Штраф за неиспользование земельного участка под ижс

Сегодня законодатель идет по пути ужесточения мер за ненадлежащую эксплуатацию наделов земли.

Контролирующим органам теперь доступны высокотехничные методы обследования территорий: спутниковая система съемки, расчет координат при помощи системы ГЛОНАСС. Единый государственный реестр прав, база государственного фонда данных и инвентаризации земель позволяет безошибочно определить закрепленный за определенной частью поверхности вид допустимого использования.

Что такое нецелевое использование земли и неосвоение участка

Понятие использования территории вразрез с предусмотренными целями раскрыто в ст. 42 ЗК РФ и 285 ГК РФ. Данные нормы регламентируют, что такая эксплуатация надела – это освоение предоставленной территории в нарушение закрепленного за ней целевого назначения, категории и разрешенного использования.

Также неправомерной является разработка земельного надела способом, нарушающим правила рационального пользования землей, наносящим вред участку как природному объекту и травмирующим окружающую среду.

Под неиспользованием (неосвоением) земельного участка следует понимать отсутствие в течение определенного законодательством срока признаков его освоения, за исключением периода времени, когда пользоваться территорией по целевому предназначению было невозможно из-за природных катаклизмов либо других исключительных обстоятельств.

Рассмотрим применяемые к нарушителям меры воздействия и их последствия.

Штраф за нецелевое использование земельного участка

Административные санкции применяются при пользовании землей вопреки ее целевому назначению, обозначенному типу земель и (или) установленному разрешенному использованию. Величина варьируется в зависимости от наличия кадастровой оценки земель.

Пунктом 1 ст. 8.8 КоАП России установлено взыскание в следующих размерах:

Кадастровая стоимость есть, %

Кадастровой стоимости нет

от 0,5 до 1, но не ниже 10 000 р.

от 10 000 до 20 000 р.

от 1 до 1,5, но не меньше 20 000 р.

от 20 000 до 50 000 р.

от 1,5 до 2, но не менее 100 000 р.

от 100 000 до 200 000 р.

Штраф за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Правоотношения, связанные с освоением сельхозземель, урегулированы отдельным ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Действие последнего не распространяется на дачные, огородные, садовые наделы земли, территории гаражного и личного подсобного хозяйства, а также земли с возведенными на них объектами недвижимости.

Статья 8.8 КоАП России (п. 2) регулирует штрафные санкции, также зависящие от оценки:

если в течение 3 и более лет участок не используется для ведения с/х производства

если участок, приобретенный на публичных торгах, не используется для с/х целей в течение 1 года с момента получения на него права собственности

от 0,3 до 0,5, но не ниже 3 000 р.

от 0,1 до 0,3, но не менее 2 000 р.

от 0,5 до 1,5, но не меньше 50 000 р.

от 2 до 10, но не менее 200 000 р.

от 1 до 6, но не меньше 100 000 р.

от 0,1 до 0,3, но не ниже 2 000 р.

Штрафы за неиспользование земельного участка под ИЖС

Пунктом 3 ст. 8.8 КоАП России регламентировано взыскание при неосвоении территории под жилищное строительство, строительство иных объектов, для ведения огородничества и садоводства на протяжении 3 лет:

Кадастровая стоимость есть, %

Кадастровой стоимости нет

от 1 до 1,5, но не меньше 20 000 р.

от 20 000 до 50 000 р.

от 1,5 до 2, но не меньше 50 000 р.

от 50 000 до 100 000 р.

от 3 до 5, но не ниже 400 000 р.

от 400 000 до 700 000 р.

Штраф и предписание об устранении выявленных нарушений законодательства выносит уполномоченный орган исполнительной государственной власти. Такими функциями наделены территориальные органы Росреестра.

Административные меры также применяются в соответствии с п.4 ст. 8.8 КоАП России

за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в отношении:

граждан в размере от 20 000 до 50 000 р.;

должностных лиц – от 100 000 до 200 000 р.;

юридических лиц – от 200 000 до 400 000 р.

Изъятие земли за ненадлежащее освоение

Последствием неуплаты назначенного штрафа и неисполнения предписания контролирующего органа об устранении ненадлежащего освоения территории, может являться принудительное изъятие земельного надела.

Статьями 284 и 285 ГК РФ определено, что изъятие земли происходит и в случае ее нецелевого применения, и при неосвоении участка на протяжении времени, установленного законодательством. При этом землю у нарушителя отберут вне зависимости от вида прав на нее. Закон действует как на собственников, так и на пользователей всех категорий земель, перечисленных в ст.7 ЗК РФ.

Поводом для принудительного изъятия служит выявление всех вышеперечисленных злоупотреблений правами на землю:

неиспользование надела земли на протяжении срока, предусмотренного законом;

грубое нарушение рационального землепользования;

эксплуатация территории не по целевому предназначению, вопреки установленному виду допустимого использования;

неприведение земельного участка в состояние, пригодное для его дальнейшего освоения.

Изъятие осуществляется на основании судебного решения, кроме случаев принадлежности участков публично-правовым образованиям. Неправомерное, с Вашей точки зрения, вменение административных мер либо изъятие можно обжаловать. Лучше обращаться в суд, заручившись помощью профессионального юриста.

Читать еще:  Размер обеспечения исполнения обязательств по договору

Осуществлять эксплуатацию надела земли строго по целевому предназначению, с учетом вида его разрешенного использования, и своевременно приступать к его освоению – прямая обязанность землепользователей, закрепленная законодательно. Ведь земля – самая главная ценность, требующая постоянной охраны и очень бережного отношения к ней.

На основании оформления земельного участка (ЗУ) в собственность или аренду, законодательство обязывает правообладателей наделов следовать обязательству по его обработке в соответствии с установленным регламентом целевого назначения земель. Особенно, когда речь идёт о плодородных необработанных сельскохозяйственных угодьях.

Рассмотрим возможные нарушения, их последствия и способы предотвратить проблемы с законом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Ответственность за нарушения

ЗУ предназначенные для сельхоз работ отличаются от прочих массивов специфическими характеристиками:

  • повышенным плодородием;
  • подходящим ландшафтом;
  • обилием заливных лугов;
  • прочими свойствами, допускающими развитие сельского хозяйства.

Поэтому земельное и административное законодательство, а также ряд соответствующих законодательных актов стоят на их охране, надзирая за сохранностью земельного богатства страны и выделяя разновидности нарушений землепользования.

Нецелевое использование

Целевое использование регулируется положениями ч. 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.02 г. и статьями 8.8, 23.21 КоАП РФ. Оно выявляется на основании действий правообладателя, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, но проводятся на установленной категории земель, в нарушение регламента. За допущенное правонарушение предусматривается взимание штрафа в следующих объёмах:

  • для граждан и ИП – 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 0,5-1,5%, но не менее — 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 2-10%, но не менее — 200 тыс. руб.

О видах разрешенного использования сельхоз земель мы писали в этой статье.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Нарушение признаётся, если ЗУ приобретён в результате публичных торгов, но в течение последующего после приобретения календарного года никак не используется. Или его использование прекратилось, о чём в администрации населённого пункта имеются неоспоримые сведения.

Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв регулирует статья 8.7 КоАП РФ.

В этом случае наступает ответственность:

  1. для граждан и ИП – 0,1-0,3% кадастровой стоимости, но не менее 2 тыс. руб.;
  2. для юридических лиц – 1-6%, но не менее — 100 тыс. руб.

Если не проводятся мероприятия по рекультивации ЗУ предусмотрено взыскание штрафов:

  • физическим лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 50-100 тыс. руб.;
  • компаниям – 400-700 тыс. руб.

Если не проводятся обязательные мероприятия по защите плодородного слоя почвы от эрозийных и иных повреждений, влияющих на качество земель, вменяются штрафы в тех же размерах.

Другие

Земли сельскохозяйственного назначения– динамичная структура, с взаимосвязанным и взаимозависимым функционированием, которая может быть нарушена в результате различных безграмотных действий владельцев ЗУ. Поэтому любое нарушение регламента использования влечёт ответственность, что регулируется дополнениями к законодательству, внесёнными Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.16 г.

Нарушения при проведении мелиоративных работ предусматривают штрафы:

  1. физ.лицам – 1 500 руб.-2 тыс. руб.;
  2. должностным лицам – 2-4 тыс. руб.;
  3. компаниям – 30-40 тыс. руб.

При нарушениях в эксплуатации гидротехнического сооружения, объёмы взысканий следующие:

  • физ.лицам – 500 руб.-1 тыс. руб.;
  • должностным – 1-2 тыс. руб.;
  • компаниям – 10-20 тыс. руб.

Повреждение мелиоративной системы предусматривает взимание:

  1. с физ.лиц – 1 тыс. руб.-1, 5 тыс. руб.;
  2. с должностных – 2-3 тыс. руб.;
  3. с компаний – 20-30 тыс. руб.

Положения статьи 7.1 КоАП РФ предусматривают ответственность за использование не принадлежащей правообладателю земли, при установлении кадастровой стоимости ЗУ взыскивают:

  • с физ.лиц – 1-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • с должностных – 1-1,5%, но не менее 20 тыс. руб.;
  • с компаний – 2-3%, но не менее 100 тыс. руб.

Если не установлена кадастровая стоимость, взыскивается:

  1. с физ.лиц – 5-10 тыс. руб.;
  2. с должностных – 20-50 тыс. руб.;
  3. с компаний – 100-200 тыс. руб.

Штраф является лишь дополнительной мерой, допущенные нарушения требуется устранить за счёт нарушителя.

Основные признаки нарушений

Основания для взысканий оформляются решением административной комиссии или суда, вносятся в акты и заключения экспертов. Поэтому они должны иметь фактическую и юридическую основу для их законного оформления. То есть – описываться в актах законодательства и выявлять несоответствие по внешнему виду участка.

Нецелевое использование

Здесь обращают внимание на необходимость обработки почв в соответствии с назначением:

  • огороды должны быть вспаханы и засажены;
  • сорная трава уничтожена;
  • плодородный слой обработан и удобрен;
  • на ЗУ, предусмотренных под садовые участки, – насажены саженцы.

Если вместо перечисленных и иных признаков в наличии – строительство капитального жилого дома, использование земель под промышленные нужды или складские помещения – налицо указанные нарушения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для работ, связанных с сельским хозяйством.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Здесь в первую очередь следует ориентироваться на отсутствие следов обработки земли в течение одного года. Если участок не обрабатывался – налицо нарушение. В этом случае надел будет выглядеть как бесхозяйный, заброшенный и не имеющий владельца.

Отдельным пунктом выделяется нарушение, если земли сельхоз назначения не обрабатываются, на них не проводятся необходимые мероприятия по рекультивации и защите почв от вредных воздействий, ухудшающих качество плодородного слоя, даже при условии возведения строений, ограждении участка забором.

Читать еще:  Периодичность прохождения медосмотра офисных работников

О рекультивации земель сельскохозяйственного назначения мы писали в отдельной статье.

Другие

К ним относятся повреждения гидромелиоративных устройств, которые выявляются на основании заключения компетентного специалиста, вырубка лесозащитной полосы и намеренное уничтожение ввозного объекта, использующегося как водный резервуар для полива земель. При самозахвате выявляются следы деятельности, производимой на территории, не принадлежащей лицу, произведшему данные работы.

Какие проводятся проверки?

Основной надзорной инстанцией за использованием земельных участков является Россельхознадзор. Этот орган назначен ПП РФ № 1 от 02.01.15 г. для проведения регулярных проверок по соблюдению ветеринарных и фитосанитарных норм, установленных законодательством. В сферу внимания Россельхознадзора входят только земли, участвующие в обороте согласно нормам ФЗ № 101-ФЗ, они не курируют деятельность садовых товариществ и кооперативов. Проверки нацелены на выявление нарушений:

  1. В соответствии с требованиями, запрещающими самовольное снятие, перемещение и уничтожение верхнего плодородного слоя почв, в том числе – в результате порчи из-за применения пестицидов, гербицидов и агрохимикатов.
  2. По нарушению экологии и окружающей среды несанкционированной деятельностью на участке.
  3. По проведению необходимых мероприятий, связанных с рекультивацией, гидромелиорацией и защитой земель от эрозии и иных вредных воздействий.
  4. Надзор за соблюдением обязательного использования земельного массива.

Проверки бывают следующие:

  • плановые – в соответствии с установленным и утверждённым графиком;
  • внеплановые – на основании жалоб и иных сигналов;
  • по предписаниям, выданным на основании выявленных нарушений;
  • совместные с административной комиссией рейды.

Плановые проверки назначаются один раз в 3-5 лет для одного земельного объекта. После выявления нарушений, в зависимости от их объёма, устанавливается срок для исправления. Срок и нарушения указываются в предписании. На основании предписаний проводятся повторные проверки.

Внеплановые мероприятия могут регулироваться лишь приблизительно, так как они проводятся по факту реагирования органа на жалобы, связанные с нарушением землепользования. При выявлении нарушений, здесь так же виновному лицу выдаётся предписание с указанием сроков исправления, в связи с чем, назначается повторная проверка.

Если речь идёт о садовых и садово-огороднических товариществах, землях под ЛПХ – ответственность за проверки возлагается на администрацию населённого пункта. Она вправе приглашать уполномоченных представителей из других инстанций, в том числе – Россельхознадзора.

Можно ли и как доказать свою невиновность?

Если правообладатель ЗУ получил предписание от административной комиссии или Россельхознадзора, то он может доказать свою невиновность, оспорив его в арбитражном или гражданском суде по месту расположения земельного участка. Предписание относится к ненормативным актам, которые подлежат обжалованию:

  1. Со стороны граждан и должностных лиц – в районном суде общей юрисдикции.
  2. Со стороны ИП или юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – в арбитражном суде.

Исковое заявление пишется по форме, предусмотренной статьями 131 ГПК РФ или 125 АПК РФ. В него включают сведения о проведённой проверке и предъявленных претензиях, с пояснениями и обоснованиями владельца участка о неправомерности их назначения. Обоснования доказательства невиновности могут состоять из нижеследующего:

  • свидетельской базы;
  • документальной базы;
  • заключений эксперта;
  • административных актов;
  • заключений санитарно-эпидемиологической службы;
  • актов противопожарной службы.

После подачи иска придётся встретиться с оппонентом в суде. Имеет смыл делегировать эту процедуру юристу, имеющему опыт ведения дел в судах, оформив на него доверенность. Если суд встанет на сторону истца, то его решение аннулирует обвинение, выдвинутое Россельхознадзором или администрацией, а штрафные санкции будут аннулированы.

За неиспользование ЗУ из числа земель сельхоз назначения, или за его использование с нарушением и не по целевому назначению, могут назначаться штрафы, соразмерные нормам КоАП РФ. Свою невиновность можно доказать, подав исковое заявление в гражданский или арбитражный суд, и выиграв дело.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела, либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям. В этом материале можно узнать, какая ответственность грозит за нецелевую эксплуатацию надела, и в чем заключается указанное нарушение законодательства.

Что это такое

Вся земля в границах РФ распределена между категориями, в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор. Статьей 7 ЗК РФ зафиксированы семь категорий земель, соответствующих различным целям назначения:

  • участки сельхозназначения;
  • территории населенных пунктов;
  • земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спецназначения;
  • участки охраняемых территорий;
  • земли, отнесенные к лесному фонду;
  • участки водного фонда;
  • земли, отнесенные к фонду запаса.

Присвоение участку определенной категории, а также перевод между ними, осуществляется нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.

Например, на наделах сельхозназначения не допускается возведение промышленного объекта, а на участках охраняемых территорий практически исключены любые виды строительства. Выявление указанных фактов повлечет направление владельцу участка требования о прекращении противоправных действий, после чего будут применены меры ответственности.

За нарушение правил целевого использования земли наступают следующие формы воздействия:

  • санкции по ст. 8.8 КоАП РФ;
  • прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения по ст. 45 ЗК РФ;
  • расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ;
  • изъятие надела у собственника при обстоятельствах, зафиксированных в ст. 284 ГК РФ.
Читать еще:  Организации без образования юридического лица пример

Разберем порядок привлечения к ответственности в каждом из указанных случаев.

Ответственность по КоАП РФ

Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:

  • в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
  • для назначения наказания не имеет значение, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
  • санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории и/или вида разрешенного использования.

Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф — его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта, либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0.5 до 1% от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тыс. руб.), либо от 10 до 20 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена).

Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:

  • по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;
  • по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхозназначения в течение одного года с возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;
  • неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительства иных объектов, огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.

Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.

Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории и/или вида разрешенного пользования.

Изъятие участка

Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:

  • у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхозназначения или ИЖС в течение трех лет, либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
  • за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.

Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:

  • выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора, обращения граждан или муниципальных учреждений;
  • направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;
  • оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;
  • рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;
  • если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;
  • если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;
  • при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.

Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитываться на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.

Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования и/или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения и т.д.

Найти нужное отделение Бинбанка на карте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *