Школа это образовательное учреждение или организация

3 сентября 2015

В чем заключаются отличия образовательных учреждений дополнительного образования от учреждения дополнительного профессионального образования и какие виды образовательных программ реализуют указанные учреждения?

1. Статья 23 Федерального закона от N «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N ) определяет типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по основным (ч. 2 ст. 23 Закона N ) и дополнительным (ч. 3 ст. 23 Закона N ) образовательным программам, реализация которых является их основной целью, а также по программам, реализация которых не является их основной целью (ч. 4 ст. 23 Закона N ). То есть в основу разграничения типов образовательных организаций в настоящее время положен критерий реализуемых такими организациями образовательных программ.

Таким образом, если образовательная организация в качестве основной цели деятельности реализует программу по дополнительным образовательным программам, то она, в зависимости от содержания такой программы, относится к организациям дополнительного образования или организациям дополнительного профессионального образования.

2. В рамках дополнительного образования выделяют дополнительные общеобразовательные программы, к числу которых относятся дополнительные общеразвивающиеся программы и дополнительные предпрофессиональные программы (п. 1 ч. 4 ст. 12 Закона N ), а также дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки (п. 2 ч. 4 ст. 12 Закона N ). Подобная система образования позволяет обучающимся осваивать одновременно несколько образовательных программ с учетом уровня их подготовки, практического опыта

Дополнительные общеразвивающие программы предназначены как для детей, так и для взрослых, а дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта — только для детей. Такое образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей составляются с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (ч. 1 ст. 75 Закона N ).

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона N ). Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает содержание этих программ и сроки обучения (ч. 4 ст. 75 Закона N ).

В отличие от дополнительного общеразвивающего и предпрофессионального обучения к освоению дополнительных программ профессионального образования допускаются лица, уже имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. При этом программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона N ), а программа профессиональной переподготовки — на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N ).

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также в форме стажировки (ч.ч. 11, 12 ст. 76 Закона N , п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от N 499).

Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной ею самостоятельно. Иные требования могут устанавливаться актами, соглашением сторон, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 76 Закона N ). При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, должны учитывать не индивидуальные психофизиологические особенности слушателей, а квалификационные требования, профессиональные стандарты соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (ч. 10 ст. 76 Закона N ).

Читать еще:  Москва свидетельство о праве на наследство квартиры

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся. Форма итоговой аттестации по результатам освоения дополнительных профессиональных образовательных программ определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (ч. 14 ст. 76 Закона N ). Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке (ч. 15 ст. 76 Закона N ). Причем образовательная организация самостоятельно разрабатывает процедуру утверждения форм документов о получении такого образования и закрепляет данную процедуру локальным актом организации (ч. 3 ст. 60 Закона N , ответ на вопрос 23 письма Минобрнауки от N 06–735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества.

4 сентября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В хозяйственном праве существует градация юридических лиц по типам и видам. Учитывая всё большее проникновение законодательства в жизнь каждого человека, мы не можем отделиться от данной реальности. Для многих людей термин «учреждение» является синонимом слова «организация» (и наоборот), хотя это не так. В чём разница между данными понятиями и почему так важно отграничивать их друг от друга?

Учреждение – некоммерческое юридическое лицо, созданное для решения социальных, управленческих, культурных и иных задач за счёт средств собственника. Иными словами, данное лицо не направлено на получение прибыли и существует за счёт спонсорской помощи или дотаций. Собственником может быть абсолютно любой субъект правоотношений (физическое или юридическое лицо, государство, город и т.д.).

Организация – объединение людей и ресурсов, созданное для выполнения тех или иных задач, удовлетворения интересов и нужд людей. Распределение ролей и обязанностей может быть как формальным, так и неформальным. Организации, действующие в сфере экономической и политической деятельности, нуждаются в обязательной регистрации. В то же время, часть неформальных объединений (союзы художников, группы по интересам), могут действовать совершенно свободно на принципах добровольного участия.

Итак, понятие «организация» — широкое, сюда входят государственные, муниципальные, общественные юридические лица, в том числе и учреждение. Они могут быть спортивными, военными, культурными, просветительскими. Значительная часть организаций либо ведёт коммерческую деятельность, либо обладает таким правом. Учреждение же всегда является некоммерческим юридическим лицом, которое не направлено на получение прибыли. Его содержит собственник (физическое или юридическое лицо), который покрывает все расходы.

Учреждение всегда действует на легальной основе. Применительно к организациям, они могут быть и противозаконными (преступная, террористическая, религиозно-деструктивная). Учреждение должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Его создатели готовят устав, который утверждается их общим решением. Организация тоже может быть зарегистрирована. В некоторых странах (из близких нам – Беларусь) регистрация обязательна, а за её отсутствие можно понести уголовную ответственность. Но в развитом мире формальное закрепление объединения не является необходимым, так как, в противном случае, это нарушает базовые права и свободы человека. В крайнем случае, работает уведомительный порядок.

Решаем юридические и финансовые вопросы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Смотреть что такое «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» в других словарях:

Образовательное учреждение — (англ. edi cational institution) в РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии с… … Энциклопедия права

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно правовым… … Профессиональное образование. Словарь

образовательное учреждение — — EN educational institution An organization or establishment devoted to the act or process of imparting or acquiring knowledge or skills. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

Читать еще:  Электронный проездной документ ржд является ли билетом

Образовательное учреждение — Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение,… … Википедия

образовательное учреждение — 3.5 образовательное учреждение (educational organization): Организация, предоставляющая образовательную услугу (см. 3.4). Источник: ГОСТ Р 52614.2 2006: Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 2001 в сфере … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Образовательное учреждение — (англ. edi cational institution) в РФ учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии с… … Большой юридический словарь

Образовательное учреждение — Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Закон Российской Федерации от… … Словарь юридических понятий

Образовательное учреждение интегрированного обучения — образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений … Официальная терминология

Образовательное учреждение общего назначения — дошкольное, общеобразовательное или образовательное учреждение профессионального образования, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С… … Официальная терминология

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Энциклопедия права

Понятие учреждения и предприятия, их общие черты

Под предприятием понимают прежде всего коммерческую организацию, соответственно её деятельность направлена на получение выгоды. Она наделена статусом юридического лица. Предприятие имеет собственный баланс, счета расчётный и банковский, печать, самостоятельно распоряжается производимой продукцией и распределяет полученную прибыль. Основу его деятельности составляет его имущество. Предприятие может преследовать исключительно коммерческие цели:

  • Производство какой-либо продукции.
  • Торговля товарами.
  • Предоставление услуг.
  • Выполнение работ.

Учреждение же это некоммерческая организация. Она выполняет задачи не связанные с получением прибыли, например просветительская, социальная или образовательная деятельность. Учреждениями являются различные органы управления, здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительные органы. Разнообразие таких организаций очень велико.

Среди общих черт учреждений и предприятий можно назвать то, что они не имеют юридически властных полномочий и не являются субъектами государственного управления. Это различные виды организаций, осуществляющих свои функции с целью удовлетворения духовных, материальных и иных запросов общества и государства.

Виды предприятий и учреждений

В соответствии с формой собственности предприятие может быть индивидуальное, частное, коллективное, государственное или совместное. Индивидуальное базируется на личной собственности и деятельности физического лица. Частное расширяет права этого лица до найма работников. Коллективное функционирует на основе собственности трудового коллектива, а государственное принадлежит государству. Совместное же является продуктом объединения имущества разных собственников. В зависимости от вида деятельности предприятие может быть торговым, промышленным, химическим и т. д. По масштабам деятельности — малым, средним или крупным.

Учреждения прежде всего делят на государственные, муниципальные и частные. Эта градация зависит от собственника такой организации. Учредителями государственных учреждений являются различные государственные органы. Частных — физические или юридические лица. А муниципальных — государственные муниципальные образования. Помимо этого учреждения подразделяются на бюджетные, казённые и автономные.

Различие между учреждением и предприятием

Как следует из определения, основное различие между двумя этими организациями это цели их деятельности. У предприятия это получение прибыли, а у учреждения оказание услуг, необходимых в долговременной перспективе. Эффективность предприятия оценивается исключительно по уровню его рентабельности, а имущество его принимается на праве хозяйственного ведения. Успешность функционирования учреждения оценить сложнее. Для этого необходим анализ результатов его деятельности, который покажет насколько успешно оно выполняет свои функции. Имущество такой организации принимается на праве оперативного управления.

Читать еще:  Правила получения разрешения на травматическое оружие

Вообще, различия этих двух видов организаций можно отследить по четырём показателям:

  1. Цели деятельности. Если функционирование организации направлено на получение прибыли, то это предприятие.
  2. Деятельность. Коммерческая или иная.
  3. Функции. У предприятия они производственно-торговые либо торговые, а у учреждения управленческие, социальные и т. д.
  4. Права на имущества. Руководитель осуществляет оперативное управление имуществом учреждения или хозяйственное ведение имуществом предприятия.

Эти показатели дают однозначное представление о различиях в деятельности учреждений и предприятий. Проанализировав таким образом любую организацию можно определить к какому классу она относится.

Разница между учреждением и организацией

В хозяйственном праве существует градация юридических лиц по типам и видам. Учитывая всё большее проникновение законодательства в жизнь каждого человека, мы не можем отделиться от данной реальности. Для многих людей термин «учреждение» является синонимом слова «организация» (и наоборот), хотя это не так. В чём разница между данными понятиями и почему так важно отграничивать их друг от друга?

Учреждение – некоммерческое юридическое лицо, созданное для решения социальных, управленческих, культурных и иных задач за счёт средств собственника. Иными словами, данное лицо не направлено на получение прибыли и существует за счёт спонсорской помощи или дотаций. Собственником может быть абсолютно любой субъект правоотношений (физическое или юридическое лицо, государство, город и т.д.).

Организация – объединение людей и ресурсов, созданное для выполнения тех или иных задач, удовлетворения интересов и нужд людей. Распределение ролей и обязанностей может быть как формальным, так и неформальным. Организации, действующие в сфере экономической и политической деятельности, нуждаются в обязательной регистрации. В то же время, часть неформальных объединений (союзы художников, группы по интересам), могут действовать совершенно свободно на принципах добровольного участия.

Итак, понятие «организация» — широкое, сюда входят государственные, муниципальные, общественные юридические лица, в том числе и учреждение. Они могут быть спортивными, военными, культурными, просветительскими. Значительная часть организаций либо ведёт коммерческую деятельность, либо обладает таким правом. Учреждение же всегда является некоммерческим юридическим лицом, которое не направлено на получение прибыли. Его содержит собственник (физическое или юридическое лицо), который покрывает все расходы.

Учреждение всегда действует на легальной основе. Применительно к организациям, они могут быть и противозаконными (преступная, террористическая, религиозно-деструктивная). Учреждение должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Его создатели готовят устав, который утверждается их общим решением. Организация тоже может быть зарегистрирована. В некоторых странах (из близких нам – Беларусь) регистрация обязательна, а за её отсутствие можно понести уголовную ответственность. Но в развитом мире формальное закрепление объединения не является необходимым, так как, в противном случае, это нарушает базовые права и свободы человека. В крайнем случае, работает уведомительный порядок.

  1. Объём понятий. Организация – понятие более широкое, и в него входит, в числе прочего, термин «учреждение». К примеру, к числу социальных организаций относят учреждения и фонды, а также временные группы для сбора средств, поиска спонсорской помощи.
  2. Получение прибыли. Учреждение всегда действует на некоммерческой основе и является заведомо убыточным проектом. Если под видом социальной деятельности получают прибыль, это противозаконно. Организации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими, юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке, имеют право на получение прибыли с соблюдением требований закона.
  3. Обязательность регистрация. Учреждения нуждаются в формализации своего существования, в то время как организации – лишь в определённых случаях.
  4. Правовые основания деятельности. Учреждение существует на основании устава, который утверждён учредителями. Организация может иметь правоустанавливающие документы, если она зарегистрирована в установленном порядке. Но если она находится вне правового поля, то в таких бумагах нет никакого смысла.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *