЧБФЩЧБЕФ ЛБЛ НБФЕТЙБМШОЩЕ ПВЯЕЛФЩ – ОПУЙФЕМЙ ЙОЖПТНБГЙЙ, ФБЛ Й ТБДЙП-, ФЕМЕРЕТЕДБЮЙ, ФЕБФТБМШОЩЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС.
  2. дПЛХНЕОФБНЙ СЧМСАФУС НБФЕТЙБМШОЩЕ ПВЯЕЛФЩ У ЪБЖЙЛУЙТПЧБООПК ЙОЖПТНБГЙЕК, УПВТБООЩЕ ЮЕМПЧЕЛПН ДМС УПЪДБОЙС ЛБЛЙИ-МЙВП ЛПММЕЛГЙК. уАДБ ЧИПДСФ ЛБЛ РТЕДНЕФЩ ЙУЛХУУФЧЕООЩЕ, УПЪДБООЩЕ ЮЕМПЧЕЛПН, ФБЛ Й РТЙТПДОЩЕ, ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ РТЕДНЕФЩ, ОБИПДСЭЙЕУС Ч НХЪЕЕ.
  3. ч УПУФБЧ ДПЛХНЕОФПЧ ЧИПДСФ ФБЛЦЕ НБФЕТЙБМШОЩЕ ПВЯЕЛФЩ, УПЪДБООЩЕ ЮЕМПЧЕЛПН УРЕГЙБМШОП ДМС ЖЙЛУЙТПЧБОЙС, ИТБОЕОЙС Й ЧПУРТПЙЪЧЕДЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ У ГЕМША ЕЕ РЕТЕДБЮЙ Ч РТПУФТБОУФЧЕ Й ЧТЕНЕОЙ, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ УРПУПВБ ЖЙЛУЙТПЧБОЙС. ьФП Й ДПЛХНЕОФЩ "РЙУБООЩЕ" (Ф.Е. У ЙОЖПТНБГЙЕК, ЪБЖЙЛУЙТПЧБООПК ЪОБЛБНЙ РЙУШНБ), Й ЙЪПВТБЪЙФЕМШОЩЕ, ЖПОПЪБРЙУЙ Й ЖЙМШНЩ (ТЕЪХМШФБФЩ НБЫЙООПК ЪБРЙУЙ ЙЪПВТБЦЕОЙС Й ЪЧХЛБ).

лПОГЕРГЙС р.пФМЕ ТБУУНБФТЙЧБЕФ ДПЛХНЕОФ ЛБЛ ОПУЙФЕМШ УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ. пДОБЛП Ч УРТБЧПЮОЩИ ЙЪДБОЙСИ ФПЗП ЧТЕНЕОЙ РТПДПМЦБЕФ УХЭЕУФЧПЧБФШ ХЪЛПЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЬФПЗП УМПЧБ: ЛТПНЕ АТЙДЙЮЕУЛПЗП, ЧЧПДЙФУС РПОСФЙЕ "ЙУФПТЙЮЕУЛЙК ДПЛХНЕОФ" (ЖЙЛУЙТПЧБООПЕ УЧЙДЕФЕМШУФЧП П ЛБЛПК-МЙВП ЬРПИЕ, МЙГЕ Й Ф.Д.) Й "УЮЕФОЩК ДПЛХНЕОФ" (УМХЦБЭЙК ПУОПЧБОЙЕН ДМС ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ИПЪСКУФЧЕООЩИ ДЕКУФЧЙК – РТЙЕНБ Й ЧЩДБЮЙ ГЕООПУФЕК). пВПВЭБАЭЕЕ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ОЕ ДБОП.

оБЮЙОБС У 1950-И ЗПДПЧ Ч ПЖЙГЙБМШОПК ФЕТНЙОПМПЗЙЙ УМПЧП "ДПЛХНЕОФ" ФТБЛФХЕФУС Ч ХЪЛПН, ЫЙТПЛПН Й УБНПН ЫЙТПЛПН ЪОБЮЕОЙЙ.

хЪЛПЕ ЪОБЮЕОЙЕ УЧПДЙМПУШ Л ДЕМПЧПК ВХНБЗЕ, РЙУШНЕООПНХ ХДПУФПЧЕТЕОЙА, ЙУФПТЙЮЕУЛПНХ ЙУФПЮОЙЛХ.

ч ЫЙТПЛПН УНЩУМЕ РПОСФЙЕ П ДПЛХНЕОФЕ ВЩМП ПУПВЕООП ТБУРТПУФТБОЕОП Ч 1960-1970-Е ЗПДЩ. дПЛХНЕОФ ПРТЕДЕМСМУС ЛБЛ НБФЕТЙБМШОЩК ПВЯЕЛФ, УПДЕТЦБЭЙК ЙОЖПТНБГЙА ДМС ЕЕ ТБУРТПУФТБОЕОЙС Ч РТПУФТБОУФЧЕ Й ЧТЕНЕОЙ (ЧЛМАЮБС Й Ф.О. ФТЕИНЕТОЩЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙС ЙУЛХУУФЧБ – БТИЙФЕЛФХТХ Й УЛХМШРФХТХ).

ч 1980-И – ОБЮБМЕ 1990-И ЗПДПЧ ЙУРПМШЪХЕФУС Й УБНПЕ ЫЙТПЛПЕ ФПМЛПЧБОЙЕ, УПЗМБУОП ЛПФПТПНХ ДПЛХНЕОФПН НПЦОП УЮЙФБФШ МАВПК НБФЕТЙБМШОЩК ПВЯЕЛФ, ОЕУХЭЙК ЙОЖПТНБГЙА: ПФ РЙУШНЕООПЗП ДПЛХНЕОФБ, ЗТБНРМБУФЙОПЛ Й ЛЙОПЖЙМШНПЧ ДП РТПЙЪЧЕДЕОЙК ЙУЛХУУФЧБ (БТИЙФЕЛФХТОЩИ УППТХЦЕОЙК, ЗТБЖЙЛЙ, ЦЙЧПРЙУЙ, УЛХМШРФХТЩ), ПФ ПВТБЪГПЧ НЙОЕТБМПЧ, ЗЕТВБТЙЕЧ, ЙУФПТЙЮЕУЛЙК ТЕМЙЛЧЙК ДП ЙЪДЕМЙК РТПНЩЫМЕООПУФЙ Й ФЕИОЙЛЙ (ЮБУЩ, БЧФПНПВЙМШ, ЧЙОФПЧЛБ) Й Ф.Д. зТБОЙГЩ РПОСФЙС УФБМЙ РМПИП ТБЪМЙЮЙНЩ, ЮФП ХУМПЦОЙМП ЕЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ.

чПФ РПЮЕНХ УОБЮБМБ ЛОЙЗПЧЕДЩ Й ДПЛХНЕОФБМЙУФЩ, Б ЪБФЕН Й ЙОЖПТНБФЙЛЙ РТЙУФХРЙМЙ Л ПВПУОПЧБОЙА ОПЧПЗП ЫЙТПЛПЗП ЪОБЮЕОЙС ФЕТНЙОБ "ДПЛХНЕОФ", УЧСЪБООПЗП У РПОСФЙЕН "ЙОЖПТНБГЙС" Й "ЛПННХОЙЛБГЙС". уХЭЕУФЧЕООЩК ЧЛМБД Ч ХФПЮОЕОЙЕ Й ТБЪЧЙФЙЕ РПОСФЙС "ДПЛХНЕОФ" ЛБЛ ПДОПЗП ЙЪ ПУОПЧОЩИ Ч ДПЛХНЕОФПЧЕДЕОЙЙ, ЙОЖПТНБФЙЛЕ, ДПЛХНЕОФБМЙУФЙЛЕ, ВЙВМЙПФЕЛПЧЕДЕОЙЙ Й ВЙВМЙПЗТБЖПЧЕДЕОЙЙ ЧОЕУМЙ з.з.чПТПВШЕЧ, т.у.зЙМСТЕЧУЛЙК, п.р.лПТЫХОПЧ, б.й.нЙИБКМПЧ, б.ч.уПЛПМПЧ, а.о.уФПМСТПЧ, б.й.юЕТОЩК, з.о.ыЧЕГПЧ-чПДЛБ Й ДТ. дПЛХНЕОФБМЙУФЩ Й ЙОЖПТНБФЙЛЙ РЕТЧЩНЙ ПФЛБЪБМЙУШ ПФ УБНПЗП ЫЙТПЛПЗП ЪОБЮЕОЙС ДПЛХНЕОФБ, ПЗТБОЙЮЙЧ ЕЗП УПДЕТЦБОЙЕ ПВСЪБФЕМШОЩНЙ БФТЙВХФЙЧОЩНЙ ЬМЕНЕОФБНЙ: ОБМЙЮЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ Й НБФЕТЙБМШОПЗП ОПУЙФЕМС (з.з.чПТПВШЕЧ). ч 1960-Е ЗПДЩ б.й. нЙИБКМПЧ, б.й.юЕТОЩК Й т.у.зЙМСТЕЧУЛЙК, РПНЙНП ОБЪЧБООЩИ, ЧЧПДСФ ЖХОЛГЙПОБМШОЩК РТЙЪОБЛ ДПЛХНЕОФБ. уПЗМБУОП ЙИ ПРТЕДЕМЕОЙА, ДПЛХНЕОФ – ЬФП НБФЕТЙБМШОЩК ПВЯЕЛФ, УПДЕТЦБЭЙК ЪБЛТЕРМЕООХА ЙОЖПТНБГЙА, УРЕГЙБМШОП РТЕДОБЪОБЮЕООЩК ДМС ЕЕ РЕТЕДБЮЙ Ч РТПУФТБОУФЧЕ Й ЧТЕНЕОЙ.

ч тПУУЙЙ Ч ОБЮБМЕ 1990-И ЗПДПЧ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ПДОПЧТЕНЕООП, ХФПЮОСС УНЩУМ РПОСФЙС "ДПЛХНЕОФ" п.р.лПТЫХОПЧ, б.ч.уПЛПМПЧ, а.о.уФПМСТПЧ РТЕДМПЦЙМЙ ФТБЛФПЧБФШ ЕЗП ЛБЛ НБФЕТЙБМШОЩК ПВЯЕЛФ – ОПУЙФЕМШ УПГЙБМШОПК ЙОЖПТНБГЙЙ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, ЪБ ДМЙФЕМШОЩК ЙУФПТЙЮЕУЛЙК РЕТЙПД ЪОБЮЕОЙЕ РПОСФЙС "ДПЛХНЕОФ" РПУФПСООП НЕОСМПУШ. й ДП ОБУФПСЭЕЗП ЧТЕНЕОЙ РТЙНЕОСАФУС ПРТЕДЕМЕОЙС, ФП РТЙДБАЭЙЕ ЕНХ УБНЩК ЫЙТПЛЙК УНЩУМ, ФП УХЦБАЭЙЕ ЕЗП РПОЙНБОЙЕ ДП ПДОПЗП ЛБЛПЗП-ОЙВХДШ ЧЙДБ ДПЛХНЕОФБ. пРЕТЙТХС РПОСФЙЕН "ДПЛХНЕОФ", ОЕПВИПДЙНП ЧУСЛЙК ТБЪ ХФПЮОСФШ, ЛБЛПЕ ЙНЕООП ЪОБЮЕОЙЕ Ч ОЕЗП ЧЛМБДЩЧБЕФУС, ДМС ТЕЫЕОЙС ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙИ ЙМЙ РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ЪБДБЮ.

1. Понятие информации. Информационные процессы. Непрерывная и дискретная формы представления информации. Количество и единицы измерения информации. ЭВМ как универсальное средство обработки информации.

Понятие информации предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником. Понятие информации используется во всех сферах: науке, технике, культуре, социологии и повседневной жизни. Конкретное толкование элементов, связанных с понятием информации, зависит от метода конкретной науки, цели исследования или просто от наших представлений.

Термин «информация» происходит от латинского informatio — разъяснение, изложение, осведомленность. Информация — общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире. Более узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования.

С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение и данные.

Сигнал (от латинского signum — знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.

Сообщение — это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.

Данные — это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.

В простейшем бытовом понимании с термином “информация” обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.п. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. Примерами сообщений являются музыкальное произведение; телепередача; текст, распечатанный на принтере; данные, полученные в результате работы составленной программы и т.д. При этом предполагается, что имеются “источник информации” и “получатель информации”.

Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае “каналом связи” (рис. 1). Так, при передаче речевого сообщения в качестве такого канала связи можно рассматривать воздух, в котором распространяются звуковые волны, а в случае передачи письменного сообщения (например, текста, распечатанного на принтере) каналом сообщения можно считать лист бумаги, на котором напечатан текст.

Читать еще:  Стоимость замены загранпаспорта по истечении срока

Рис. 1. Схема передачи информации

Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность и т.д.

По способу передачи и восприятия различают следующие виды информации: визуальную – передаваемую видимыми образами и символами, аудиальную – звуками, тактильную – ощущениями, органолептическую – запахами и вкусом, машинную – выдаваемую и воспринимаемую средствами вычислительной техники, и т. д.

Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами.

Информационные процессы всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.

Основные информационные процессы:

Сбор информации — это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем — аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.). Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, — в частности, задачи обмена информацией (передачи).

Обмен информацией — это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель — принимает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. Обмен информации производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Если объект относится к неживой природе, то он вырабатывает сигналы, непосредственно отражающие его свойства. Если объектом-источником является человек, то вырабатываемые им сигналы могут не только непосредственно отражать его свойства, но и соответствовать тем знакам, которые человек вырабатывает с целью обмена информацией. Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (магнитном, фото, кино и др.).

Накопление информации — это процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают ценную или часто используемую информацию.

Хранение информации — это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом). ЭВМ предназначен для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации.

Обработка информации — это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи. После решения задачи обработки информации результат должен быть выдан конечным пользователям в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачи выдачи информации. Выдача информации, как правило, производится с помощью внешних устройств ЭВМ в виде текстов, таблиц, графиков и пр.

Деятельность людей всегда связана с передачей информации.

В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, и тд. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию. К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации – криптология.

Непрерывная и дискретная формы представления информации.

Различают две формы представления информации — непрерывную и дискретную .

Чтобы сообщение было передано от источника к получателю, необходима некоторая материальная субстанция – носитель информации. Сообщение, передаваемое с помощью носителя, назовем сигналом. В общем случае сигнал – это изменяющийся во времени физический процесс. Такой процесс может содержать различные характеристики (например, при передаче электрических сигналов могут изменяться напряжение и сила тока). Та из характеристик, которая используется для представления сообщений, называется параметром сигнала.

В случае когда параметр сигнала принимает последовательное во времени конечное число значений (при этом все они могут быть пронумерованы), сигнал называется дискретным, а сообщение, передаваемое с помощью таких сигналов -дискретным сообщением. Информация, передаваемая источником, в этом случае также называется дискретной.

Если же источник вырабатывает непрерывное сообщение (соответственно параметр сигнала – непрерывная функция от времени), соответствующая информация называется непрерывной.

Пример дискретного сообщения – процесс чтения книги, информация в которой представлена текстом, т.е. дискретной последовательностью отдельных значков (букв). Примером непрерывного сообщения служит человеческая речь, передаваемая модулированной звуковой волной; параметром сигнала в этом случае является давление, создаваемое этой волной в точке нахождения приемника – человеческого уха.

Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени. На рисунке в виде графиков изображены:

а) непрерывный по уровню и во времени сигнал Хнн;

6) дискретный по уровню и непрерывный во времени сигнал Хдн;

в) непрерывный по уровню и дискретный во времени сигнал Хнд ;

г) дискретный по уровню и во времени сигнал Хдд.

Количество и единицы измерения информации.

Количеством информации называют числовую характеристику сигнала, отражающую ту степень неопределенности (неполноту знаний), которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. Эту меру неопределенности в теории информации называют энтропией . Если в результате получения сообщения достигается полная ясность в каком-то вопросе, говорят, что была получена полная или исчерпывающая информация и необходимости в получении дополнительной информации нет. И, наоборот, если после получения сообщения неопределенность осталась прежней, значит, информации получено не было (нулевая информация).

Приведенные рассуждения показывают, что между понятиями информация, неопределенность и возможность выбора существует тесная связь. Так, любая неопределенность предполагает возможность выбора, а любая информация, уменьшая неопределенность, уменьшает и возможность выбора. При полной информации выбора нет. Частичная информация уменьшает число вариантов выбора, сокращая тем самым неопределенность.

Определить понятие “количество информации” довольно сложно. В решении этой проблемы существуют два основных подхода. Исторически они возникли почти одновременно. В конце 40-х годов XX века один из основоположников кибернетики американский математик Клод Шеннон развил вероятностный подход к измерению количества информации, а работы по созданию ЭВМ привели к “объемному” подходу.

Подход к информации как мере уменьшения неопределенности знаний позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно для информатики. Рассмотрим вопрос об определении количества информации более подробно на конкретных примерах.

Пусть у нас имеется монета, которую мы бросаем на ровную поверхность. С равной вероятностью произойдет одно из двух возможных событий — монета окажется в одном из двух положений: «орел» или «решка».

Можно говорить, что события равновероятны, если при возрастающем числе опытов количества выпадений «орла» и «решки» постепенно сближаются. Например, если мы бросим монету 10 раз, то «орел» может выпасть 7 раз, а решка — 3 раза, если бросим монету 100 раз, то «орел» может выпасть 60 раз, а «решка» — 40 раз, если бросим монету 1000 раз, то «орел» может выпасть 520 раз, а «решка» — 480 и так далее.

В итоге при очень большой серии опытов количества выпадений «орла» и «решки» практически сравняются.

Перед броском существует неопределенность наших знаний (возможны два события), и, как упадет монета, предсказать невозможно. После броска наступает полная определенность, так как мы видим (получаем зрительное сообщение), что монета в данный момент находится в определенном положении (например, «орел»). Это сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний в два раза, так как до броска мы имели два вероятных события, а после броска — только одно, то есть в два раза меньше.

В двоичной системе счисления знаки 0 и 1 будем называть битами (от английского выражения Binary digiTs – двоичные цифры). Создатели компьютеров отдают предпочтение именно двоичной системе счисления, потому что в техническом устройстве наиболее просто реализовать два противоположных физических состояния. Например: некоторый физический элемент, имеющий два различных состояния: намагниченность в двух противоположных направлениях; прибор, пропускающий или нет электрический ток; конденсатор, заряженный или незаряженный и т.п. В компьютере бит является наименьшей возможной единицей информации. Объем информации, записанной двоичными знаками в памяти компьютера или на внешнем носителе информации, подсчитывается просто по количеству требуемых для такой записи двоичных символов. При этом, в частности, невозможно нецелое число битов (в отличие от вероятностного подхода).

Группа из 8 битов информации называется байтом. Если бит — минимальная единица информации, то байт ее основная единица. Существуют производные единицы информации: килобайт (кбайт, кб), мегабайт (Мбайт, Мб) и гигабайт (Гбайт, Гб).

1 кб = 1024 байта = 210 (1024) байтов. 1 Мб = 1024 кбайта = 220 (1024 х 1024) байтов.

1 Гб = 1024 Мбайта = 230 (1024 х 1024 х 1024) байтов.

Эти единицы чаще всего используют для указания объема памяти ЭВМ.

Между вероятностным и объемным количеством информации соотношение неоднозначное. Далеко не всякий текст, записанный двоичными символами, допускает измерение объема информации в кибернетическом смысле, но заведомо допускает его в объемном. Далее, если некоторое сообщение допускает измеримость количества информации в обоих смыслах, то они не обязательно совпадают, при этом кибернетическое количество информации не может быть больше объемного.

ЭВМ как универсальное средство обработки информации.

При рассмотрении ЭВМ как средства обработки информации важную роль играют понятие архитектуры, классификация, структура и принципы функционирования, а также основные характеристики вычислительной техники.

Под архитектурой ЭВМ понимается совокупность общих принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности ЭВМ при решении соответствующих классов задач.

Архитектура ЭВМ охватывает широкий круг проблем, связанных с построением комплекса аппаратных и программных средств и учитывающих множество факторов. Среди этих факторов важнейшими являются: стоимость, сфера применения, функциональные возможности, удобство эксплуатации, а одним из главных компонентов архитектуры являются аппаратные средства.

1. Понятие архитектуры ЭВМ

Большие ЭВМ (универсальные ЭВМ общего назначения). Основное назначение — выполнение работ, связанных с обработкой и хранением больших объемов информации, проведением сложных расчетов и исследований в ходе решения вычислительных и информационно-логических задач. Большие ЭВМ обеспечивают устойчивость вычислительного процесса, безопасность информации и низкую стоимость ее обработки. Такими машинами, как правило, оснащаются вычислительные центры, используемые совместно несколькими организациями. К ним относятся большинство моделей фирмы IBM (семейства 360, 370, 390) и их отечественные аналоги ЕС ЭВМ.

Т.к. производительность больших ЭВМ порой оказывается недостаточной для ряда приложений, например, таких как прогнозирование метеообстановки, ядерная энергетика, оборона и т. д., были созданы супер-ЭВМ. Они обладают способностью работать одновременно с большим количеством пользователей, создавать гигантские базы данных и обеспечивать эффективную вычислительную работу. Такие машины обладают колоссальным быстродействием в миллиарды операций в секунду, основанном на выполнении параллельных вычислений и использовании многоуровневой иерархической структуры ЗУ. Но требуют для своего размещения специальных помещений и крайне сложны в эксплуатации. Стоимость отдельной ЭВМ такого класса достигает десятков миллионов долларов. Представители этого класса ЭВМ — компьютеры фирм Cray Research, Control Data Corporation (CDC) и отечественные супер-ЭВМ семейства Эльбрус.

Читать еще:  Оформление ипотеки на вторичное жилье этапы сбербанк

Средние ЭВМ обладают несколько меньшими возможностями, чем большие ЭВМ, но зато им присуща и более низкая стоимость. Они предназначены для использования всюду, где приходится постоянно обрабатывать достаточно большие объемы информации с приемлемыми временными затратами. В настоящее время трудно определить четкую грань между средними ЭВМ и большими с одной стороны и малыми — с другой. Примеры средних ЭВМ – компьютеры фирмы IBM (International Business Machinery), DEC (Digital Equipment Corporation), Hewlett Packard, СОМРАРЕХ и др .

Малые ЭВМ составляют самый многочисленный и быстроразвивающийся класс ЭВМ. Их популярность объясняется малыми размерами, низкой стоимостью (по сравнению с большими и средними ЭВМ) и универсальными возможностями. Класс мини-ЭВМ появился в 60-е годы (12-разрядная ЭВМ PD5-5 фирмы DEC). Для них характерно представление данных с узким диапазоном значений (машинное слово — 2 байта), использование принципа магистральности в архитектуре и более простое взаимодействие человека и ЭВМ. Такие машины широко применяются для управления сложными видами оборудования, создания систем автоматизированного проектирования и гибких производственных систем. К мини-ЭВМ относятся машины серии PDP (затем VAX) фирмы DEC.

Микро-ЭВМ. Его определяющим признаком является наличие одного или нескольких микропроцессоров. Создание микропроцессора не только изменило центральную часть ЭВМ, но и привело к необходимости разработки малогабаритных устройств ее периферийной части. Микро-ЭВМ, благодаря малым размерам, высокой производительности, повышенной надежности и небольшой стоимости нашли широкое применение во всех сферах народного хозяйства и оборонного комплекса. С появлением микропроцессоров и микро-ЭВМ становится возможным создание так называемых интеллектуальных терминалов, выполняющих сложные процедуры предварительной обработки информации.

Успехи в развитии микропроцессоров и микро-ЭВМ привели к появлению персональных ЭВМ (ПЭВМ), предназначенных для индивидуального обслуживания пользователя и ориентированных на решение различных задач неспециалистами в области вычислительной техники. Все оборудование персональной ЭВМ размещается в пределах стола. Они широко используются как для поддержки различных видов профессиональной деятельности (инженерной, административной, производственной, литературной, финансовой и др.), так и в быту, например для обучения и досуга. Он позволяет эффективно выполнять научно-технические и финансово-экономические расчеты, организовывать базы данных, подготавливать и редактировать документы и любые другие тексты, вести делопроизводство, обрабатывать графическую информацию и т. д. На основе ПЭВМ создаются автоматизированные рабочие места (АРМ) для представителей разных профессий (конструкторов, технологов, административного аппарата и др.).

Рынок персональных и микро-ЭВМ непрерывно расширяется за счет поставок ведущих мировых фирм: IBM, DEC, Hewlett Packard, Apple (США), COMPARE/, Siemens (Германия), ICL (Англия) и др.

К основным характеристикам вычислительной техники относятся :

1. Быстродействие ЭВМ рассматривается в двух аспектах. Первое: количество элементарных операций, выполняемых центральным процессором в секунду (сложение, пересылка, сравнение и т. д.). Второе: время, затрачиваемое на поиск необходимой информации в памяти. В зависимости от области применения выпускаются ЭВМ с быстродействием от нескольких сотен тысяч до миллиардов операций в секунду. Но быстродействие не является величиной постоянной. Различают: пиковое быстродействие, определяемое тактовой частотой процессора без учета обращения к оперативной памяти; номинальное быстродействие, определяемое с учетом времени обращения к оперативной памяти; системное быстродействие, определяемое с учетом системных издержек на организацию вычислительного процесса; эксплуатационное, определяемое с учетом характера решаемых задач (состава операций или их «смеси»).

2. Производительность связана с ее архитектурой и разновидностями решаемых задач.

3. Емкость, или объем, памяти определяется максимальным количеством информации, которое можно разместить в памяти ЭВМ. Обычно емкость памяти измеряется в байтах. Память ЭВМ подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя, или оперативная память, по своему объему у различных классов машин различна и определяется системой адресации ЭВМ. Емкость внешней памяти из-за блочной структуры и съемных конструкций накопителей практически неограниченна.

4. Точность вычислений зависит от количества разрядов, используемых для представления одного числа. Современные ЭВМ комплектуются 32- или 64-разрядными микропроцессорами, что вполне достаточно для обеспечения высокой точности расчетов в самых разнообразных приложениях.

5. Система команд — это перечень команд, которые способен выполнить процессор ЭВМ. Система команд устанавливает, какие конкретно операции может выполнять процессор, сколько операндов требуется указать в команде, какой вид (формат) должна иметь команда для ее распознания. Количество основных разновидностей команд невелико. С их помощью ЭВМ способны выполнять операции сложения, вычитания, умножения, деления, сравнения, записи в память, передачи числа из регистра в регистр, преобразования из одной системы счисления в другую и т. д. При необходимости выполняется модификация команд, учитывающая специфику вычислений. Обычно в ЭВМ используется от десятков до сотен команд (с учетом их модификации).

6. Стоимость ЭВМ зависит от множества факторов, в частности от быстродействия, емкости памяти, системы команд и т. д. Большое влияние на стоимость оказывает конкретная комплектация ЭВМ и, в первую очередь, внешние устройства, входящие в состав машины.

7. Надежность ЭВМ — это способность машины сохранять свои свойства при заданных условиях эксплуатации в течение определенного промежутка времени. Количественной оценкой надежности ЭВМ, содержащей элементы, отказ которых приводит к отказу всей машины, могут служить следующие показатели:

• вероятность безотказной работы за определенное время при данных условиях эксплуатации;

• наработка ЭВМ на отказ;

• среднее время восстановления машины и др.

Важное значение имеют и другие характеристики вычислительной техники, например: универсальность, программная совместимость, вес, габариты, энергопотребление и др. Они принимаются во внимание при оценивании конкретных сфер применения ЭВМ.

Каким образом люди передают социальную информацию, обмениваются её? Это происходит в первую очередь на уровне личного общения. Это происходит с помощью слов, жестов, мимики. Этот способ человеческого познания достаточно информативен, но у него есть свой существенный недостаток – личное общение ограничено во времени и пространстве .Человек научился создавать произведения, выражающие его цели и намерения и сумел понять, что эти произведения могут стать источниками информации.В результате люди накапливают повседневный опыт и передают его последующим поколениям. Для этого они кодируют ее в материальных объектах.

Источниковедение представляет собой метод познания реального мира. Объектом при этом являются созданные людьми культурные объекты – произведения, вещи, записи-документы.

Поскольку произведения люди создают целенаправленно, то в этих произведениях отражаются и эти цели, и способы их достижения, и те возможности , которыми люди располагали в то или иное время, в тех или иных условиях. Поэтому изучая произведения, можно многое узнать о людях, которые их создали, и данный способ познания человечество широко использует.

Вопрос 45. Понятие источника, виды источников.

Истори́ческие исто́чники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события

Исторических источников очень много, поэтому они подвергаются классификации. Единой классификации нет, поскольку всякая классификация условна, да и спорна. Могут иметь место различные принципы, лежащие в основе той или иной классификации.

Поэтому существует несколько видов классификации. Например, исторические источники делятся на намеренные и ненамеренные. К ненамеренным источникам относится то, что человек создавал с целью обеспечить себя всем необходимым для жизни. Намеренные источники создаются с иной целью – заявить о себе, оставить след в истории.

По другой классификации источники подразделяются на материальные (созданные руками человека) и духовные. В то же время крупный русский историк А.С. Лаппо-Данилевский утверждал, что все источники, в том числе и материальные, являются «продуктами человеческой психики» 2 .

Существуют и другие классификации исторических источников: их объединяют по периодам создания, по видам (письменные источники, мемуары, материалы средств массовой информации и т.д.), по разным направлениям исторической науки (по политической, экономической истории, по истории культуры и пр.).

Рассмотрим наиболее общую классификацию исторических источников.

1. Письменные источники:

  • печатные материалы
  • рукописи – на бересте, пергаменте, бумаге (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, письма, дневники, воспоминания)
  • эпиграфические памятники – надписи на камне, металле и т.п.
  • граффити – тексты, нацарапанные на стенах зданий, посуде

2. Вещественные (орудия труда, ремесленные изделия, одежда, монеты, медали, оружие, архитектурные сооружения и т.п.)

3. Изобразительные (картины, фрески, мозаика, иллюстрации)

4. Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки, анекдоты и т.п.)

5. Лингвистические (географические названия, личные имена)

6. Кинофонофотодокументы (кинодокументы, фотографии, фонические записи)

Поиск исторических источников – важнейшая составляющая труда исследователя. Но одних только источников для адекватного воссоздания истории недостаточно. Необходимо еще умение работать с историческими источниками, умение их анализировать.

Давно уже прошло то время, когда все свидетельства источника принимали за чистую монету. Современная историческая наука исходит из аксиомы, что показания любого источника требуют тщательной проверки. Это относится и к нарративным источникам (т.е. рассказам свидетелей и очевидцев) и к документам, которые занимают важное место в исследованиях.

Вопрос 46. Проблема достоверности информации

Исследовательская практика представляет собой бесконечное движение ко всё более полному и глубокому познанию исторической действительности. Источник, если он даже является частью какого-то факта, не даёт нам представления о факте в целом. Ни один источник не может быть отождествлён с исторической действительностью. Поэтому, говоря о достоверности источника, мы говорим о степени соответствия, информации, заложенной в нём, отображаемому явлению. Само понятие "достоверность", предполагает, таким образом, не абсолютное (100%) соответствие, а относительное.

Если этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника, использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категорий как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание, то, в свою очередь, на этапе анализа содержания превалируют логические суждения и доказательства, сопоставление данных, анализ их согласованности друг с другом. Такой подход помогает решить сложные вопросы объективности гуманитарного познания.

Исследователь может установить только степень соответствия факту-событию, но не их тождество. На основании источника исследователь лишь реконструирует, моделирует факт (объект) – вербально или с помощью других средств. И если сам по себе объект системен, то это ещё не говорит о системности наших знаний о нём. Общегуманитарный метод источниковедения позволяет в данном случае определить степень приближения к познанию реальной действительности прошлого. Помогают в этом также категории как полнота и точность.

Полнота источника – это отображение в источнике определяющих характеристик, существенных черт изучаемого объекта, особенностей явления, главного содержания событий. Иначе говоря, если на основании источника мы можем составить определенное представление о реальном факте прошлого, мы можем говорить о полноте источника. Кроме того, в исторических источниках мы довольно часто встречаем отображение огромного количества мелких факторов, деталей. Они не дают возможности составить впечатление об изучаемом явлении, событии, факте. Но их присутствие позволяет конкретизировать наше знание. В этом случае мы можем говорить о точности информации исторического источника, т. е. о том, в какой степени переданы в нем отдельные детали.

Полнота – характеристика качественная, она не находится в прямой зависимости от объема информации. Две страницы текста, маленький этюд (зарисовка) могут дать большее представление о происходившем, нежели увесистый том рукописи, огромная картина и т.д.

Читать еще:  Простой правильно работник прямота простыня отправлять

Точность, наоборот, количественная характеристика: степень отражения в источнике отдельных деталей описываемого факта. Она существенно зависит от объема информации. Поэтому очень тесной (как сказали бы математики, прямо пропорциональной) связи между точностью и полнотой не существует. Обилие информации, перечисление деталей, наоборот, может затруднить восприятие и понимание информации источника. Вместе с тем, на определенном этапе количество деталей позволяет существенно уточнить основное содержание событий (переход количества в качество). Точно так как уточнение различных фрагментов отдельной картины способствует созданию представления о ней в целом.

Следующим моментом является уточнение происхождения информации: имеем ли мы дело с информацией, основанной на личном наблюдении, или же эта информация заимствована. Естественно, мы интуитивно доверяем больше той информации, которую можем сами наблюдать ("Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" – не в этом ли магический эффект кинохроники). Об этом факте знали и авторы источников. Поэтому первейшим условием является уточнение свидетельства о личном наблюдении, даже если это автор пытается доказать. Знание условий возникновения (места, времени, обстоятельств) и психологических характеристик творца источника позволяет на этом этапе существенно скорректировать его утверждения.

Главным в критике достоверности источника является определение в анализируемом источнике внутренних противоречий или противоречий с сообщениями других источников и причин этих противоречий. В ходе сопоставления источников у исследователя не всегда есть возможность использовать в качестве критерия те из них, достоверность которых сомнения не вызывает. Вследствие этого часто приходится прибегать к перекрестной проверке. При расхождениях возникает необходимость решать вопрос, какой из источников считать более достоверным. При этом необходимо руководствоваться результатами критики источников.

Вопрос 47. Методика работы с источником

Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

· Источник дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

· Письменный источник передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.

Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержанию. Для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, и обосновывает свою позицию.

По мнению Марка Блока, сами по себе источники ничего не говорят. Историк, изучающий источники, должен искать в них ответ на какой-либо определённый вопрос. В зависимости от постановки вопроса источник может сообщать разную информацию. Блок приводит в качестве примера жития святых эпохи раннего Средневековья. Эти источники как правило не содержат достоверных сведений о самих святых, зато они проливают свет на образ жизни и мышления своих авторов [6] .

Историк культуры Владимир Библер считал, что вместе с созданным когда-то руками человека историческим источником из прошлого в наше время попадает «фрагмент прошедшей действительности» [10] . После позитивной идентификации источника исследователь начинает заниматься реконструктивной работой: сопоставлением с уже известными источниками, мысленной достройкой, заполнением лакун, исправлением искажений и очисткой от более поздних напластований и субъективных интерпретаций. Главным для историка является определить, действительно ли описанное в источнике или донесенное им событие – факт, и что этот факт действительно был или происходил. В результате, историк расширяет попавший в наше время фрагмент прошедшей действительности и как бы увеличивает его «историческую площадь», более полно реконструрирует сам источник, углубляет его истолкование и понимание, а в итоге – увеличивает историческое знание:

Расшифровывая исторический факт, мы включаем в современную действительность фрагменты действительности прошедшей и тем самым раскрываем историзм современности. Мы сами развиваемся как культурные субъекты, т. е. субъекты, прожившие долгую историческую жизнь (100, 300, 1000 лет).Мы действуем как исторически памятливые субъекты [10] .

Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать ее по вертикали, приставляя к букве верхней строчки – букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита. » – «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает. » [11] . В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:

. в нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений [10] .

Для успешной работы с историческими источниками требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и широкий культурный кругозор.

Вопрос 48 Критика источника

Любой источник содержит в себе информацию, содержания. Исследователь смотрит два аспекта – полнота источника и его достоверность. Под первым понимается информативная ёмкость, т.е. исследователь смотрит, о чём пишет автор источника, что он хотел сказать, что написал, о чём автор знал, но не написал, есть явная информация и есть скрытая информация. Полнота источника изучается путём сравнения с другими источниками, посвящённых этому же событию. Имеется ли в нём уникальная информация. После этого, исследователь переходит к изучению достоверности источника. Он выявляет, насколько написание фактов соответствует реальным историческим событиям. Это апофеоз критики. Существуют два приёма выявления правды:

1. Сравнительный приём: интересующий нас источник сравнивается с другими источниками. Мы должны учитывать, что при сравнении мы не должны требовать от источников абсолютного совпадения в описании. Можно ожидать некого подобия. Разные виды источников по-разному описывают одни и те же события.

2. Логический приём: делится на два подвида: изучение с т. зр. формальной логики, изучение с т. зр. реальной логики.

Внешняя критика – включает в себя анализ внешних признаков имеющегося материала, с целью установления его вероятного происхождения и подлинности.Письменный источник необходимо подвергнуть изучению на предмет вероятного авторства, времени и места создания, а также бумаги, почерка, языка, проверить наличие поправок и вставок…

Затем, начинается следующий этап: внутренняя критика. Здесь, работа ведется уже не с формой, а с содержанием. Поэтому, процедуры внутренней критики более актуальны для авторских источников Причем, анализируется, как содержание текста, так и личность автора (в случае, если ее удалось установить). Кто был автор? Интересы какой группы он мог отстаивать? С какой целью был создан этот текст? На какую аудиторию он был рассчитан? Как информация этого текста соотносится с другими источниками? Количество подобных вопросов может исчисляться десятками. И лишь часть информации, выдержавшая все этапы критики, и сравнение с параллельными источниками – может считаться относительно достоверной, и лишь в том случае, если выяснится, что у автора не было явных оснований искажать правду.

Вопрос 49 Критика и атрибуция источника

Исследователь должен определить и понять тот смысл, который вкладывал в данное произведение создатель источника. Но прежде необходимо установить имя автора источника. Знание имени автора или составителя источника позволяет точнее установить место, время и обстоятельства возникновения источника, социальную среду, в которой он возник. Масштаб личности создателя произведения, степень завершенности произведения, цель его создания – все эти параметры определяют совокупность информации, которую можно почерпнуть из него. "Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другой субъект", – писал М.М. Бахтин.Таким образом, как при датировке, локализации, так и при атрибуции решаются две взаимосвязанные задачи:

Прямые указания на автора. Важным основанием для установления тождества личности является прямое указание собственного имени человека или антротопонима.В личном имени в древний период нашей истории различали каноническое (крестное, монашеское или схимническое) и неканоническое имя. В результате, как отмечает Э.М. Загорульский, – временами складывается представление, что действуют разные князья, в то время как на самом деле это одна и та же личность.

Из прямых указаний на автора следует далее отметить отчество – патронимическое прозвище, которое указывало на принадлежность к роду, а позже на социальную принадлежность (в Российской империи употребление отчества зависело от титула).

Выявление авторских особенностей довольно часто осуществлялось путем фиксации внешних деталей авторского стиля, присущих тому или иному человеку, и, в частности, любимых слов, терминов, а также фразеологических оборотов и выражений (авторского стиля).

Широкое распространение при установлении авторства получила теория стилей, значительный вклад в разработку которой внес В.В. Виноградов. Согласно системе В. В. Виноградова определяющими показателями общности стиля являются лексические и фразеологические признаки, а затем грамматические. При этом необходимо учитывать опасность принять социально-групповое или жанровое за индивидуальное.

Использование такого подхода довольно часто осложняется тем, что довольно часто автор подражает, являясь обычными компилятором. Кризис традиционных методов атрибуции привел к тому, что в 1960-1970-е гг. постепенно стало нарастать число исследователей, разрабатывавших новые математико-статистические методы установления авторства Использование компьютерной техники способствовало количественному росту таких исследований и расширению их географии. следует отметить работу по формализации текстов, проводимую коллективом исследователей МГУ (Л.В. Милов; Л.И. Бородкин и др.). В формализованном тексте выявлялись парные встречаемости (то есть соседства) тех или иных классов (форм).

Внешняя критика – включает в себя анализ внешних признаков имеющегося материала, с целью установления его вероятного происхождения и подлинности. авторства, времени и места создания, а также бумаги, почерка, языка, проверить наличие поправок и вставок…

внутренняя критика. Здесь, работа ведется уже не с формой, а с содержанием. Поэтому, процедуры внутренней критики более актуальны для авторских источников. Причем, анализируется, как содержание текста, так и личность автора (в случае, если ее удалось установить). Кто был автор? Интересы какой группы он мог отстаивать? С какой целью был создан этот текст? На какую аудиторию он был рассчитан? Как информация этого текста соотносится с другими источниками?

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *