Переход с инвентаризационной стоимости на кадастровую

Автор Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина.

Всё больше регионов переходят на оценку налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости недвижимости. Законопроект о переходе на исчисление налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости был принят в 2014 году. Ранее за основу бралась не кадастровая, а инвентаризационная стоимость. Принятые законом поправки в Налоговый кодекс вступили в силу 1 января 2015 года, однако кадастровая стоимость как основа расчёта налога пока что используется не во всех регионах. У субъектов федерации есть возможность переходить на новый порядок расчёта вплоть до 2020 года. В 2015 году это сделали 28 субъектов: В 2016 — ещё 49.

Земельный налог при этом не отменяется. Владельцам земельных участков по-прежнему необходимо выплачивать налог в размере до 1,5% от кадастровой стоимости.

К объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц относятся: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машиноместо, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строения, сооружения, помещения.

Ставка до 0,1% от кадастровой стоимости будет действовать для жилых домов и жилых помещений, гаражей, машиномест, незавершенных жилых домов, хозстроений; до 0,5% — для иных зданий, строений, помещений, сооружений; и до 2% — для дорогой недвижимости (кадастровой стоимостью свыше 300 миллионов рублей), а также торговых и офисных центров.

В отличие от инвентаризационной стоимости, которая определялась организациями технической инвентаризации (БТИ), кадастровая стоимость объектов недвижимости формируется на основании кадастровой оценки объектов недвижимости, выполняемой независимыми оценщиками. Процедура государственной кадастровой оценки земельных участков должна проходить не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.

Оценка стоимости участка производится на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Кадастровая стоимость недвижимости вносится в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости недвижимости можно получить на портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или же в её офисе, а также в многофункциональных центрах (МФЦ). Также можно воспользоваться публичной кадастровой картой.

РИСКИ ДЛЯ ГРАЖДАН

Переход на новую систему оценки чреват рисками для налогоплательщиков.

Возможны ошибки при исчислении кадастровой стоимости. Оценку недвижимости проводит не Росреестр, а независимые оценщики, которые относятся к категории саморегулируемых организаций. Росреестр лишь аккумулирует у себя данные. Заказчиками оценки выступают региональные и местные власти. Они же утверждают и результаты. Росреестр не может контролировать качество проведённых оценщиками работ на местах. Такой порядок создаёт опасность не только многочисленных ошибок, но и сговора оценщиков с местными властями, желающими повысить собираемость налогов.

КАК ОСПОРИТЬ ОЦЕНКУ

В случае неправильного определения кадастровой стоимости гражданин может обратиться в суд. Но возможен и досудебный порядок решения споров в специальных комиссиях, созданных при региональных управлениях Росреестра. За последнее время комиссии провели большой объём работ по переоценке кадастровой стоимости. По данным Счетной палаты, в 2014–2015 годах налогооблагаемая база по налогам на недвижимое имущество уменьшилась на 4 трлн руб. из-за решений комиссий по рассмотрению споров о кадастровой стоимости. Были удовлетворены требования по переоценке 65 тыс. объектов.

При этом всё же стоит отметить, что налоговое бремя ложится неравномерно на крупный и малый бизнес. Во многих регионах налог на недвижимость для малых предприятий вырос до 10 раз. У малых фирм значительно меньше ресурсов для тяжб. Поэтому им сложнее добиться переоценки кадастровой стоимости. А простым гражданам это сделать ещё труднее.

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ

В целом переход к кадастровой оценке происходит в децентрализованном ключе и в рамках весьма фрагментированной процедурной практики. Об этом говорит тот факт, что на фоне роста кадастровой стоимости в одних регионах в других — происходит её обвальное снижение. В частности, власти отдельных регионов и муниципалитетов сетуют на обвальную переоценку кадастровой стоимости с её понижением в десятки и сотни раз. Вероятно, это происходит там, где бизнес вступает в сговор с местными властями и оценщиками с целью уклонения от налогов.

КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ БОЛЬШЕ

Риск для граждан также заключается в повышении налоговой нагрузки даже при корректном расчёте. В большинстве случаев кадастровая стоимость в 2 — 7 раз выше инвентаризационной.

Во время подготовки и принятия поправок депутаты уверяли, что переход на кадастровую стоимость не приведёт к росту налоговой нагрузки. Или некомпетентны или совсем безотвественны.

Сохранились льготы для ряда категорий граждан — им не нужно будет платить имущественный налог на недвижимость (но только если они владеют одним объектом стоимостью не выше 300 млн. руб. и не используют его в коммерческих целях). В список льготников входят пенсионеры, Герои Советского Союза, ветераны войны, инвалиды I, II группы, ликвидаторы аварии на ЧАЭС.

Казалось бы, решена проблема пенсионеров, которые получили свои квартиры ещё в советское время, а теперь оказались собственниками элитного с точки зрения рыночной стоимости жилья. В то же время необходимость выбрать только один объект (чтобы не происходило ухода налогов через регистрацию коммерческих объектов на пенсионеров) вызывает проблемы. Что если у пенсионера есть ещё и гараж, и дача, и хозяйственная постройка, а пенсия не позволяет уплачивать налог за всю эту недвижимость? Ведь льготу можно получить в отношении только одного объекта недвижимости.

Внесённые в налоговый кодекс изменения подразумевают, что переход на кадастровую стоимость будет происходить равными долями в течение пяти лет. Также предусмотрены налоговые вычеты: в отношении квартир вычет составляет 20 квадратных метров, комнат — 10 квадратных метров, жилых домов — 50 квадратных метров.

Муниципалитетам будет позволено вводить более низкие ставки налога или более высокие налоговые вычеты. Однако учитывая тяжёлое материальное положение районных бюджетов, такая практика вряд ли будет распространена.

Новые ставки налога ниже, чем были ранее. Если раньше владельцы жилья могли платить до 2% от налоговой базы, то теперь жилые помещения облагаются налогом не выше 0,1%. Это должно не допустить рост налоговой нагрузки, несмотря на увеличение налоговой базы. Но если кому-то будет начислена кадастровая стоимость в десятки раз выше инвентаризационной, низкая налоговая ставка ничем не поможет — люди получат серьёзный удар по карману.

Кроме того, бизнес (торговые и офисные центры) и так неизбежно столкнутся с многократным ростом нагрузки по налогу на недвижимость. Ведь для них торговая ставка в большинстве случаев не изменится, составив 2%. А налоговая база вырастет.

НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

В мае 2016 года правительство внесло законопроект, призванный изменить систему оценки кадастровой стоимости. На сайте правительства дано следующее пояснение: «В системе кадастровой оценки предлагается ряд принципиальных изменений. В частности, предлагается ввести институт государственных кадастровых оценщиков и передать полномочия по определению кадастровой стоимости исключительно государственным бюджетным учреждениям. Такой подход позволит обеспечить концентрацию ответственности, высокую прозрачность проведения процедур определения кадастровой стоимости и сопровождение её результатов».

Читать еще:  Судебно исполнительное производство смс от сбербанка

Новый закон вступит в силу с 2017 года. Новая система кадастровой оценки заработает не ранее начала 2018 года. Специальные бюджетные учреждения для оценки и уточнения кадастровой стоимости недвижимости будут созданы в каждом регионе. Унификация правил и принципов оценки кадастровой стоимости должны способствовать сокращению количества ошибок и неточностей при оценке.

Однако парадокс заинтересованности специализированных органов в завышении стоимости сохраняется. Ведь оценка будет проводиться государственными учреждениями, а государство в условиях кризиса заинтересовано в том, чтобы зачислить в бюджет любую свободную копейку, которую можно изъять у населения. Кроме того существует проблема нехватки специалистов-оценщиков. В регионах, например, такие специалисты являются большой редкостью.

Переход на максимально приближенную к рыночной кадастровую стоимость в оценке налога на недвижимость является логическим следствием бюджетного кризиса. Власти ищут любые способы пополнения бюджета. Вопросы развития производств и налогооблагаемой базы всерьез даже не ставятся. Выбран классический путь — ориентация на поборы с населения. Кадастровая стоимость обеспечивает более крупную налоговую базу по сравнению с инвентаризационной стоимостью. Хотя сторонники этого нововведения и приводят в пример другие страны, они всё-таки игнорируют тот факт, что существенная часть россиян находятся за чертой бедности и повышать налоговую нагрузку на них не логично, особенно в условиях кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая система оценки налога на имущество является лишь одним звеном в общей цепи поступательного повышения налоговой нагрузки в условиях кризиса.

В ближайшее время мы, конечно, увидим множество инициатив по новым налогам. Вот только некоторые инициативы из недавних.

В прошлом году министерство по делам Северного Кавказа предлагало ввести сбор за «пользование курортной инфраструктурой» в Ставропольском крае. Его размер должен составить до 150 руб. в сутки. Полученные деньги предлагается использовать для развития курортов. Однако вызванное этим повышение цены путевок может составить 5–10%.

В 2019 году, вероятно, произойдёт повышение НДС и НДФЛ. НДС тоже включается в стоимость товара, а значит, его обслуживание ложится на плечи потребителя.

С ноября прошлого года в стране действует система оплаты проезда большегрузных автомобилей «Платон», которая стала третьим налогом на транспорт вдобавок к акцизам и транспортному налогу.

Как мы видим, потери нефтегазовых доходов бюджета пока что компенсируются в основном за счёт населения. Ничего другого власть не предлагает.

Главной функцией налога на имущество является не только фискальная функция, но и социальная: нагрузка по нему должна соответствовать реальной стоимости имущества. В 2015 г. осуществлен переход к определению налогооблагаемой базы исходя из кадастровой, приближенной к рыночной, стоимости имущества.

Налог на имущество физических лиц действовал в России в неизменном виде с декабря 1991 г. в течение 12 лет. Специалисты говорили о том, что он социально несправедлив, его исчисление по инвентаризационной стоимости — анахронизм в условиях рыночной экономики. Инвентаризационная стоимость является стоимостью «кирпичей» с учетом их износа и не учитывает местоположение и качество жилья. В итоге за элитные объекты недвижимости в центре российских городов-мегаполисов собственники могли платить в десятки раз меньше, чем в новостройках на окраинах.

Подобных перекосов можно избежать, если налоговая база рассчитывается по кадастровой оценке, приближенной к реальной стоимости жилья. Но для этого нужен полноценный кадастр, содержащий достоверные сведения обо всех объектах недвижимости в разрезе регионов и муниципальных образований. В России его начали создавать в 2008 г. Ситуация усугубилась тем, что в начале 2013 г. упразднили техническую инвентаризацию, закрыли БТИ. Квартиры, вводимые в строй, жилые дома, садовые домики, индивидуальные гаражи, прошедшие регистрацию по дачной амнистии, вообще не оценивались, налог на них не начислялся. Понятие «инвентаризационная стоимость» из документов исчезло, а рассчитывать ставку по кадастровой стоимости не позволяло действующее законодательство. Казна не дополучала немалые средства.

Изменения в закон о налогах на имущество физических лиц Государственная Дума РФ впервые пыталась рассмотреть в 2004 г. С тех пор процесс заморозился на последующие 10 тучных лет — пока страна подпитывалась нефтяными доходами и власти старались избегать проведения болезненных экономических реформ в разных сферах, в том числе в налоговой.

Когда же в России разразился экономический кризис, доходы бюджета резко упали, а расходы не уменьшались, внешние рынки капитала оказались недоступными, вспомнили о внутреннем источнике — о недвижимости как наиболее стабильном и прозрачном объекте налогообложения. В результате был принят Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”». Его ключевое новшество — определение налогооблагаемой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается стоимость, установленная в результате государственной кадастровой оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Налог на имущество, исчисленный по инвентаризационной стоимости (возможен только до 1 января 2020 г.), можно рассчитать по следующей формуле:

Инвентаризационная стоимость — восстановительная стоимость объекта недвижимости с учетом износа и динамики роста цен на стройматериалы, работы и услуги на 1 января каждого года. Она учитывает только расходы, необходимые для воспроизводства точно такого же объекта недвижимости с использованием аналогичных строительных материалов и конструкций. И не учитывается этажность, местоположение, удаленность от метро и остановок общественного транспорта, рыночная стоимость и престижность района. Эту стоимость определяло БТИ по месту нахождения имущества. В начале 2013 г. БТИ упразднены. Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и их правообладателях поступили в налоговые органы до 1 марта 2013 г. На их основе и будет исчисляться налог на имущество — но только до 1 января 2020 г., когда от инвентаризационной стоимости откажутся окончательно.

Коэффициент-дефлятор введен в 2014 г. для корректировки инвентаризационной стоимости, зафиксированной в государственном реестре, на уровень инфляции. Коэффициент устанавливается ежегодно на следующий год. В 2013 г., когда в налоговые органы были представлены последние данные об инвентаризационной стоимости, дефлятор принят равным 1 и действовал в 2014 г. А далее он увеличивается в соответствии с ростом инфляции в стране. Так, на 2015 г. коэффи- цент-дефлятор определен в размере 1,147, в 2016 г. — 1,329, в 2017 г.

его величина возросла до 1,425. Коэффицент-дефлятор на 2017 г. участвовал в расчете налога на имущество граждан за 2016 г.

Читать еще:  Пенсионный фонд как получить накопительную часть пенсии

Доля налогоплательщика в общей собственности на объект. Если квартира (жилой дом) находится в общей долевой собственности, то инвентаризационная стоимость умножается на размер доли того собственника, которому рассчитывается налог. При общей совместной собственности двух или трех человек у них одинаковые доли (по 1/2 или по 1/3). Когда собственник один, его доля равна 1.

Ставка налога на имущество в этой формуле зависит от суммарной инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, умноженной на коэффициент-дефлятор всех объектов налогообложения, находящихся в собственности налогоплательщика (с учетом его доли в общей собственности на каждый объект), расположенных в пределах одного муниципального образования, Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Установлены следующие ставки налога при суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на дефлятор: до 300 тыс. руб. — 0,1%; 300 —500 тыс. руб. — 0,1—0,3%; свыше 500 тыс. руб. — 0,3—2%.

Налог на имущество, исчисленный по кадастровой стоимости (возможен с 1 января 2015 г.), рассчитывается по следующей формуле:

Кадастровая стоимость определяется в результате государственной кадастровой оценки объектов недвижимости с учетом целевого назначения, технических характеристик, местоположения и рыночной стоимости. Региональные власти принимают решение об оценке объектов недвижимости, формируют их перечни, выбирают по конкурсу независимых оценщиков (экспертов). Росреестр не занимается оценкой, а только получает готовые результаты и вносит их в свои базы.

Процедура оценки объектов недвижимости регламентируется федеральным стандартом. Он предписывает, чтобы кадастровая оценка максимально соответствовала рыночной стоимости объекта недвижимости и чтобы использовался преимущественно метод массовой оценки. При этом методе выделяются группы объектов, сходных по техническим характеристикам и ключевым ценообразующим факторам (местоположение, материал стен, год постройки, наличие инфраструктуры и др.). Постоянное отслеживание реальных сделок с объектами недвижимости, средних рыночных цен 1 м 2 позволяет оценщикам довольно точно по аналогии определять рыночную стоимость объектов недвижимости в таких группах. Для группы моделируется единая оценочная формула, на основе которой рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов недвижимости, входящих в группу. Определяется и кадастровая стоимость объекта недвижимости в расчете на единицу его площади. Умножение этой удельной величины на площадь оцениваемого объекта недвижимости позволяет определить его кадастровую стоимость. Остается только правильно найти для оцениваемого объекта недвижимости аналог в соответствующей группе [1] .

Сравнительный подход в оценке объектов недвижимости — подход, базирующийся на совокупности методов оценки объекта недвижимости, основанных на сравнении оцениваемого объекта с аналогичными объектами недвижимости, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Если аналог не найден, то используется затратный подход, который основан на сравнении затрат по созданию объекта недвижимости, эквивалентного по полезности оцениваемому или сопоставимого с оцениваемым объектом. Покупатели обычно сравнивают цены предлагаемых на рынке объектов недвижимости с затратами на создание новых объектов, максимально соответствующих их требованиям.

При необходимости применяется доходный подход, который определяется как совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от его использования. Доходный подход направлен на получение данных об объекте недвижимости для инвестора, который рассматривает этот объект только как источник дохода.

Оценщик независим — никто не праве влиять на процесс оценки и выбираемый им метод. Но контроль над ним все же предусмотрен. Он готовит отчет по кадастровой оценке со всеми необходимыми расчетами и выкладками и представляет его в специальный институт экспертизы. Экспертизу отчета проводит комиссия, состоящая из участников саморегулирующейся организации оценщиков. В эту организацию должен входить и сам оценщик, тогда результаты его работы страхуются в рамках юридической ответственности. Если надзорная комиссия не выявила нарушений и ошибок, тогда региональные власти утверждают отчет и передают для регистрации в ЕГРН, а также в фонд данных государственной кадастровой оценки. Законом установлено, что кадастровая оценка должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Однако по решению региональных органов власти это может делаться чаще.

Налоговый вычет. Для собственников объектов недвижимости законом предусмотрен налоговый вычет из налогооблагаемой базы:

  • • для квартиры — в размере кадастровой стоимости 20 м 2 ;
  • • для комнаты — в размере кадастровой стоимости 10 м 2 ;
  • • для жилого дома — в размере кадастровой стоимости 50 м 2 ;
  • • для единого недвижимого комплекса, в который входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), — 1 млн руб.

При этом объект недвижимости попадает под льготу независимо от его расположения и площади. Собственнику нескольких квартир (жилых домов) налоговый вычет полагается по каждой (каждому) из них. В обратной ситуации, когда квартира находится в собственности нескольких человек, вычет будет один на всех. Налоговики сначала вычислят налоговую базу (кадастровая стоимость квартиры минус кадастровая стоимость 20 м 2 ) и, исходя из нее, с учетом доли каждого определят налог.

Местным органом власти дано право увеличивать размеры предусмотренных законом налоговых вычетов. Если при этом налоговый вычет превысит кадастровую стоимость объекта недвижимости, то налоговая база считается равной нулю, т.е. налог на это имущество данному собственнику не начисляется.

Для коммерческих объектов недвижимости, а также жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн руб., налоговые вычеты отсутствуют.

Ставка налога на имущество. Окончательные ставки налога на имущество устанавливают органы муниципальной власти. Но закон ограничивает их в диапазоне от 0,1 до 2% по видам объектов недвижимости:

  • • для жилых домов и помещений, гаражей и машино-мест, незавершенных строительством жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 м 2 и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, — 0,1% кадастровой стоимости;
  • • для коммерческих объектов недвижимости (торговые и офисные объекты) и жилья, кадастровая стоимость которого свыше 300 млн руб., — 2%;
  • • для прочих объектов недвижимости — 0,5%.

Закон разрешает органам муниципальной власти уменьшать рекомендованную ставку 0,1% до 0% или увеличивать до 0,3% в зависимости от вида объекта недвижимости, его кадастровой стоимости, местонахождения и территориальной зоны, в границах которой он расположен.

Для осуществления любых операций с недвижимостью следует знать об инвентаризационной стоимости, а также о ее отличии от кадастровой оценки. Расчет происходит по специальному алгоритму, который использует бюро технической инвентаризации (БТИ). Вычислить сумму налога можно самостоятельно, однако для этого необходимо разобраться в некоторых понятиях и терминах, актуальных на текущий 2019 год.

Общие сведения

Раньше без заключения оценщика (БТИ) невозможно было произвести любые операции с недвижимостью. Это было связано с расчетом налога на недвижимость, который производился исходя из инвентаризационной стоимости. Однако в 2015 году, в соответствии с законодательством РФ был запущен проект о кадастровой службе, переход на которую полностью будет осуществлен до 2020 года.

Инвентаризационная оценка

Инвентаризационной оценкой (стоимостью) называется стоимость недвижимости, которая рассчитывается в БТИ. Она является экспертной и необходима для законных сделок при продаже, покупке недвижимости, оформлении дарственной на имущество и т. д.

Основными техническими характеристиками являются следующие: коммуникации, основные и несущие стены, оконные и дверные проемы, вид фундамента, стоимость стройматериала, количество этажей и т. д. Все эти характеристики можно узнать из документации на квартиру.

Инвентаризационная стоимость недвижимости является субъективным показателем, поскольку учитывается количество квадратных метров и стоимость расходных материалов. Очень важные факторы, которые влияют на выбор и покупку жилья не учитываются. Оценка часто используется в следующих случаях: обмена, оформлении дарственной, приватизации недвижимости, сдачи в аренду, покупки или продажи.

Читать еще:  Платят ли пенсионеры налог на транспортное средство

Кадастровая стоимость

Технология кадастра доступна каждому. Для того чтобы пользоваться ей, следует обратиться к Росреестру, который предоставляет информацию из Госреестра недвижимости. Инвентаризационная стоимость имущества сообщается только его владельцу или при заключении договоров.

Кадастровая стоимость применяется при вычислении налога или для формирования информации ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости) по новой системе. Однако ее не используют во время заключения сделок с объектами недвижимости.

Основные отличия

Большинство граждан РФ не знают основных различий между кадастровой и инвентаризационной оценками недвижимости. Отличаются они не только методиками расчета, но и итоговой суммой.

Для вычисления налоговой ставки кадастровой стоимости используется коэффициент, который является определенным количеством квадратных метров для разных типов жилья. Он не подлежит обложению налогом. Для комнаты он составляет 10 кв. м., квартиры — 20 кв. м., а для частного дома — 50 кв. м. Если недвижимость имеет площадь, которая меньше коэффициента, то собственник освобождается от оплаты налога. Кроме того, определенная группа населения имеет льготы при оплате налога.

К льготной категории относятся:

  1. Пенсионеры.
  2. Участники Великой Отечественной войны и боевых действий.
  3. Ликвидаторы и участники аварии на АЭС (атомной электростанции).
  4. Инвалиды I и II групп.
  5. Военнослужащие, стаж службы которых составляет не менее 20 лет.
  6. Семьи, в которых воспитывается от 4 и более детей (возраст до 18 лет).

Больше информации о льготных категориях можно узнать в Росреестре, поскольку есть дополнения к законам РФ о кадастровом проекте. Некоторые люди не подозревают, что выяснить информацию о кадастровой оценке достаточно легко. Существуют определенные правила, по которым нужно искать информацию, интересующую граждан РФ.

Правила нахождения информации

Инвентаризационная и кадастровая стоимости недвижимости являются различными оценками. Информацию о них можно выяснить в соответствующих государственных учреждениях: кадастровая — Росреестре, инвентаризационная — в БТИ. Однако в случаях, когда информация не нуждается в подтверждении документально, возможно воспользоваться интернет-ресурсом кадастровой службы.

На сайте можно выяснить информацию о любом объекте недвижимости. Труднее выяснить информацию об инвентаризационной оценке. Ее можно получить в БТИ или воспользоваться Центром государственных услуг, который называется «Мои документы». Однако эту информацию может выяснить только владелец недвижимости или лицо, представляющее его интересы. В последнем случае нужна доверенность, оформленная должным образом.

Для получения справки следует предоставить в БТИ или Центр государственных услуг следующие документы:

  1. Документ, который подтверждает гражданство РФ.
  2. Право собственности на недвижимость.
  3. Заявление.
  4. Чек об оплате госпошлины.

Расчет по алгоритму

Основным показателем для расчета инвентаризационной оценки является восстановительная стоимость недвижимости . Оценка применяется с 1970 года, и специалисты дополнили ее поправками и различными коэффициентами. Алгоритм расчета и все данные по недвижимости находятся в БТИ.

Для коррекции данных применяется оценочная стоимость одного квадратного метра, которая умножается на определенный коэффициент. Он постоянно изменяется и зависит от поправок, которые принимаются органами власти ежеквартально. Инвентаризационная стоимость имущества является разницей между суммой и износом постройки, которые вычисляются по формулам.

Основные методы

При первом методе производится сравнение основных характеристик недвижимости аналогичных объектов, которые были проданы недавно. Однако метод не является точным, поскольку дает приблизительные данные о стоимости недвижимости. При затратном методе учитывается приблизительная стоимость стройматериалов и инженерных конструкций. Кроме того, учитывается стоимость земельного участка, на котором возведена постройка.

Доходный метод используется редко, поскольку при расчете стоимости недвижимости учитываются следующие аспекты: район, аренда, оплата коммунальных услуг, а также ее обслуживание. Применяется в случаях, когда для определения инвентаризационной стоимости, недостаточно сведений об объекте.

Сложность расчета заключается в отсутствии и недоступности информации для общего пользования. Однако при желании всю необходимую информацию и коэффициенты можно выяснить. Существует определенный алгоритм, с помощью которого рассчитывается инвентаризационная стоимость квартиры (Си).

Его применяют специалисты БТИ для следующих задач:

  1. Выяснить восстановительную стоимость дома (квартиры), информацию о которой можно найти в специальной литературе (Св).
  2. Определить физический износ недвижимости. Можно воспользоваться данными последней инвентаризации.
  3. При помощи коэффициента (Ки), который берется из документации БТИ, вычислить текущую стоимость износа (Ифиз).
  4. Вычислить значения налога на необходимую дату.

Пример решения задачи

Существует множество вариантов задач на вычисление налога кадастровой и инвентаризационной оценок. Для их решения нужно просто подставить свои данные и выполнить вычисления. Например, для квартиры, купленной 2014 году (Москва), площадь которой составляет 50 кв. метров, необходимо вычислить налог. В ней проживает 3 человека.

Мать является инвалидом II группы и имеет долю (Кдм) в размере 2/3. Отец имеет долю (Кд) на квартиру, равную 1/3. Он не является пенсионером. Сын в возрасте 25 лет только прописан в квартире. Кроме того, известны кадастровая и инвентаризационная оценки: 5000000 и 300000 рублей соответственно. Следует рассчитать налог Си в 2019 году.

Расчет налога за 2014 год. Он необходим для поиска понижающего коэффициента. Отец не освобождается от уплаты налога. Мать освобождается, поскольку является инвалидом II группы. Сын не является собственником недвижимости, а просто прописан.

Налог на недвижимость в 2015 рассчитывается от кадастровой стоимости. Вычет составляет 20 кв. метров от общей площади и не облагается налогом: 50 — 20 = 30 (кв. м.). Кадастровая стоимость 1 кв. м. составляет: 5000000 / 50 = 100000 (рублей). Для определения налоговой базы необходимо стоимость 1 кв. м. умножить на площадь, которая облагается налогом: 30 * 100000 = 3000000 (рублей). Сумма налога (Со), который должен заплатить отец, рассчитывается следующим образом: 3000000 * (1/3) = 1000000 (рублей). В этом случае сумма налога (Сод), которая вычисляется из кадастровой оценки, составляет: 1000000 * 0,1% = 1000 (рублей).

Рассчитать налог с 2015 г. по 2018 г. можно по следующей формуле: Си = (Со — Сод) * К + Сод. За 2015 год налог составляет: Си = (1000 — 100) * 0,2 + 100 = 280 (рублей). За 2016 год: (1000 — 100) * 0,4 + 100 = 460 (рублей). За 2017 год: (1000 — 100) * 0,6 + 100 = 640 (рублей). За 2018 год: (1000 — 100) * 0,8 + 100 = 820 (рублей). Коэффициент К равен 1 с 2019 года, поэтому налог рассчитывается следующим образом: Си = 1000000 * 0,1% = 1000 (рублей). Налог к 2019 году (Сио) составит сумму всех предыдущих налогов: Сио = 280 + 460 + 640 + 820 + 1000 = 3200 (рублей).

Кандидат экономических наук. ФГОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова».

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *