Основания для отмены административного постановления

3.3.2.3.
Безусловные основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении в налоговой сфере

Как установлено п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении отменяется и производство по делу прекращается при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств,
полученных с нарушением закона.
В связи с этим прилагаемые к материалам административного дела доказательства, их содержание, а также закрепление и фиксация должны соответствовать установленной законом форме.
В противном случае постановление по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не
может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения.
Под отсутствием события следует понимать:
– отсутствие самого посягательства на охраняемое правоотношение;
– отсутствие административной ответственности за совершенное деяние, т.е. нарушение налогового законодательства имеет место, а административная ответственность за это нарушение не предусмотрена;
– отсутствие каких-либо данных, подтверждающих сам факт административного проступка.
Даже если нарушение законодательства имеет место, а ответственность за это нарушение не предусмотрена, события административного правонарушения нет. Однако здесь следует отметить: за данное нарушение может быть предусмотрена налоговая ответственность;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в т.ч.:
– недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности ;
– невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
——————————–
Согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо,
достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Под отсутствием состава административного правонарушения следует понимать отсутствие:
– признаков объекта (общественные отношения в той или иной области, на нормальное развитие которых посягает правонарушитель, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности);
– субъекта правонарушения (лица, совершившего правонарушение);
– объективной и субъективной сторон правонарушения (отношение лица к совершаемому им деянию, т.е. вина).
——————————–
См.: Долгополов О.И. Об установлении виновности индивидуальных предпринимателей
при привлечении к административной ответственности // Налоговый вестник. 2008. N 11.

Объективная сторона правонарушения – это конкретное действие (бездействие), выразившееся в нарушении установленных правил, а также место, время, способ совершения правонарушения, причинная связь между деянием и наступившим противоправным результатом (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 12089/08 по делу N А65-31253/2007-САЗ-36).
Правоприменительные органы не вправе увеличить или уменьшить число вышеуказанных признаков состава правонарушения.

Формы вины (умышленно или по неосторожности) применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10). В данном случае требуется лишь установить, что у соответствующего юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Лицо считается достигшим того или иного возраста в ноль часов суток, следующих за днем его рождения. Если возраст установлен судебно-медицинской экспертизой, то днем рождения надлежит считать последний день года, который назван экспертами.
Дело в отношении лица, не достигшего на момент совершения правонарушения соответствующего возраста, прекращается налоговым органом независимо от возраста этого лица на момент рассмотрения дела.
Невменяемость – состояние физического лица, во время совершения противоправных
действий (бездействия) не способного осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости.
Под крайней необходимостью (ст. 2.7 КоАП РФ) понимается причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;
4) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;
5) отмена закона, установившего административную ответственность. Это обстоятельство применяется и в случае, когда на момент рассмотрения жалобы закон, устанавливающий ответственность за правонарушение, отменен;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Сроки давности установлены ст. 4.5 КоАП РФ. Истечение сроков давности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
По смыслу ч. 1 ст. 4.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В теории и на практике имеются разногласия по поводу отнесения того или иного деяния к длящимся правонарушениям. Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, длящимся является административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера (например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления
о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления
о возбуждении уголовного дела.
Одно и то же деяние не может быть одновременно преступлением и административным проступком. Законодатель установил приоритет уголовной ответственности.

Читать еще:  Работник не прошел периодический медосмотр что делать

В случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения это лицо подлежит административной ответственности в сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, которые начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ).
Если имеются основания для возбуждения уголовного дела в отношении конкретного должностного лица, это обстоятельство не освобождает от административной ответственности юридическое лицо;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Помимо обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ в силу малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительность может быть установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении. В этом случае на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Малозначительность (малая общественная опасность) деяния представляет собой свойство не одной, а всех сторон состава.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного
правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда
и тяжести наступивших последствий не представляющее существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
При освобождении лица, совершившего административное правонарушение, по малозначительности суды руководствуются разъяснениями, приведенными в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, п. п. 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N
10.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N
5).
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорки о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ (п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).

Читать еще:  Юридическая консультация по жилищному праву в марганце

Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему "Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях"

>
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Перейти из стадии привлечения к административной ответственности в прекращение административного производства – значит, избежать назначения наказания. Этот способ применяют уполномоченные сотрудники органов власти и суд после того, как состоялось возбуждение дела об административном правонарушении. И далее на любой стадии вплоть до рассмотрения. А на стадии обжалования эти обстоятельства станут основанием изменить вынесенное постановление.

В идеале, при наличии хотя бы одного из оснований, при которых следует прекращение административного производства, административное дело не возбуждается. Но, к сожалению, некоторые основания требуют правового обоснования и доказывания. Поэтому в случае затруднений обратитесь к дежурному юристу сайта.

Основания прекращения административного производства

Перечень оснований, исключающих производство и влекущих прекращение дела на любой его стадии устанавливает ст. 24.5 КоАП РФ. Этот перечень закрытый. То есть никакие иные законы и нормативные акты расширить его не могут. Итак, это:

  • отсутствие события административного правонарушения. Событие – это действие или бездействие. Это основание применит уполномоченное лицо, когда какие-либо доказательства факта совершения правонарушения отсутствуют. Что не было действия, которое образует правонарушение. Или бездействия. То есть фактически нарушения не было.
  • отсутствие состава правонарушения. Когда орган власти не доказал наличие всех составляющих правонарушения.
  • недостижение правонарушителем возраста административной ответственности. Он составляет 16 лет.
  • невменяемость гражданина (в т.ч. по решению суда о признании недееспособым).
  • когда нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости. То есть гражданин нарушил закон только потому, что под опасность были поставлены его личность и права, охраняемые законом интересы общества или государства. Наличие такого обстоятельства доказать действительно сложно. Ведь нужно еще доказать, что иных способов устранить опасность не было. А еще, что причиненный вред в результате правонарушения оказался меньше, чем предотвращенный. Это “задачка со звездочкой” не только для рядовых граждан, но и для многих юристов.
  • амнистия, когда акт устраняет применение административного наказания.
  • отмена закона, который устанавливает ответственность за правонарушение (нормы закона). Не применяется, если за такое действие (бездействие) вводится уголовная ответственность. Это реализация принципа – закон, ухудшающий положение лица, не применяется.
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
  • никто не может быть дважды привлечен к ответственности за совершение одного нарушения. Если органы власти уже вынесли по этому факту постановление о возбуждении уголовного дела, начато производство об административном правонарушении, назначено наказание или дело прекращено, то начатое после этих событий дело подлежит прекращению.
  • смерть (ликвидация) правонарушителя.
  • иные обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ. Установлены они в отдельных статьях Особенной части. Например, собственник транспортного средства освобождается от ответственности, если докажет, что в момент фиксации видеокамерой правонарушения автомобилем пользовался иной гражданин. Найдите статью, указанную в протоколе об административном правонарушении, и поищите в КоАП, в т.ч. в примечании к статье, есть ли случаи освобождения от ответственности.
Читать еще:  Посмотреть откуда заказное письмо по номеру извещения

Порядок прекращения административного производства до передачи материалов для рассмотрения

Никто не обязан доказывать свою невиновность, а любые сомнения трактуются в пользу предполагаемого нарушителя. Это основной принцип привлечения к административной ответственности. Но, приложить руку к “спасению” себя, все-таки, человек имеет право. Поэтому при наличии одного из вышеуказанных обстоятельств для прекращения производства, письменное ходатайство будет кстати.

Выносят постановление о прекращении административного производства должностные лица органа, в чьем производстве находится дело. Для передачи на рассмотрение материалы не подлежат. Должностное лицо составит протокол о прекращении, который подпишет сам. И предоставит длят подписи лицу, в отношении которого было возбуждено дело.

Обратите внимание: более за данное событие человек, в отношении которого начиналось дело, к административной ответственности привлекаться не может.

Прекращение производства в процессе рассмотрения материалов

Согласно ст. 29.9. КоАП РФ постановление о прекращение производство по делу органы власти при рассмотрении дела выносят:

  • при наличии одного из обстоятельств, рассмотренных выше. Если их “упустили” из виду до передачи дела.
  • установили малозначительность деяния и вынесли устное замечание. Государство признает, что факт нарушения все-таки был. И за его совершение должен был быть выбран один из видов наказания. Но орган, который рассматривает дело признает, что существенной угрозы охраняемым правоотношениям не возникло. И вот поэтому-то и освобождает лицо от административной ответственности. Такое основание в судебной практике применяется. Но доказать нужно именно отсутствие угрозы. А не тяжелое материальное положение нарушителя, добровольное возмещение вреда и т.п. Последние обстоятельства дадут суду (а именно этот орган обычно применяет малозначительность) возможность снизить наказание. Но не свидетельствуют о малозначительности нарушения.
  • обнаружены признаки преступления и дело передано для расследования по подведомственности
  • освобождение в соответствии с примечаниями статьи Особенной части КоАП РФ. Это статьи: 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20.

Если прекращение административного производства не состоялось, то на данной стадии орган власти вынесет постановление о назначении административного наказания, определение о направлении дела по подведомственности.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *