Профстандарты преподавателя дополнительного образования

Содержание

28 августа 2018 года прошел регистрацию в Минюсте РФ» приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ вступает в силу 9 сентября 2018 года, а приказ этого же ведомства от 8 сентября 2015 г. N 613н » утрачивает силу.

Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось).
Кроме того, к образованию и обучению лиц, претендующих на занятие должности педагога дополнительного образования, теперь установлены следующие требования:
— высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;

— или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Ранее были установлены требования о наличии среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, а также обязательном прохождении профессиональной переподготовки.. При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.

Источник:
Приказ Минтруда России от 5 мая 2018 года N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано 38 августа 2018 г., регистрационный № от 5 мая 2018 года N 298н) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»»
Письмо Минтруда России от 6 июня 2017 года № 14-2/10/В-4361 (О внедрении профессиональных стандартов и приведении наименования должностей в соответствие с требованиями российского законодательства)

Новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» вступает в силу : 18 комментариев

Вопрос: являются ли курсы повышения квалификации по направлению «Образование и педагогические науки» дополнительным профессиональным образованием? Достаточно ли курсов повышения квалификации раз в 3 года,если есть образование по направлению деятельности (например, образование высшее художественное и педагог преподает ИЗО)? Прошу помочь разобраться ,так как одни педагоги говорят,что достаточно курсов повышения квалификации,а другие говорят,что обязательна профессиональная переподготовка.

Добрый день, Анна! 1.Ответ на первый вопрос находим в ст.76 закона об образовании: дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программы повышение квалификации -это краткосрочные программы, объемом не менее 16 часов, и программы профессиональной переподготовки продолжительностью не менее 250 часов. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.
2.В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии со статьей 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ. Указанной статьей установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
3.Т.о., что достаточно для педагога, решает работодатель. Советуем руководствоваться нормативными документами, а не слухами.

Здравствуйте!
Прочитала про новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». У вас на сайте написано: «При этом наличие среднего профессионального образования или высшего образования — бакалавриата, направленность которого соответствовала преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), не освобождало от необходимости профессиональной переподготовки.»
Вопрос: разве по новому профстандарту наличие высшего образования, направленность которого соответствует преподаваемому предмету освобождает от необходимости профессиональной переподготовки?

Добрый день, Светлана! Согласно ст. 47 Федерального закона об образовании педработнику предоставлено
право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. В прежнем профстандаре были следующие формулировки:
«Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)…
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».
В новом профстандарте теперь это записано так:
«Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».

Добрый день, поясните пожалуйста фразу «Обращаем внимание, что в приказе от 5 мая 2018 года N 298н отсутствует положение о том, что «профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда» (ранее это требовалось)».
И еще вопрос если я закончила вуз по направлению «химия и биология», а работаю педагогом-организатором в художественно-эстетическом отделе, в связи с вступлением нового профстандарта я имею право работать не по своей специальности «химия и биология»?

Читать еще:  Разрешен ли обгон на регулируемых перекрестках ответ

Добрый день, Алена! Вообще-то блог не комментирует документы. Отсутствие этого положения означает, что положения этого стандарта не обязательны при приеме специалиста на работу. при решении вопроса о направлении работника на повышение квалификации и т.д. Отсюда следует, что вас могут принять на работу в учреждение допобразования в порядке, определенном п. 23 Порядка аттестации.

Добрый день! Объясните формулировку в новом проф. стандарте в разделе «требования к образованию и обучению» по отношению к должности «педагог-организатор» — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Это может означать, что для должности педагога-организатора достаточно просто любого среднего профессионального образования?

Добрый день, Елена! Блог не комментирует нормативные документы. Советуем обратиться в официальную организацию, например, на сайт Общероссийского Профсоюза образования, Учительской газеты и др.

Добрый день! столкнулась со следующей проблемой. Согласно Порядку проведения аттестации педработников СЗД устанавливается по истечении не ранее, чем через два года. и в этот период работник рассматривается как учитель без категории. Как производится оплата труда в таком случае? если можно , подскажите ссылку на документ, регламентирующий этот момент.

Добрый день, Елена! 1. Аттестация на СЗД на уровень зарплаты не влияет. 2.Нормативными документами об оплате труда на уровне школы являются соответствующие локальные акты школы, на уровне региона — нормативный документ органа власти субъекта РФ.

Я педагог дополнительного образования с25 летним стажем, образование средне специальное техническое. Работаю по программе декоративно прикладного искусства. Могут ли меня аттестовать на соответствие занимаемой должности по новым простагландинов.

Добрый день, Татьяна! Согласно Порядку аттестации ттестация педагогических работников в целях подтверждения
соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет аттестационными комиссиями образовательных организаций. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника
работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором содержится мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Так что все вопросы к вашему руководителю.

Хотелось бы конкретно понимать, я педагог дополнительного образования , прошла курсы переподготовки 522 часа ,педагогика и психология детей дошкольного возраста, могу ли я по новым профстандартам работать педагогом дом.образ. с детьми от 14 лет и старше. Или только с дошкольниками?

Добрый день, Юлия! Для официального ответа советуем обратиться в Минпрос России либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Добрый день, я имею диплом среднего профессионального образования по специальности: хоровое дирижирование, квалификация: руководитель творческого коллектива, учитель музыки. Нет записи «преподаватель». Имею ли я право по новым профсандартам преподавать в школе искусств предмет хор или мне нужно пройти переквалификацию.

Добрый день, Вероника! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Минпросвещения РФ либо Общероссийского Профсоюза образования.

Добрый день.
Есть кандидат на должность педагога-организатора в организацию доп образования, имеет средне-профессиональное оьращование по направлению экономика, неполное высшее по направлению экономика, готов пройти курсы переподготовки. Можем ли мы принять такого кандидата на работу, опираясь на новый проф стандарт.

Спасибо за ответ.

Добрый день, Анна! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Минпроса РФ либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Статьи по теме

Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.

Из статьи вы узнаете:

Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2019

Профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом №613н от 8.09.2015 г Минтруда РФ. Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в сфере практического управления персоналом.

Должностная инструкция методиста с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Скачать документы по теме:

Утвержденный документ используется и учитывается при:

  • формировании кадровой политики;
  • заключении трудовых договоров;
  • планировании обучения;
  • проведении оценки и аттестации;
  • установлении системы оплаты труда.

Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.

Подробнее о профстандарте педагога дополнительного образования в 2019 году читайте в статьях:

В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:

  • преподавателей;
  • тренеров-педагогов;
  • педагогов дополнительного образования;
  • педагогов-организаторов;
  • методистов.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

При формировании штатного расписания и составлении должностных инструкций, оформлении трудовых договоров руководители обязаны учитывать основные требования профессионального стандарта. Для управляющих должностей педагогического состава предлагаются названия должностей:

  • старший преподаватель;
  • старший тренер-педагог;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • старший педагог-организатор;
  • старший методист.

Компетенции педагога дополнительного образования:

  • организация деятельности по эффективному усвоению знаний, развитию умений и навыков;
  • создание условий для развития и формирования творческих способностей;
  • удовлетворение всех потребностей интеллектуального, нравственного, физического совершенствования;
  • организация досуга;
  • занятия по укреплению здоровья;
  • формирование профессиональной ориентации учащихся;
  • помощь при освоении программ дополнительного образования.

Профстандарт педагога дополнительного образования 2019

Профстандарт педагога доп. образования содержит требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска. При заключении трудового договора, составлении должностной инструкции работодателю необходимо учитывать основные параметры.

О должностной инструкции специалиста по персоналу по профстандарту читайте здесь

Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Требования к образованию профстандарта педагога доп. образования:

  • среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • высшее образование по направленности бакалавриат;
  • дополнительное профессиональное образование, соответствующее направленности или профилю общеобразовательных программ или преподаваемому учебному курсу.

При отсутствии специального педагогического образования, профессиональная программа осваивается после трудоустройства. Освоение дополнительных программ по соответствующему профилю рекомендовано один раз в три года.

Требования к опыту

Старший преподаватель, старший тренер-педагог, старший педагог дополнительного образования, старший педагог-организатор, старший методист обязаны иметь опыт практической работы не менее двух лет.

К остальным преподавателям дополнительного образования такие строгие требования не предъявляются. Трудоустройство возможно без опыта практической деятельности непосредственно после получения специального образования.

Особые условия допуска к работе с учетом профессионального стандарта педагога дополнительного образования:

  1. прохождение предварительного, периодического, внеочередного медицинского осмотра в соответствии с законодательством РФ;
  2. прохождение аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности;
  3. отсутствие любых ограничений на осуществление педагогической деятельности.
  • набор и обучение учащихся по дополнительным общеразвивающим программам;
  • обучение по дополнительным предпрофессиональным программам;
  • организация, мотивация, стимулирование деятельности учащихся;
  • консультации по вопросам профессионализации;
  • коррекция, контроль и помощь в деятельности на занятиях;
  • модернизация, разработка оснащения для успешной деятельности;
  • формирование предметно-пространственной среды для успешного освоения дополнительных общеобразовательных программ обучения.

Как применять профстандарт педагога дополнительного образования

Профстандарт педагога дополнительного образования разработан для осуществления успешной профессиональной деятельности. Применять его обязаны работодатели при формировании систем управления и кадровой политики.

Читать еще:  Программа улучшения жилищных условий многодетным семьям

При наборе персонала стоит уделять особое внимание профессиональной подготовке и уровню квалификации соискателей. При таком способе в дальнейшем не придется затрачивать дополнительные средства для организации профессионального обучения.

Независимо от уровня образования педагогов дополнительного образования, осваивать новые методики обучения и развития рекомендуется не реже одного раза в три года. Это позволит внедрять современные методики в профильные и общеобразовательные программы. Также это способствует тому, чтобы работать успешно в меняющихся условиях, когда требования к системам обучения претерпевают соответствующие изменения.

Учитывая профстандарт педагога дополнительного образования при разработке должностных инструкций, можно избежать ошибок.

Должностная инструкция преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Умения по профстандарту педагога дополнительного образования по освоению общеобразовательных программ не описаны подробно в квалификационном справочнике. Соответственно, работодателю необходимо учитывать требования всех существующих нормативных документов и действующих законов.

Какими умениями должен обладать педагог, помогающий освоить общеобразовательные программы:

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:

  • разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
  • изучение рынка услуг;
  • формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.

Должностная инструкция старшего преподавателя с учетом требований профстандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:

  • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
  • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
  • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
  • апробировать разработанные инструменты;
  • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
  • обрабатывать первичные результаты.

Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

  • внедрение эффективных методик усвоения;
  • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
  • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
  • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

  • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
  • основными правилами создания информационных материалов;
  • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
  • техниками и приемами убеждения;
  • способностями слушать собеседника;
  • приемами вовлечения в деятельность;
  • способами быстрого разрешения конфликтов.

Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.

Статьи по теме

В условиях последовательного реформирования образовательной среды особо актуальным становится вопрос пересмотра устаревших требований к квалификации учителей, долгое время определяемые в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками и типовыми должностными инструкциями. Переход на профессиональный стандарт педагога, составленный с учетом актуальных задач отрасли и новых общественных запросов, призван помочь:Почему переносят профессиональные стандарты в общем образовании и что хотят в них поменять?

  • сформировать четкий образ современного учителя, соответствующий целевым ориентирам образовательной сферы;
  • определить точные критерии отбора преподавательских кадров;
  • обеспечить должный уровень информированности педработников о предъявляемых квалификационных требованиях;
  • разработать пути и методы целевого образования школьных учителей, в том числе посредством переподготовки;
  • создать оптимальные условия непрерывного профессионального развития специалистов.

Профстандарт педагога – это ориентир для руководителя в выборе курсов повышения квалификации, на которые нужно регулярно отправлять учителей. В Школе Менеджера образования собраны курсы для педагогов по самой разной тематике и все они соответствуют требованиям профстандарта. Например, учителю русского языка стоит пройти программу «Компетенции учителя русского языка». Преподавателю математики – «Компетенции учителя математики».

Профессиональный стандарт учителя: нормативная база и трактовка

Идея внедрения профстандартов в образование не нова — пилотный проект, предусматривающий пересмотр комплекса педагогических компетенций, был утвержден еще в 2013 году, но ввиду невозможности быстрой адаптации документа с учетом регионального, возрастного и материально-технического фактора его адаптация откладывалась. В актуальной нормативной документации четко закреплено, что такое профессиональный стандарт педагога — это совокупность требований, предъявляемых к образованию, уровню профессиональных компетенций и личностных качеств учителя или лица, претендующего на такую должность.

На сегодняшний день разработаны четыре профессиональных стандарта в области образования:

  • педагога (учителя, воспитателя) — утвержден приказом Минтруда РФ № 544н от 18.10.2013 г.;
  • педагога дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда РФ № 613н от 8.09.2013 г.);
  • педагога-психолога — утвержден приказом Минтруда РФ № 514н от 24.07.2015 г.;
  • специалиста в области воспитания (приказ Минтруда РФ № 10н от 10.01.2017 г.).

Что касается унифицированных требований, определяющих уровень квалификации и перечень компетенций педагог-психолога и специалиста в области воспитания, то сомнений в их содержании и порядке применения нет. Вместе с тем утвержденный профессиональный стандарт педагога, скачать текст которого можно по ссылке в конце статьи, нуждается в пересмотре, общественном обсуждении и внедрении в тестовом режиме, что и было реализовано на базе отдельных образовательных организаций. В соответствии с инициативой Общероссийского Профсоюза образования на государственном уровне планируется приостановление реализации проекта Профстандарта педагога до 1 сентября 2019 года, что обусловлено рядом причин:

  1. Необходимостью установления дифференциации владения учителями профессиональными компетенциями.
  2. Важностью оперативного установления соответствия между ФГОС высшего образования и требованиями профстандарта (на конец 2019 года имеются различия).
  3. Значимостью разработки траекторий развития для разных категорий педагогических работников, которые на момент внедрения правительственного проекта оказались в неравных условиях, что стало причиной снижения уровня мотивированности и стремления к успешной профреализации.

Однако представленная выше информация не означает, что плановую подготовку к реформированию кадровой работы следует отложить на длительное время. Напротив, ввиду значимости грядущих изменений руководителям образовательных организаций важно детально изучить проект профстандарта педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, чтобы к 1 января 2020 года (финальный срок реализации проекта, закрепленный в нормативной документации) опираться на перечень компетенций, представленных в стандарте, при приеме на работу в школу новых сотрудников.

Для повышения уровня компетентности действующего педагогического состава, разработайте план повышения квалификации педагогов. Академия Ресурсы образования создана специально для руководителя образовательной организации. В Академии вы сможете заранее спланировать обучение каждого сотрудника, выбрать подходящую программу обучения. Так вы заранее подготовите педагогов к введению профессиональных стандартов.

Стандарт педагога РФ призван стать официальным документом, который регламентирует различные аспекты трудовой деятельности, в частности, прием на работу и карьерный рост. Главной особенностью нового профстандарта по сравнению с действующими нормами является возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей, дополнения внутренними стандартами, зависящими от специфики образовательной организации.

Для грамотной и качественной оценки результатов работы Ваших педагогов рекомендуем

Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, которые сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. По окончанию курса выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Читать еще:  Не выплачивают расчетные при увольнении куда обратиться

Структура и характеристики профстандарта педагогов 2019

Доработанный и обновленный профстандарт педагога 2019, утвержденный Правительством РФ, скачать который в хорошем качестве можно одним кликом, структурно практически не отличается от аналогичных документов, что обусловлено едиными нормами к нормативным актам такого образца, закрепленными приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 г. Документ разделен на такие структурные блоки:

  1. Общие сведения о роде деятельности (дошкольное, начальное, основное общее или среднее общее образование), основная цель профактивности (оказание образовательных услуг), группа занятий, в которой представлена дифференциация педагогического персонала и вид экономической деятельности.
  2. Описание трудовых функций с учетом квалификационных уровней.
  3. Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации, образованию и опыту учителя, воспитателя, преподавателя.
  4. Сведения об организации-разработчике документа.

Профессиональный стандарт педагога начальной школы, учителей-предметников характеризуется рядом отличительных особенностей, к числу которых следует отнести:

  1. Наличие списка профкомпетенций и требований к уровню квалификации граждан, занимающихся педагогической деятельностью профессионально.
  2. Возможность изменения и переработки отдельных пунктов документа с учетом региональных особенностей и специализации школы.
  3. Наличие дополнительных требований к учителям, преподающим математику и русский язык (предметы, успешная аттестация по которым является обязательным условием для успешного прохождения ЕГЭ).
  4. Закрепление дифференциации стандартов для учителей разного уровня квалификации.
  5. Отсутствие разграничения между профессиональными и личностными качествами работников сферы образования.
  6. Отказ от формального подхода в пользу личностного: при оценке показателей педагогической работы следует принимать во внимание индивидуальные особенности учителя, что гарантирует возможность успешного применения нестандартных (но эффективных!) педагогических методик.

Разработчики нового стандарта педагога уверены, что реализация проекта позволит создать оптимальные условия для непрерывного профессионального совершенствования учителей начальной и основной школы, поиску возможностей для улучшения показателей труда и саморазвития. Вместе с тем важно отметить факт значительного расширения компетенций, ожидаемых от педработников, что может обусловить возникновение ряда трудностей.

Профессиональный стандарт педагога 2019: компетенции учителей

Требования профессионального стандарта педагога, апробация которого последовательно осуществляется в отдельных образовательных организациях и скоро станет повсеместной, базируется на восприятии учителя как ключевой фигуры в системе образования, что в условиях стремительно развивающегося общества и перехода на более высокую экономическую ступень обуславливает необходимость выделения комплекса новых компетенций. В соответствии с проектом нормативного документа, развитие профессиональных навыков и умений современного педагога следует обеспечивать через осознанный подход к выполнению должностных обязанностей, внедрение в повседневную деятельность аналитического и творческого компонентов, что и отражено в таблице.

Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ

Перечень компетенций
Педагог начальной школы, осуществляющий профессиональную деятельность по реализации программ начального общего образования
Трудовые действия, закрепленные в тексте профстандарта педагога 2019
  1. Проектирование учебно-воспитательного процесса с учетом требований ФГОС НОО и уровня развития первоклассников.
  2. Обеспечение последовательного перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством применения целевых педагогических приемов.
  3. Формирование у младших школьников предметных и метапредметных знаний и умений на уровне, гарантирующем возможность осмысленного изучения программного содержания средней школы, а также закрепление адекватной социальной позиции у обучающихся.
  4. Осуществление корректировки образовательного процесса с учетом возрастного, психоэмоционального и индивидуального факторов, а также с целью сохранения интереса к учебной деятельности.
  5. Осуществление объективного оценивания успехов и учебных возможностей младшеклассников, формирование высокого уровня мотивации и целеустремленности.
  6. Проведение с психологом профилактических действий, направленных на предупреждение сложностей в адаптации к условиям обучения в основной школе (реализуется с учениками четвертого класса).
  1. Формирование у школьников понимания значимости изучаемого предмета в общей картине мира, оптимальных способов овладения учебным материалом с учетом актуального образовательного контекста.
  2. Определение совместно с родителями, другими педагогами и специалистами школы траектории развития для каждого ученика (разработка индивидуального образовательного маршрута).
  3. Проектирование специальных видов учебной работы для детского контингента с особыми образовательными потребностями, одаренностью на основе типовых, авторских и собственных программных разработок.
  4. Формирование у детей навыков поликультурного общения.
  5. Организация учебной конкурсной деятельности — предметных олимпиад, конкурсов, проектной работы, образовательных игр.
Необходимые умения
  1. Оперативное реагирование на неформальные обращения детей, которые могут свидетельствовать о серьезных проблемах личностного характера.
  2. Ставить перед классом и учащимися различные учебные задачи и организовывать их решение (с обязательным сохранением предметного и надпредметного содержания), тем самым обеспечивая оптимальные условия для интеллектуального развития младших школьников.
  3. Систематически осуществлять корректировку индивидуальных образовательных маршрутов при взаимодействии с узкими специалистами, педагогами, родителями.
  1. Проводить учебные занятия с учетом психолого-педагогических, санитарных требований в соответствии с программным содержанием.
  2. Применять на уроках новаторские педагогические, информационные, проектные технологии, средства ИКТ и методы проблемного обучения.
  3. Своевременно выполнять разработку рабочей программ, обеспечивать реализацию поставленных учебных задач.
  4. Осуществлять контрольно-оценочную деятельность, в т.ч. с использованием современных технологий (ведения электронных журналов).
  5. Владеть навыками работы с текстовыми редакторами, браузерами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием.
  6. Владеть методами аргументированной защиты своей позиции.
  7. Устанавливать контакты со всеми участниками образовательного процесса, применять технологии выявления, разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Необходимые знания Для успешного выполнения должностных обязанностей, последовательного профессионального роста учитель начальных классов должен знать актуальные методы обучения, воспитания и развития младших школьников, содержание ФГОС НОО, программное содержание преподаваемого образовательного кластера, основы дидактики. Также важно понимание региональных условий и особенностей ведения учебно-воспитательного процесса в конкретной школе. Другие характеристики От всех педагогов без исключения требуется соблюдение правовых, нравственных и этических норм, следование правилам профессиональной этики.

Помимо перечисленных компетенций, профессиональный стандарт педагога с 1 января 2019 года, скачать который можно в хорошем качестве, предусматривает систему дифференцирования владения профессиональными компетенциями работниками отрасли по трем уровням:

  1. Учитель — осуществляет подачу учебного материала в соответствии с требуемыми параметрами, строит продуктивное взаимодействие с детьми, в том числе имеющими особые образовательные потребности и причисляемыми к группе риска, сотрудничает с родителями, систематически повышает уровень квалификации.
  2. Старший учитель — улучшение широко распространенных педагогических методик, разработка передовых приемов работы, проектирование программ коррекционной деятельности для участников образовательного процесса.
  3. Заведующий учителями — курирование образовательной работы по вопросам внедрения инноваций, координация деятельности педагогов и узких специалистов.

Применение профессиональных стандартов в образовании

Грядущая реформа, обуславливающая необходимость оценивания профессиональных компетенций педработников, вызывает много сомнений ввиду масштабности возможных изменений. Внедрение профстандартов в образовании с 2019 года обязывает образовательные организации разработать механизмы перехода на новые требования, что вызывает некоторые сомнения ввиду отсутствия законодательного регулирования данного вопроса. Ведущие эксперты образовательной сферы пришли к выводу, что наиболее рациональным решением может стать уполномоченной рабочей группы, на которую будет возложен ряд значимых обязанностей:

  1. Разработка списка профстандартов для педколлектива конкретной школы с учетом регионального фактора, учета материально-технических, финансовых, кадровых возможностей.
  2. Приведение в соответствие с профстандартами педагогов приказов, должностных инструкций и других локальных актов, регламентирующих порядок выполнения должностных обязанностей.
  3. Проектирование методов и утверждение порядка проверки сотрудников на соответствие новым квалификационным нормам.
  4. Составление отчета по результатам реализованных мониторингово-коррекционных действий и передача его директору школы.

“>

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *